В 1656 году Диего Веласкес, талантливый живописец, придворный художник испанского монарха Филиппа IV получил заказ на очередной портрет инфанты Маргариты Терезы.
Картина, названная «Менины», стала вершиной творчества Веласкеса.
Картина-иллюзия
Портрет получился необычным: помимо Маргариты Терезы, художник изобразил отца и мать инфанты, испанского короля Филиппа IV Габсбурга и королеву Марианну Австрийскую, отражающихся в зеркале на заднем плане, придворных фрейлин, шутов и даже самого себя.
Как считают искусствоведы, по задумке Веласкеса на полотне запечатлён один из моментов работы живописца: королевская пара позирует художнику, и их дочь и придворные наблюдают за процессом. Картина как будто отражает то, что видят король и королева, выступая в роли моделей.
И всё же, несмотря на обилие персонажей, центр композиции — хрупкая фигурка девочки. Облачённая в тяжёлое парадное платье, в окружении подобострастно склонившихся придворных, она с достоинством взирает на зрителя. Художник необыкновенно точно передал её чувства: несмотря на юный возраст дочь короля прекрасно осознаёт своё высокое положение.
Портреты инфанты Веласкес писал и до, и после «Менин», и на каждом из них у принцессы, «маленького ангела», как называли её придворные, печальный задумчивый взгляд. Словно она знала наперёд, какая грустная судьба её ожидает.
Королевские хвори
Девочка росла болезненной — отец Маргариты Терезы, король Испании Филипп IV, приходился её матери дядей, а разница в возрасте между супругами составляла 30 лет. Все дети в семье страдали от наследственных заболеваний: к примеру, Карла II, взошедшего на престол после Филиппа IV, по причине многочисленных недугов и вовсе звали «зачарованным», считая, что все его хвори — результат колдовства, а не близкородственного брака его родителей.
По сравнению с братом, Маргарита болела гораздо реже, но и она в детстве несколько раз оказывалась между жизнью и смертью.
Единственная Маргарита
Отец очень любил дочь, он называл её «моя радость» и хотел как можно лучше устроить судьбу инфанты, не забывая при этом об интересах государства.
Вскоре жених был найден — Леопольд I, император Священной Римской империи. Он также принадлежал к династии Габсбургов, приходился Маргарите Терезе дядей и был старше невесты на 11 лет. Многочисленные портреты инфанты писали и для него: император, ожидая свадьбу, наблюдал как невеста, его «единственная Маргарита», взрослеет.
Любовь и ненависть
Когда Маргарите Терезе исполнилось 15 лет, состоялось её бракосочетание с Леопольдом I. Свадьба, которую провели в Вене, была необычайно пышной, а торжества по случаю этого события длились почти два года.
Несмотря на то, что брак был династическим, супруги питали друг к другу симпатию и не скучали вместе. Они оба любили музыку и театр, часто посещали оперы и балеты, а император несколько раз даже сам принимал участие в постановках королевского театра.
И всё же молодая императрица была несчастна — у неё почти не было друзей. Придворные ненавидели Маргариту Терезу — высокомерная, строгая испанка, плохо говорящая по-немецки, никак не могла снискать любовь подданных.
Свое отношение к императрице приближенные Леопольда I не скрывали, они почти открыто высказывали надежду на то, что Маргариты Терезы скоро не станет, а император женится повторно. Злые слова придворных оказались пророческими.
Государство превыше всего
Один за другим у императрицы появилось четверо детей, из которых выжила лишь одна дочь. Частые роды подкосили её и без того плохое здоровье, а пятая беременность стала для Маргариты Терезы последней. Не дожив до 22 лет, она скончалась.
Несмотря на публично выказываемую любовь к супруге, Леопольд I горевал совсем недолго. Через несколько месяцев он женился повторно — империя нуждалась в наследнике.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать:
Карл II Околдованный — самый несчастный испанский король или до чего доводят браки между родственниками
Как из безумца сделали героя — печальный жребий дона Карлоса