ЗАЗ 968 сложно назвать новой моделью, ведь по сути это модернизированный предшественник – ЗАЗ 966, причем даже глубокой модернизацией его назвать нельзя, так скорее, работой над ошибками. Главным отличием в салоне была новая приборная панель, главным отличием в двигателе – увеличенная мощность, на задней панели появились фонари заднего хода, был еще ряд незначительных изменений. Сам по себе 968-й выпускался недолго, был скорее переходной моделью. Более интересен сменивший его ЗАЗ-968 А.
Впрочем, и эту машину можно смело назвать глубокой модернизацией всё того же 966-го. Салон преобразился. Помимо упомянутой выше новой приборной панели появились и новые сиденья. Впрочем, они ненамного были удобнее старых. Появился новый замок зажигания «жигулёвского» образца с противоугонной блокировкой.
Фальшрадиаторная решетка сменилась узким алюминиевым декором с двумя прорезями посередине, указатели поворота сместились вниз, в уровень с габаритными огнями, но по другую сторону фары. «Уши» воздухозаборников стали короче, но всё равно придавали машине характерный вид, сохранив народные прозвища «ушастый» и «чебурашка».
Серьёзным обновлением по технической части стала тормозная система, она стала двухконтурной, но тормоза всё так же остались барабанными на всех колёсах, к тому же никуда не делась низкая эффективность тормозной системы. Ваккумный усилитель так же не появился.
Двигатель остался тем же, требовательным к хорошей настройке и склонным к перегреву в летнее время цетырёхцилиндровым воздушного охлаждения, мощностью в 40 л.с. Впрочем, порой устанавливались и менее мощные «тридцатки», которые так же устанавливались на всевозможные модификации «запорожцев» для водителей с ограниченными физическими возможностями.
Без изменений осталась и другая «головная боль» владельцев прежних зазиков – бензиновый отопитель. Он так же требовал обслуживания, в противном случае же вместо обогрева салона делал владельцам нервы.
Подвеска и трансмиссия так же особых изменений не претерпели, но к ним и вопросов особых не было, независимая подвеска задних колёс и торсионная спереди была простой и нетребовательной, обеспечивала приличную плавность хода, коробка передач свою задачу выполняла без особых нареканий.
Машина сохранила одно из своих главных качеств – высокую проходимость по бездорожью и распутице, а для поездок в лес за ягодами и грибами лучшей из моноприводных советских машин и не найти, при условии что сзади стояла «зубастая» резина.
Рулевое управление отличалось большим люфтом, все попытки отрегулировать который были тщетны, но эта проблема компенсировалась лёгкостью вращения руля, таких затрат силы как на классике, к примеру, рулевое «запорожца» не требовало, хоть и было лишено каких либо усилителей. Часто на рекламных плакатах «Запорожца» фигурировали девушки, и неспроста, управление этой машиной больших усилий не требовало, важно только было приноровиться к тормозам.
ЗАЗ-968 А сохранил традиционную для линейки «ушастых» ремонтопригодность. В комплекте с машиной шел весь набор необходимых инструментов и грамотно составленное руководство по ремонту и обслуживанию, благодаря которым с небольшими поломками мог справиться даже далёкий от технических познаний водитель, да и в СССР таких, скорее всего, не было, отсутствие в СССР сервисов сделало советского человека мастером на все руки.
Силовая конструкция кузова по прежнему оставляла желать лучшего, таким крепким кузовом как у самого первого, «горбатого» Запорожца ни одна из последующих моделей ЗАЗа похвастаться не могла. И тем не менее, на крышу ставили багажник, и чего только на нем не возили…
Давно стала историей эта машинка, и несмотря ни на какие насмешки, несмотря на постоянные мелкие проблемы, постоянно преследовавшие «запорожцы», из-за чего их владельцев часто можно было увидеть копошащимися под капотом, большинство тех, у кого была машина, вспоминают её с теплотой…
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru