Найти в Дзене

Три университетских градуса кастовой системы

Оглавление

Ректор ВШЭ Я. Кузьминов предложил поделить все российские вузы на три категории:
📌Ведущие университеты
📌Продвинутые университеты
📌Базовые университеты.
Уже даже создали межведомственную комиссию, только она занимается вопросом изменения процедуры аккредитации вузов... Мне казалось, что это разные вопросы и не может комиссия по аккредитации обсуждать вопросы, не связанные с процедурой аккредитации.
Давайте посмотрим, что же это за градусы.

1 градус кастовой системы - базовый университет

Базовые университеты, по задумке Кузьминова, должны будут отменить традиционные лекции, заменив их онлайн-курсами ведущих университетов, то есть университетов 3 градуса.

2 градус кастовой системы - продвинутый университет


Продвинутым университетам разрешается самим готовить онлайн-курсы для себя. Они тоже должны заменить традиционные лекции на онлайн, как и базовые университеты.

3 градус кастовой системы - ведущие университеты


Ведущие университеты должны будут все "свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-формате и сделать доступными для широкой аудитории"


Что мы имеем в сухом остатке?


С одной стороны, Кузьминов абсолютно прав в том, что в современном мире мы должны использовать по максимуму все технические и информационные возможности, но с другой - не нужно превращать онлайн-образование в фетиш. К сожалению, мы не можем не констатировать диагноз российского образования - тотальная фетишизация онлайн-образования, в которой видят панацею от всех институциональных ловушек образования.

Для чего нужна эта онлайн-революция?
Вышкой, к сожалению, двигает не желание сделать высшее образование лучше, а желание взять под контроль (1) формирование списка ведущих университетов и (2) монополизировать рынок онлайн-образования. Следовательно, Вышка имеет все шансы получать в будущем сверхприбыль.

Какие существуют институциональные ловушки?


1. Апологетами онлайн-образования являются люди, закончившие университеты уже довольно давно и, следовательно, не взаимодействующие с онлайн-курсами напрямую. Они не совсем понимают, что кентавр-система и онлайн-образование разные вещи. Они сами никогда не проходили ни одного онлайн-курса, а значит не имеют эмпирического опыта.
2. Студенты-платники не совсем понимают зачем их родителям платить за образование, если вуз предлагает им все проходить на онлайн-платформах. По идее, цены на программы высшего образования должны понизиться, так как отпадает надобность в лекторах, но мы наблюдаем прямопротивоположенную тенденцию - рост цены за программы высшего образования с одновременным ростом количества курсов в онлайн-формате.
3. Ловушка частных маленьких университетов состоит в том, что они не смогут покупать большой массив онлайн-курсов у ведущих университетов. Например, РЭШ сможет выстроить оптовые закупки с ВШЭ, учитывая то, что часть программ совместные; Шанинка сможет в очередной раз подстроиться к РАНХиГС; Европейский университет к питерской Вышке. Но что ожидает остальные частные университеты? Окончательный удар в спину от Рособрнадзора?
4. Ловушка кастовости - возможен ли переход вуза одной категории/касты в другую, если да, то каков механизм. Разделить вузы на аутсайдеров, середнячков и балов ней судьбы, куда сложнее перевести аутсайдера, к которому будет соответствующее отношение, на уровень выше. Кто будет определять, что университет Х готов стать продвинутым университетом? Рособрнадзор, который уже реально достал всех своими формальным проверками и поисками запятых в ОП или УП?  Учредитель в лице Министерства науки и высшего образования, которое месяц назад только сайт смогли запустить? Российская академия наук, которая над златом чахнет, да никак зачахнуть не может? Независимая комиссия, которая будет настолько независимой от всех, что в неё войдут ректоры предполагаемых ведущих университетов?
5. Зачем создавать ещё одну классификацию вузов? Уже есть федеральные, национальные исследовательские, опорные. Чем вам не три градуса? Опорные - это базовые университеты, федеральные - продвинутые, национальные исследовательские - ведущие.
6. Кадровая ловушка может ожидать Вышку после того, как будет полностью введена система онлайн-лекций. Преподаватели Вышки недовольны тем, что могут потерять лекционную аудиторию и даже готовы уйти в другие университеты. Кто тогда будет создавать эти самые онлайн-курсы?

P. S. Министерство науки и образования уже сообщило, что не собирается полностью заменить лекции онлайн-форматом.