Найти тему
Гараж Автоклассика

Электрическая «двойка» ВАЗ- 2801

В то время как Илон Маск был еще совсем ребенком, в России уже полным ходом создавали легковой электромобиль. Наиболее удачной получилась вазовская разработка, которая по результатам испытаний даже была рекомендована для серийного производства. Такая рекомендация для электромобиля тех лет – признанный и беспрецедентный успех. Впрочем, с производством не заладилось, но обо всём по порядку.

Первый опытный образец волжского электрокара был готов в 1976 году. Машина была сделана на базе ВАЗ-2102, помимо абсолютно иной технической части, серьёзные изменения были внесены в конструкцию кузова. Из легкового «вагона» он стал фургоном на базе легковой машины, задние двери были убраны, от передней двери до задней стойки вместо окна тянулась металлическая гофрированная филёнка.

-2

За передними дверьми были сделаны небольшие отсеки для аккумуляторных батарей, по одному с обеих сторон. У ранних образцов сразу же обнаружилась проблема – кузов не выдерживал веса батарей расположенных локально ,шел трещинами.

-3

Из ситуации вышли создав специальный подрамник из алюминия, укрепив кузов и распределив вес батарей, к тому же люк с левой стороны упразднили, оставив лишь с правой, и небольшой технологический люк на передней панели, над бампером.

Аккумуляторная батарея состояла из никель-цинковых тяговых аккумуляторов, весил 380 кг. Их полного заряда хватало на 130 км, максимальная скорость достигала 90 км/час (по другим данным – 110), мощность электродвигателя ПТ-125 составляла в переводе на лошадиные силы 35 л.с.

-4

В 1980 году начался выпуск опытно промышленной партии электрических ВАЗ- 2801. Первоначальная индексация была ВАЗ-2102Э. Было изготовлено 47 экземпляров предсерийной партии, руководство и инженеры хотели посмотреть, как будет вести себя новинка в условиях реальной эксплуатации. Часть машин осталась в городе, работала в почтовой службе и на внутризаводских перевозках. Две машины отправились в Москву в 34-ю автопарк. Часть поехала на Украину в разные города и еще несколько машин – в Крым. Таким образом можно было увидеть общую эксплуатационную картину и в деталях, в разных условиях работы, в городах расположенных в разных климатических зонах.

Одна машина стала выставочным экспонатом профильной выставки «Автопром -1984».

-5

Эксплуатационный опыт показал, что несмотря на простую конструкцию, у машины есть ряд недостатков, главным из которых был малый запас хода, большой вес батарей и их немалая стоимость, отсутствие условий для их заряда за пределами автопарка. Руководствуясь собранными данными, с постановкой электрической «двойки» решили повременить. Сами же конструкторы не остановились и продолжили исследовательские работы по теме электромобилей, продолжавшиеся до конца 80-х. Затем уже стало не до электрокаров.

На существовавших же машинах по мере выхода из строя электрооборудования оно было заменено на обычный карбюраторный мотор от ВАЗ-2101, и эксплуатация машины продолжилась, как обычной бензиновой. Примечательно, что на Украине до недавнего времени существовало сразу две таких машины, доживших до наших дней. Одна в Киеве, вторая в Запорожье.

-6
-7

В Крыму в середине «нулевых» так же была замечена одна из переделанных на тягу от ДВС ВАЗ- 2801, не исключено что она тоже сохранилась до наших дней, просто где-то стоит и на дорогах не появляется.

-8

Судьба остальных машин не известна, ну а серийно электрокары в России так до сих пор и не производятся, хотя различные опытно-демонстрационные образцы то и дело появляются.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru