В октябре 2018 года в Люксембурге пройдут выборы депутатов в Парламент. Всего в парламенте 60 мест, депутаты избираются сроком на 5 лет.
В связи с этим, развитие финансовой индустрии Люксембурга пока отходит на второй план.
Сможет ли новое правительство удовлетворить требования игроков финансового рынка? Удастся ли ему поддержать соответствующий уровень конкурентоспособности? Какое политическое влияние имеет финансовый сектор?
Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной аналитической статье.
Введение
Отметим, что финансовый сектор Люксембурга, занимает более 20% ВВП Люксембурга. Но он практически не имеет политического влияния по одной простой причине: в данной отрасли в основном заняты иностранные граждане. Только одна пятая сотрудников финансового сектора являются гражданами Люксембурга, согласно последним данным Национального Статистического Бюро Люксембурга Statec.
В свою очередь, многие представители политических партий негласно понимают, что финансовый сектор чрезвычайно важен для развития страны: в частности, для поступлений в госбюджет, для повышения занятости населения и для роста ВВП.
Накануне выборов
Естественно, в преддверии выборов избиратели выдвигают свои требования и предложения. Следует отметить, что профсоюзы, например, ведут себя весьма активно, составив огромный список требований, в отличие от игроков финансового рынка.
По словам главы Ассоциации Люксембургских Банков (ABBL), «Финансовой сектор не должен быть агрессивным в данном вопросе, поскольку развитие финансовой индустрии в Люксембурге — это, скорее, игра и уже сложившаяся традиция. Банкиры должны выглядеть солидно».
ABBL представил политическим партиям список требований, состоявший из семи пунктов, где, в частности, предлагаются меры по поддержанию конкурентоспособности финансового сектора и по привлечению новых квалифицированных кадров для работы в Великом Герцогстве.
Кроме того, ABBL призывает новое правительство отменить налог на капитал для компаний с помощью цифровизации и оперативной имплементации директив ЕС в национальное законодательство.
Таким образом, актуальные вопросы финансовой отрасли будут отложены в долгий ящик до формирования нового правительства. По прогнозам, после выборов политическое влияние финансового сектора может возрасти, но, с другой стороны, льготы финансистов и банкиров могут быть снижены, а некоторые эксперты и вовсе предвещают ограничение опционов на акции для руководителей фирм и управляющих инвестиционных фондов.
Актуальные проблемы финансового сектора
2017 год выдался весьма трудным для банковской и финансовой индустрии Люксембурга — чистая прибыль снизилась на 20%, ввиду перехода к цифровизации. Кроме того, существенно снизилась маржинальная стоимость финансовых услуг. В результате, в этом году финансовые предприятия вынуждены были проводить консолидацию и стабилизировать своё финансовое положение.
Кроме того, требуется больше государственного финансирования для главного финансового регулятора, Комиссии CSSF. Сейчас её финансирование на 100% состоит из налоговых поступлений.
Помимо этого, одной из основных проблем для всех игроков финансового сектора является высокая ставка корпоративного налога, которую ABBL предлагает сократить до 20–21%.
Данные требования направлены на поддержание конкурентоспособности люксембургского налогообложения на мировой арене, поскольку сейчас некоторые ставки налогообложения уже не так привлекательны для инвесторов и предпринимателей, по сравнению с государствами-членами ОЭСР.
В январе 2018 года многие компании столкнулись с повышением налогов, после имплементации законодательства ЕС об уклонении от уплаты налогов. Для многих корпораций в Люксембурге ставка налогообложения была повышена до 26%.
Таким образом, из-за актуальных проблем финансовой индустрии и при отсутствии соответствующих мер, Люксембург может потерять своё конкурентное преимущество в сфере налогообложения, если новое правительство оставит данные вопросы без внимания.
Инициативы от других игроков финансового сектора
Следует отметить, что другие крупные представители финансовой отрасли не выступают столь активно с требованиями, в частности, Люксембургская Ассоциация Страхования и Перестрахования (ACA), Ассоциация Люксембургской Фондовой Индустрии (ALFI), Люксембургская Ассоциация Прямых Инвестиций и Венчурного капитала (LPEA).
Однако ALFI удалось-таки встретиться с политическими деятелями «за закрытыми дверями». Она предоставила политическим партиям Люксембурга ряд приоритетных рекомендаций для поддержки и развития Люксембургских Фондов. Вероятно, главным из них станет увеличение роста биржевых фондов.
Напомним, что Великое Герцогство имеет конкурентное преимущество в отношении альтернативных инвестиционных фондов (AIF) и структур UCITS. Однако некоторые специалисты отмечают, что в этом плане Люксембург отстаёт от Дублина с его ETF — недорогими пассивными фондами, набирающими популярность среди инвесторов. Таким образом, в Люксембурге намерены развивать и этот тип фондов для повышения общего уровня конкурентоспособности.
Некоторые эксперты в области финансов предполагают, что это повлечёт за собой изменение налога предприятий на подписной капитал в размере 0,05% на чистые активы фонда, в конце каждого квартала. Однако в каких-то фондах он может снизиться и до 0,01%.
Несмотря на данные проблемы, в 2017 году активы фондовой индустрии Люксембурга превысили €4 трлн. То есть, Великое Герцогство остаётся привлекательным для инвесторов.
Ещё одна трудность, с которой сталкивается Люксембург, заключается в том, что, с одной стороны, индустрия фондов и даже финансовый центр в целом имеют большое значение для национальной экономики и богатства страны. С другой стороны, этого не понимают простые избиратели. Проблема в том, что в данной отрасли, даже небольшие изменения могут иметь решающее значение. Многие из основных проблем отрасли (например, корпоративный налог или защита опционов на акции) вряд ли касаются рядовых избирателей. В результате, политики могут вообще оставить данные аспекты без внимания.
Очевидно, что в преддверии выборов все партии стараются угодить избирателям. Однако демократия означает мнение большинства, а представители финансовой индустрии, естественно, составляют меньшинство.
Заключение
Таким образом, у фондовой индустрии Люксембурга есть два направления, которых нужно придерживаться, чтобы «оставаться в тренде»: привлечение высококвалифицированных кадров и запуск новых финансовых продуктов.
Несмотря на озвученные проблемы и небольшое политическое влияние, многие финансовые эксперты весьма оптимистично смотрят на будущее финансового сектора Люксембурга, и полагают, что предстоящие выборы и формирование нового правительства не окажут негативного влияния на финансовый сектор, поскольку он имеет решающее значение для экономики Великого Герцогства.
Материал подготовлен на основании информации, представленной на https://luxtimes.lu.