В новых майских указах в качестве основных приоритетов развития экономики России определены две позиции: рост благосостояния населения и темпы роста ВВП выше среднемировых.
Цели важнейшие, но возможность достижения целей всегда определяется правильным выбором методов.
Понятно, что для реализации инфраструктурных проектов бюджету необходимы средства, и средства немалые. Понятно, что для роста благосостояния требуется рост не только номинальных доходов, а прежде всего реальных. Понятно, что, в идеале, должны расти доходы бюджета и доходы граждан. Но вот выбранные методы достижения этого как-то вызывают сомнения в возможности достигнуть и того, и другого, не говоря уж о мёде.
ПРОГНОЗ ПО ИНФЛЯЦИИ
Ну, теперь по порядку. Центральный банк РФ опубликовал аналитический доклад о влиянии повышения НДС на инфляцию.
Первое, что бросается в глаза, - эффект может быть значительным (более 1,5 процентных пункта; далее - п.п.), но в базовый прогноз ЦБ закладывает 1% дополнительного роста цен.
Центральный банк считает, что основное повышение цен после повышения НДС будет, скорее всего, происходить в первые месяцы 2019 года. В итоге в первом квартале можно оценить рост инфляции в пределах 4 - 5%.
Но, как ранее мы писали, исследования, проведенные ЦБ и рядом других аналитических центров, показывают, что уже сейчас началась подстройка ценовой политики производителей и торговых компаний.
По прогнозам Центробанка, дополнительный рост инфляции в IV квартале 2018 года оценивается в 0,1 - 0,2 п.п. Хотя ЦБ надеется, что квартальный темп роста потребительских цен существенно замедлится уже в II квартале 2019 года, а во второй его половине квартальные темпы инфляции будут вблизи 4%. Однако годовая инфляция будет снижаться в течение года более медленно, в том числе из-за эффекта низкой базы первой половины 2018 года. И только в 2020 году темпы роста инфляции вернутся к значениям 4% в год.
В этом обзоре Банка России есть интересный момент: регулятор считает, что дополнительные доходы бюджета в результате повышение НДС вряд ли сразу вернутся в экономику из-за повышения расходов бюджета.
То есть тот эффект (рост ВВП, зарплат и рабочих мест), который все ожидают от направления в экономику дополнительных ресурсов, мы вряд ли увидим в 2019 году.
ОЖИДАЕМЫЙ РОСТ ЦЕН
В июле ЦБ провел опрос тысячи предприятий - розничной торговли, секторов производства непродовольственных товаров и услуг. И сообщает:
“Результаты опроса указывают на то, что краткосрочная реакция цен может быть существенной. Так, не планировали повышение цены в ответ на изменение НДС лишь четверть опрошенных предприятий, в то время как около 60% указали диапазон возможного повышения - от 1 до 5%. Стоит отметить, что разброс ответов респондентов оказался небольшим с точки зрения не только масштаба, но и периода планируемого повышения НДС. Большинство опрошенных предприятий (около 60%) запланировали повышение своих цен на I - II кварталы 2019 г., но 14% указали на возможность опережающей реакции на повышение НДС уже во второй половине 2018”.
В числе основных ограничений роста цен названы: ограничения спроса со стороны населения и организаций и растущая конкуренция.
Вместе с тем часть компаний планирует повышать цены больше чем на 5% (13% опрошенных).
А среднее повышение цен в ответ на повышение НДС с 18 до 20%, рассчитанное ЦБ на основе данных опроса, составит 2,5% для всех респондентов и 2,3% - для опрошенных предприятий торговли. То есть рост ставки НДС будет скомпенсирован более высокими ценами, а это удар по реальным доходам населения.
ЦБ, правда, надеется, что компании, имеющие льготы, увеличивать цифры на ценниках не будут, но, как говорится, свежо предание. Эти организации не в вакууме работают, и у них себестоимость тоже будет расти, поскольку сырье, энергия и материалы точно подорожают.
* * *
А это, сами понимаете, совсем не тот результат, который обозначался в президентском указе.
Александр Сафонов, доктор экономических наук