Караваджо (1571–1610) — скандальный итальянский художник XVII века. Он первый впустил реальность в живопись, когда изобразил паломника, поклоняющегося Мадонне, с грязными пятками. Его картины — это бытовые и библейские сюжеты, персонажи с эмоциональными лицами и черный фон, который наполовину поглотил все действие.
Почему Караваджо важно знать
С Караваджо начинается реализм искусстве — главное направление в живописи вплоть до авангардных течений XX века. Художник открыл возможности живой натуры, показал, что углубляться к реальность и познавать ее можно почти бесконечно.
С чего все начиналось
Художник родился в городе Караваджо под Миланом в семье архитектора. По документам, в 1584 году он поступает в мастерскую миланского художника Симоне Петерцано. Сейчас он почти забыт — это был мастер северного маньеризма. В конце 1580-х годов он уже самостоятельный мастер. Караваджо отправляется в Рим — художественную столицу Европы этого времени.
Караваджо в Риме
Караваджо приехал в Рим около 1591 года. В Риме у него нет денег и связей. Он живет в бедных районах, общается с маргиналами. Берется за любую работу — работает помощником римского мастера Кавалера д’ Арпино.
Тогда Караваджо начинает создавать свои первые произведения. Ранние работы римского периода датируют 1593 годом.
Никакого сюжета на картине нет, это натурная штудия с живой модели. Художник изображает конкретного человека, из простолюдинов, и соединяет портрет с темой натюрморта. Некоторые исследователи подозревают, что это — один из автопортретов Караваджо. На картине его занимает природа, реальная действительность, а не мифы или библейские сюжеты. Интереса к ней достаточно для написания картины. Воля художника определяется комплексом художественных задач, которые он видит для себя интересными.
Караваджо в доме кардинала
В 1597 году никому неизвестным художником интересуется кардинал Франческо дель Монте — представитель Ватикана и покровитель искусств. Бедный подмастерье перебирается в дом кардинала и продолжает работать над картинами сам. Так человек без денег, связей и опор становится востребованным мастером.
Пока Караваджо пишет картины с одним героем, явно с натуры — мужской типаж повторяется из картины в картину, а женских образов он почти не изображает. Монофигурные композиции не стали главной темой у художника. Несмотря на революционность, их было не так легко продать.
Мотивация в этой композиции — испуг, эмоциональная реакция на укус. А доказательство профессионализма художника — стеклянный сосуд. Это сложнейшая задача, которой не интересуются флорентийские художники. У художников северной Италии, откуда родом Караваджо, умение изображать стекло всегда ценилось. Стекло, пронизанное воздухом, наполненное водой с отражениями. Все это доступно его кисти.
Что говорит о том, что на картине — реальная модель? Прежде всего, загорелое лицо. У Вакха загорелое лицо и незагорелое тело. Караваджо изображает человека, который много времени проводит на солнце. Загар — это абсолютно недопустимое состояние лица аристократа. Снова на переднем плане — стеклянный сосуд с вином, Караваджо жонглирует профессионализмом. Картина называется «Вакх», но связь с античностью условная, фигура просто слегка задрапирована белой тканью. Более того, мы видим под локтем героя край полосатого матраса. Это театрализованная постановка, созданная для работы над картиной.
Рождение натюрморта
К раннему периоду творчества относится картина «Корзина с фруктами» (1597). Это первый натюрморт в истории итальянской живописи. Чем она интересна?
Отсутствие сюжета. Это в новинку само по себе. Отсутствие сюжета говорит о том, что художник не ставит перед собой идеологических задач. Его интересуют только формальные решения: как изобразить бархатистость и матовость кожуры, засохший лист и блеск отраженного света.
Символизм. Собранные в одной корзине плоды объединяет одно свойство — художник показывает их в момент максимального созревания. О состоянии зрелости, даже перезрелости, говорят вянущие листья, с которыми были сорваны некоторые из плодов, червоточины на поверхности яблока. Это плоды, которые достигли своего пика и теперь умирают.
Сцены музицирования и игры
Во второй половине 1590-х художник переходит от однофигурных картин к сценам гадания, музицирования, игры в карты. Они символизируют греховные и добродетельные ипостаси человека. Гадания относятся к греховным состояниям. Музицирование и сама музыка связаны с богом.
Как и натурщиков, Караваджо берет героев из окружающей жизни — пишет гадалок, которых встречает в тавернах. От живой натуры он переходит к изображению реалий человеческой жизни. При этом сцену максимально приближает к зрителю. Он не пишет фигуры полностью, а «кадрирует» самую интересную часть сцены, даже если для этого нужно обрезать персонажей. Следствие этого композиционного решения — разрушение невидимой преграды между иллюзорным пространством и пространством, в котором находится зритель.
Левая рука молодого человека своим локтем фактически продырявливает картинную плоскость, выдвигается навстречу нам. Так возникает ощущение участия в сцене.
В наше зрительское пространство вторгаются отдельные предметы: в этой сцене, молодой человек держит за спиной карты, которые видит только зритель, но не участники игры. Мы оказываемся у него за спиной, подобно тому, как за спиной у его противника стоит другой человек и подсматривает за картами.
Караваджо и церковные заказы
Цикл св. Матфея в капелле Сан Луиджи деи Франчези. В 1599 году благодаря протекции кардинала Караваджо получает заказ на оформление капеллы церкви Сан Луиджи деи Франчези для кардинала Контарелли. Две боковые стены решили украсить сценами из жизни апостола Матфея.
Главная задача, которую Караваджо ставит перед собой — втянуть зрителя в происходящее событие и сделать его убедительным. Чтобы каждый почувствовал себя участником происходящего.
Все герои библейской истории одеты в современные костюмы, действие происходит во времена Караваджо. Вечер. Матфей, сборщик податей, сидит за столом и считает монеты. Вместе с ним — три стражника и старик, возможно, хозяин таверны. Двое героев сосредоточены на деньгах, один смотрит на входящих, двое — в проем за их спинами.
Входящие находятся в тени. Поток света падает на них справа, он освещает спину одного и профиль другого. Тот, которого мы почти не видим, выбрасывает вперед руку с волевым, не терпящим возражений жестом.
Сидящий за столом человек, как бы переспрашивая, говорит: «Я должен что-то делать? Ты меня выбираешь?». Это призыв, который считывает только один из пяти присутствующих в комнате. Картина строится как театральная мизансцена, задача которой — максимальная степень убедительности.
Свет с одной стороны эффектно моделирует форму, а с другой выполняет режиссирующию роль. И если намек на возможности этой световой режиссуры уже присутствовали в более ранних произведениях, то теперь художник раскрывает полноту этого приема. Свет — это передача определенных идей, это расстановка акцентов, которая выявляет содержание происходящего.
Тему мученической смерти апостола Матфея Караваджо показывает трагичнее. В центре — убийство святого, а вокруг волнующаяся и эмоциональная толпа. Ангел спускает мученическую пальмовую ветвь с небес святому. Он переходит в это новое качество святых мучеников, получает вознаграждение за свою стойкость и веру.
Капелла Черази в ц. Санта Мария дель Пополо — второй крупный заказ для которой Караваджо пишет «Мученическую смерть апостола Петра» и «Призвание Савла».
Караваджо изображает крест, который поднимают палачи. Он показывает весь драматизм происходящего события: выстраивает диагональную композицию, показывает тяжесть креста напряженным фигурами палачей. Они постепенно распрямляются и создают почти физическое ощущение поднятие тяжести. Апостол, сопротивляясь этому движению, пытается сохранить естественное положение — разбухают его сосуды, он максимально напряжен. Здесь тоже ключевую режиссерскую роль играет свет. Он движется параллельно кресту. Максимально ярко освещен торс святого, лица палачей — в полной темноте.
«Призвание Савла» Караваджо изображает дословно. Призыв Христа, раздавшийся с небес нисходит на Савла оглушительны потоком света, который сбрасывает героя с лошади и на время ослепляет. Ослепший человек и испуганная толпа, которая разбегается вместе с лошадью. Ее круп заполняет большую часть полотна. Зачем так мощно изображена здесь лошадь? Для убедительности. Мы физически ощущаем высоту падения Савла. Высота этого падения — высота перехода из одного состояния в другое. Скоро Савл станет последним апостолом Павлом.
Бегство из Рима и смерть
После ряда церковных заказов, в 1606 году Караваджо обвиняют в убийстве одного из горожан и приговаривают к смертной казни. Он бежит в Неаполь. Начинаются последние 4 года творчества, жизни и скитаний мастера.
Через год Караваджо переезжает на Мальту. Сначала все складывается благоприятно, он становится рыцарем мальтийского ордена, работает по заказу. Здесь он пишет самые реалистичные работы:
«Воскрешение Лазаря» Караваджо он писал с настоящего трупа, выкопанного из могилы. Стиль художника меняется: возникает иная концепция света, более сложная. Свет уже не такой направленный и контрастный. Увеличивается пространство, уменьшаются фигуры.
Но и на Мальте скандального художника сажают в тюрьму. Оттуда он бежит на Сицилию, в 1609 году — обратно на Мальту. В 1610 году, по дороге в Рим, где он должен был получить разрешение от смертной казни от папы, он умирает от чумы или малярии.
Запомнить. Как отличить картину Караваджо
Реализм. Художник достоверно изображает натуру, его занимает эта игра и вызов — написать «похоже» и «убедительно».
Свет — режиссер. Свет показывает, кто из героев главный (выхвачен потоком света), а кто — второстепенный, кто хороший, а кто — злодей. Свет становится основой драматургии сцены.
Современные одежды. До Караваджо библейские и мифологические герои носили на картинах античные одежды. У Караваджо эти герои из прошлого одеты как современники.
Сюжеты. Однофигурные сцены с мужской моделью; сцены из жизни простолюдинов — игры, музицирование, уличные гадания; религиозные полотна, на которых герои похожи на простых людей.