Об этой дивизии ходили легенды. Как со всеми легендами, большинство их основано на преувеличениях и было создано уже спустя долгое время после событий.
Привилегированные «колонии»
Мусульмане Кавказа не подлежали обязательному призыву в армию Российской Империи даже во время войны. Сохранение за ними этой привилегии считалось платой за их лояльность. Боялись, что они восстанут против всеобщей воинской повинности. Да и не могли горцы принять порядки европейской армии с её казармой, муштрой и дисциплиной.
Вместе с тем, кавказцам не запрещалась добровольная военная служба. Империя высоко ценила боевые качества горцев, принесших столько хлопот в XIX столетии. Но война ХХ века требовала иного склада ума и характера. Она уже не могла основываться на одной лишь лихости в бою. К тому же воевать горцам на Первой мировой войне пришлось в непривычных условиях.
Экзотика и пропаганда
Все европейские державы, у которых были колонии, использовали экзотические войска. Своей внешностью и презрением к смерти они должны были внушать ужас в изнеженных противников. Так, у англичан был индийские войска, среди которых особой доблестью выделялись представители непальского племени гуркхов.
Император Николай II решил воззвать к чувству доблести джигитов и предложить им послужить «Белому Царю». Приказом от 23 августа (5 сентября) 1914 года формировалась добровольческая Кавказская Туземная дивизия. Она состояла из шести конных полков: Татарского (азербайджанского; азербайджанцы до революции назывались закавказскими татарами), Черкесского, Кабардинского, Чеченского. Ингушского и Второго Дагестанского.
Туземная дивизия задумывалась как элитная. Назначение на офицерские должности в ней получили, по протекции, многие представители высшей аристократии. Её первым начальником был назначен сам брат Государя – Великий князь Михаил Александрович. Не предполагалось, что Туземная дивизия будет принимать участие в ожесточённых боях. Да и не годилась она по своим качествам для этого. Её призванием была лихая рубка уже убегающего противника, то есть преследование разбитых и отступающих войск. Кроме того, сам слух о появлении на фронте «не знающих пощады кавказских дикарей» уже должен был наводить ужас на врагов – трусливых (по определению) пруссаков и австрияков.
Легенда и быль
Поэтому Туземная дивизия по большей части находилась в резерве. Но совсем без боёв, конечно, не могло быть. В марте 1915 года горцы атаковали врага, ночью переправившись через только что вскрывшийся Днестр. Отличилась «дикая» дивизия и однажды во время Брусиловского прорыва в 1916 году. Пропаганда военного времени и последующие литераторы многократно преувеличили значение этих отдельных эпизодов, как и количества врагов, пленённых джигитами. При этом джигитов считалось нужным поощрять щедрее, чем простых русских Иванов – отсюда огромный процент награждённых в Туземной дивизии.
О редком участии «дикой» дивизии в боях свидетельствуют её ничтожные потери. За три года войны из более чем 7000 её солдат и офицеров было убито 283 и ранено 1582. Тогда как в обычных кавалерийских и пехотных частях Русской армии сменилось в среднем по два их полных состава.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись