461 подписчик

Двухтактные дизели- что это?

8,8K прочитали

Краз-214 военное исполнение
Краз-214 военное исполнение

С характерным «жужжащим» звуком двигались по дорогам СССР первые тяжелые грузовики послевоенных лет МАЗ-200 и Краз-214. Такой звук издавали двухтактные дизельные двигатели. Что же это за «чудо техники»?

Маз-200 панелевоз
Маз-200 панелевоз

Двухтактные моторы больше знакомы нам в бензиновом исполнении. Они отличаются простотой конструкции, высокой мощностью на единицу массы и дешевизной в изготовлении. Двухтактные дизели, также имеют многие перечисленные выше достоинства, более того, они по удельной мощности превышают показатели бензиновых, но вот простотой и дешевизной не отличаются.

Рабочий цикл двухтактного дизеля происходит за два хода поршня. Когда он находится внизу, через окна в гильзе цилиндров механическим нагнетателем в цилиндры подается сжатый воздух. Он вытесняет отработавшие газы через открытые выпускные клапаны, расположенные в верхней части цилиндра. При движении поршня вверх он перекрывает продувочные окна, клапаны закрываются, воздух сжимается и ближе к верхней мертвой точке впрыскивается топливо. Далее происходит рабочий ход под действием сгорающего топлива и все повторяется.

Принцип работы двухтактного дизеля
Принцип работы двухтактного дизеля

Именно так работали дизели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 производства Ярославского моторного завода. Первый из них имел 4 цилиндра, развивал мощность 110 л.с. при 2000 оборотах в минуту. ЯАЗ-206- шестицилиндровый. Его мощность составляла 165 л.с. при тех же оборотах. Двигатели ЯАЗ-206 устанавливали на Краз-214.

ЯАЗ-206 в составе передвижной электростанции
ЯАЗ-206 в составе передвижной электростанции

Кроме автомобилей эти двухтактные дизели в большом количестве применялись на электростанциях, мотовозах, катерах и передвижных компрессорах. Выпускались эти моторы с 1947 года по конец 1980-х.

Помимо достоинств у этой разновидности моторов были и недостатки. К примеру, они могли «уйти в разнос» или запуститься в обратную сторону. Чтобы заглушить двигатель в случае «разноса» перекрывали впускной коллектор, для чего использовали специальную заслонку или попавшую под руки «затычку» в виде шапки, рукавицы и т.д. Для них был характерен повышенный расход масла, при работе они издавали сильный шум.

Выпуск двухтактных дизелей на сегодняшний день прекращен из-за их несоответствия экологическим нормам. Но еще много таких моторов продолжают работать в разных областях промышленности.

Вот на этом видео очень хорошо слышен звук двигателя Яаз-206