Пожалуй это самый главный вопрос в жизни практикующего юриста или адвоката. Особенно он актуален для начинающих специалистов и думающих о переходе в частную практику. Не знаю что движет такими людьми, но основные преимущества на лицо: свободный график, хороший заработок , престижная профессия, общий почет и уважение))). Видимо об этом думают такие люди. А нужно думать о том где брать клиентов!!!
И думать нужно об этом не когда вы сняли офис и купили мебель. А за пол года до открытия. Именно для вас эта статья.Ну и конечно для тех кто хочет повысить текущие заработки, но не знает как это сделать.
Условно методов привлечения клиентов в вашу практику два: это привлечение клиентов в интернете и офф лайн привлечение. В данной статье мы разберем ОФФ ЛАЙН. Материал объемный и для понимания
будет разделен на части.
Я использовал в разные годы на собственном опыте, следующие методы продвижения:
-расклейка обьявлений
-объявления в газетах
-раздача листовок
-место нахождения вашего офиса
-рекомендации
-реклама на асфальте
-банер на улице
-колл центр/ авто дозвон
-незаконные методы
Какие то из них были удачны, какие то нет. У вас они могут сработать по другому. Я рассказываю о своем опыте и опыте коллег.
РАСКЛЕЙКА ОБЬЯВЛЕНИЙ
Эффективность оцениваю в 2 из 10 баллов.
Если вы решились влазить в это дело, первое с чего нужно начать это купить "левую" симку )) Не советую светить свой номер , особенно в маленьких городах. Могут оштрафовать. Обычно текст таких объявлений предлагает Бесплатную консультацию. Не могу сказать что данный метод принесет плоды. Но если у вас есть время, желание и вера в данный инструмент. Пробуйте! Успех зависит во многом от ваших ком. служб - если ваше объявление больше недели весит на остановке общественного транспорта - его увидят много людей. Среди которых наверняка найдутся страждущие до ваших бесплатных консультаций.
МЫСЛЯ: Я как то прикидывал сколько у меня вообще потенциальных клиентов.И пришел к выводу, что из 250 человек - только 1 сталкивается с юридической проблемой. Как я это посчитал : количество людей в городе разделили на количество гражданских дел за год рассматриваемых в суде. В расчет я не брал мировые суды.
ОБЪЯВЛЕНИЯ В БЕСПЛАТНЫХ ГАЗЕТАХ
Эффективность оцениваю в 3 из 10 баллов.
Советую не пренебрегать данным способом. У многих людей осталась привычка листать газеты с объявлениями. Если недорого -советую взять небольшой банер на пару месяцев. Регулярного заработка это не даст. Но вполне может позвонить серьезный дядя за 50 лет с вопросом на 100 т.р.
Главное спрашивайте у клиентов, откуда они узнали у вас.
РАЗДАЧА ЛИСТОВОК
Эффективность оцениваю в 5 из 10 баллов.
Листовки мы можем кидать в ящики в подъезде, раздавать на большом скоплении людей и раздавать у гос. органов.
У меня "ящики"и не показали эффективности. Листовки с Бесплатной консультацией раскидывали в почтовые ящики около месяца в разных частях города -было всего 1-2 звонка. Что не окупило затраты на печать и разнос листовок.
Раздача на большом скоплении людей так же не дала результатов. За 2 недели ежедневной раздачи в разных частях подмосковного города " Н" , не было не одного звонка. Но стоит сказать, что подобная реклама у метро в Москве, со слов знакомых юристов дает результат, но временный. Так что в Москве метод имеет право на жизнь.
Лучшую эффективность показала раздача у гос. органов. Но тут на 90% будет зависеть от листовщика. Хороший специалист доведет вам до двери от 1 до 5 человек каждый день. В Москве есть ряд юридических компаний привлекающих клиентов только этим способом. Листовщики там на вес золота и получают от 50.000 р. за свою работу. Мы выставляли листовщика на лето . Обычно это ребята 16-19 лет, которые готовы подработать. В среднем листовщик работает по 4 часа в будни - 500 р. смена. Чистыми мы получали от 20.000 до 40.000 р. в месяц.
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ВАШЕГО ОФИСА
Эффективность оцениваю в 6 из 10 баллов
Чем ближе вы к районному суду, тем лучше. В идеале вы должны сидеть напротив от входа в суд. Что бы человек вышел из суда и сразу понял куда ему идти за консультацией или иском. Если бы у меня стоял выбор работать в рядом с домом, но вдалеке от суда. И ездить на работу час в одну сторону, но иметь офис рядом с судом. Я выбрал бы быть ближе к суду. В эру "БЕЗ ИНТЕРНЕТА" которую я застал в 2011-2012 годах работая рядом с судом и конкурируя еще с десятком расположенных там же контор. Ко мне в офис заходило в среднем по 3 человека день. Если бы я в тот момент умел бы продавать услуги. Я бы в первый месяц своей работы продал бы минимум на 300.000 р. Но в первый месяц работы я заработал 70.000 р. , а во второй около 170.000 р. К концу 2012 эта халява заканчивалась, а с ней и эра ломовых цен " на дурака". В то время клиенту с улицы я объявлял от 5.000 за иск. Соглашались 4 из 5 , пятому я просто сбрасывал цену и он покупал . Однако и сегодня работая рядом с судом к вам будут заходить люди. Чем ближе и заметнее вы от входа в суд - тем больше будет людей.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Эффективность оцениваю в 8 из 10 баллов
Для тех кто не в курсе, что бы к вам в перспективе по рекомендации начали ходить люди, вы не только должны выигрывать дела своим текущим доверителям, но и вызывать у них чисто человеческую симпатию. Я бы сказал, что у вас должны быть с ними приятельские отношения. Если вы не вызываете эмоциональных восторгов, есть вариант таскать своих доверителей с вами по судам и организациям. Обычно после пары дней мытарств , клиенты начинают рассказывать о вас знакомым и друзьям.
МЫСЛЯ: В кругу юристов и адвокатов часто твердят о том что многие коллеги работают по рекомендации. От части это так. Но на самом деле большинство, так говорят, что бы не раскрывать свои методы привлечения клиентов. Я работаю с 2011 года, в среднем в месяц по рекомендации приходит 1 человек. Сами понимаете с 1 клиента сыт не будешь.
Пока все. Кому интересно ждем следующей части. Скорее всего по тексту много грамматических ошибок. Возможно даже в слове "грамматических"