Найти в Дзене

К нам едет ревизор

Виктор Анатольевич Плещеев говорит, что ревизор – это состояние души. Уже 45 лет он работает в метрополитене. Главным ревизором Петербургского метрополитена он стал в 2005 году.

Виктор Анатольевич Плещеев, Управление метрополитена, фото из личного архива Виктора Анатольевича
Виктор Анатольевич Плещеев, Управление метрополитена, фото из личного архива Виктора Анатольевича

О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ

– Виктор Анатольевич, как Вы пришли в профессию? И правда ли, что начиналось всё с работы грузчиком?

– Верно. После армии я решил выучиться на машиниста метро. Пошёл записываться на курсы. Было это в марте 1973-го. А курсы начинались только в июне. В депо «Автово» мне и предложили тогда «перекантоваться», поработать на складе… Здоровье позволяло, зарплату платили. Почему нет? Как говорится, «если мышцы сильные и большая грудь, будь не академиком, грузчиком ты будь». Кстати, насчёт мышц и силы… Мне однажды в руки попали фамильные документы, касающиеся истории моего рода. Оказывается, в XIV веке жил боярин Фёдор Бяконт. Младший его сын Александр был широкоплечим. «Плечи» ― «плещи». Его и прозвали «Плещей». От него пошёл род Плещеевых.

Виктор Анатольевич Плещеев, машинист, 1977 год, фото из личного архива Виктора Анатольевича
Виктор Анатольевич Плещеев, машинист, 1977 год, фото из личного архива Виктора Анатольевича

– Как интересно! И Вы всё-таки пошли на курсы? И стали машинистом?

– Помощником машиниста. Тогда ещё работали «в два лица». Вскоре получил права «Машиниста электропоезда». Потом работал машинистом, старшим машинистом, машинистом-инструктором на Кировско-Выборгской и Невско-Василеостровской линиях. С 1985 по 1990 годы был начальником электродепо «Невское». Затем заместителем начальника Службы подвижного состава, «тяги», как у нас говорят. И только потом, в 2005 году, я стал главным ревизором.

Виктор Анатольевич Плещеев, заместитель начальника Службы подвижного состава, фото из личного архива Виктора Анатольевича
Виктор Анатольевич Плещеев, заместитель начальника Службы подвижного состава, фото из личного архива Виктора Анатольевича

– Виктор Анатольевич, мы знаем, что у вас в семье – целая династия железнодорожников.

– Верно. Я уже упоминал о «фамильных» документах. Так вот из них же я узнал, что являюсь железнодорожником в четвёртом поколении. Мой дед был работником объединённой службы путей и сооружений до начала Первой Мировой войны, а в 1914 году пошёл в школу прапорщиков. Свояк из армейского архива в Москве даже нашёл и выслал мне фото Виктора Плещеева. Меня назвали в честь деда. Об этом можно долго рассказывать…

Виктор Плещеев, 1914 год, фото из семейного архива Плещеевых
Виктор Плещеев, 1914 год, фото из семейного архива Плещеевых

– Ваши дети продолжат династию?

– Сын уже продолжил. Так же, как и я пришёл из армии и после разных подработок решил устроиться в метро. Я ему советовал пойти в эскалаторную службу. Эскалаторщик – профессия востребованная не только в метро, но и в магазинах, аэропортах. Но сын всё-таки пошёл в «тягу», как отец, дед и прадед. Уже старший машинист на Линии 2, в прошлом году стал инженером путей сообщения. Пятое поколение получается.

О ПРОФЕССИИ РЕВИЗОРА

– Виктор Анатольевич, многие даже не догадываются, что в метрополитене существует такая профессия ревизор.

– Вообще-то должность «ревизор на путях сообщений» появилась в НКПС (Народный комиссариат путей сообщения) ещё до Великой Отечественной войны. «Пути сообщений» – это и водный транспорт, и авиация… Конечно, и на железной дороге, и в единственном на тот момент метро, Московском, тоже появились ревизоры. Кстати, это не наша национальная особенность. Ревизорские аппараты метро существуют и в других странах.

Виктор Анатольевич Плещеев, начальник электродепо «Невское», фото из личного архива Виктора Анатольевича
Виктор Анатольевич Плещеев, начальник электродепо «Невское», фото из личного архива Виктора Анатольевича

– Вы сказали «ревизорский аппарат». Что это такое? И какие задачи он выполняет?

– Основная задача аппарата главного ревизора – обеспечить безопасность движения. Во всех смыслах. Задача непростая и многоплановая. Знаете, как переводится слово «ревизор» с латыни? «Пересматривать». Вот и «пересматриваем» всё огромное хозяйство, контролируем. Ведь жизнь в метро не останавливается даже ночью.

– Контролируете работу других служб? Своего рода надзор?

– Можно и так сказать. Мы курируем службы: подвижного состава, движения, электроснабжения, пути, эскалаторную, СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и так далее. Всех, кто напрямую занимается транспортным обслуживанием пассажиров.

– Это ведь требует колоссальных знаний! Нужно понимать, как всё устроено и как должно работать. Разве один человек может контролировать всё?

– Нет, конечно. Да это и не нужно. В аппарате главного ревизора есть ревизоры по безопасности движения (там несколько направлений), инспекторы-приёмщики подвижного состава в депо и на заводе-изготовителе вагонов, инспекторы-приёмщики эскалаторов… Каждый отвечает за свой участок.

– Как это работает?

– У нас существует автоматизированная система учёта и анализа работы линий метрополитена (АСУ АРЛМ). Она регистрирует все проблемы, сбои и «отказы» в работе подземки. Информация поступает в соответствующую службу. По каждому случаю проводится расследование и даётся ответ о причине происшествия. Если случай серьёзный, приведший к сбою в графике движения поездов или работе эскалаторов, составляется специальный акт. Тут и подключаются ревизоры, разбираются, потом выявляется виновный и так далее.

Пульт АЛС в кабине машиниста на составах модели 81-722.1 «Юбилейный». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Пульт АЛС в кабине машиниста на составах модели 81-722.1 «Юбилейный». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Что, на Ваш взгляд, самое главное в профессии ревизора?

– Основная задача ревизора – увидеть системность. Все наши действия нацелены на предотвращение нарушений в будущем. Выяснив, из-за чего они произошли, мы можем провести мероприятия по модернизации и изменению процессов техобслуживания. Но частично ревизорские проверки направлены на выявление нерадивых сотрудников, чтобы их встряхнуть немного, а другим неповадно было.

Ведь одно дело, если сбой дала техника. А другое, когда сбой в работе происходит по чьей-то вине. Это может быть халатность, неисполнение инструкций, да много чего. Тогда выносится решение о наказании. Это еще одна сторона ревизорской работы.

К сожалению, нарушения в нормальной работе метро случаются и от этого никуда не уйти.

– Какие нарушения случаются чаще всего?

– По-разному. Иногда всё из-за перегоревшей лампочки, но в основном – «непроизводственные случаи», то есть всё, что связано с действиями пассажиров. Самый распространённый – сбой графика движения поездов из-за забытых вещей. Случается от трёх до двадцати высадок пассажиров из поездов за неделю.

– Вы проводите только контрольные мероприятия или существуют и профилактические?

– У каждого ревизора есть свой план на год. Подконтрольные участки проверяются с определённой периодичностью. Например, три ревизора-приёмщика эскалаторов у нас постоянно в разъездах, ведь на трёх-пяти станциях ежемесячно ремонтируют эскалаторы.

А вот приёмщики подвижного состава работают в депо. Задача ревизора принять оборудование после ремонта.

Есть ревизоры, работающие на заводах, которые производят вагоны для метро. Например, на Октябрьском электровагоноремонтном.

Цех завода ОЭВРЗ. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Цех завода ОЭВРЗ. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Новые составы тоже проверяют ревизоры?

– Конечно! Был недавно тяжёлый период, когда двое ревизоров-приёмщиков вахтовым методом работали в Москве. Почти 10 месяцев они проверяли составы перед запуском в эксплуатацию.

Приёмка нового состава на ОЭВРЗ. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Приёмка нового состава на ОЭВРЗ. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Приёмка нового состава на ОЭВРЗ. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Приёмка нового состава на ОЭВРЗ. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

Связь с производителем вагонов просто необходима! Новые составы проверяют очень тщательно, но всего не предусмотришь. Во время обкаток на линии мы узнаём их слабые места и устраняем «отказы».

Обкатка нового состава, электродепо «Автово». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Обкатка нового состава, электродепо «Автово». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Виктор Анатольевич, что значит «отказ»?

– Нарушение в работе. Например, поезд ехал нормально, а на следующей станции нет «контроля дверей». В старых моделях было не понятно – одна дверь не закрывается или несколько, просто мигала лампочка. На новых вагонах на мониторе видно, где дверь не закрыта. Вот наша работа и заключается в том, чтобы за очень короткий срок определить, что именно случилось и кто виноват.

– Приезда гоголевского ревизора все очень боялись. А ревизоров в метро боятся?

– Я так скажу, если человек ответственный, если он должным образом выполняет свои обязанности, то и ревизоров бояться ему нечего.

– С чего начинается Ваш рабочий день?

– Раньше с неплановых проверок. Бывало, заходил на станции в кабину и проезжал линию с машинистом. Ребята, конечно, немного нервничали. Я живу на «Комендантском проспекте». И на станции об этом все, конечно, знают. Утром уже сидят, ждут – знают, во сколько я на работу поеду.

Состав на станции «Комендантский проспект». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Состав на станции «Комендантский проспект». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Делаете замечания во время неплановых проверок?

– По обстоятельствам. Если что-то серьёзное и может повлиять на безопасность пассажиров – сразу. Если какие-то общие замечания по смене, то лучше передать потом, в спокойной обстановке.

– У Вас, получается, работа без выходных – всегда на службе?

– В каком-то смысле да. Если подмечаешь что-то, не можешь закрыть глаза. Понимаете, ревизор – это состояние души.

ОБ ОПЫТЕ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

– Виктор Анатольевич, у Вас такой огромный опыт. Вы общаетесь с коллегами из других метрополитенов?

– Вот в 1993 году я ездил в Германию. Убедился, что немецкий менталитет устроен совсем иначе. В Петербургском метро кабели протянуты по стенкам, а у них вдоль рельс лежат. Я спрашиваю: «А если кто-нибудь заденет?» Немцы отвечают: «А почему он должен задеть кабель?»

Ещё там раньше по ночам не снимали напряжение с контактного рельса. Я спрашиваю: «А что, если ночью кто-нибудь дотронется?» На что они говорят: «А зачем он будет дотрагиваться, он же знает, что под напряжением?»

Понимаете, совсем другой образ мышления. У нас намного безопаснее, именно потому, что мы думаем по-другому.

– Сколько на Вашем счету рационализаторских предложений?

– Именно рационализаторских ни одного, их долго оформлять. Но с десяток нововведений, конечно, есть.

Однажды бывший главный ревизор попросил меня обозначить, где машинист при случае может остановиться и «осадить» состав. Я взял лист бумаги, нарисовал квадрат и перечеркнул его крест-накрест. Так появился «Плещеевский флаг», как его называли поначалу. В инструкции по сигнализации теперь есть знак «Предельное место применения экстренного торможения» – белый квадрат с красным крестом.

«Плещеевский флаг»
«Плещеевский флаг»

– А ещё?

– Щелевые фонари на платформах станций, автостопы одностороннего действия… Предложил систему трехзначной маршрутизация поездов. Обращали внимание на цифры за лобовым стеклом в кабине машиниста? Так вот, первая цифра маршрута обозначает принадлежность поезда к Линии метрополитена. Один – первая Линия, два – вторая…

Могу ещё нововведения перечислить, но это узкоспециальные вещи.

Щелевые фонари. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Щелевые фонари. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

ОБ УНИКАЛЬНОСТИ И БУДУЩЕМ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО

– Чем, на Ваш взгляд, уникален Петербургский метрополитен?

– Я могу сказать, что наше метро устроено лучше в вопросах безопасности движения поездов. На наших нынешних составах работают два независимых устройства: устройство локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости и устройство ограничения контроля скорости. На разных Линиях метро различная элементная база, но цель одна – безопасность движения. Согласитесь, с двумя параллельными независимыми системами всё же надёжнее.

– Из всех 69 станций Петербургского метрополитена какую можете назвать любимой?

– «Автово» с её потрясающими колоннами. А вообще мне проще сказать, какие я не люблю. «Кировский завод», «Пушкинская» на пути с «Техноложки». Архитектурно – прекраснейшие станции. Но, с точки зрения бывшего машиниста, не люблю – на них из-за уклона очень сильно «несёт». Ещё не люблю станции закрытого типа. Там очень сложно работать машинистам.

Тоннель «Пушкинская» – «Технологический институт». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Тоннель «Пушкинская» – «Технологический институт». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Давайте немного помечтаем. Каким будет Петербургский метрополитен через 10 лет?

– 10 лет – очень большой срок. Не хочу загадывать. Но, однозначно, будет больше станций. И новая техника появится, а значит, и безопаснее будет для всех.

– А у ревизоров будет меньше работы?

– Работы меньше не будет. Метрополитен будет развиваться, соответственно, будет расти коллектив, увеличится количество оборудования, устройств… Нет, работы меньше не станет, может в чем-то она изменится, но меньше её точно не будет.

Станция «Кировский завод». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Станция «Кировский завод». Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

Друзья, при копировании материалов из интервью не забывайте, пожалуйста, указывать ссылку на источник: @spbmetropolitan – телеграм-канал «Метро. Повседневности». Спасибо!