В то время как Илон Маск был еще совсем ребенком, в России уже полным ходом создавали легковой электромобиль. Наиболее удачной получилась вазовская разработка, которая по результатам испытаний даже была рекомендована для серийного производства. Такая рекомендация для электромобиля тех лет – признанный и беспрецедентный успех. Впрочем, с производством не заладилось, но обо всём по порядку.
Первый опытный образец волжского электрокара был готов в 1976 году. Машина была сделана на базе ВАЗ-2102, помимо абсолютно иной технической части, серьёзные изменения были внесены в конструкцию кузова. Из легкового «вагона» он стал фургоном на базе легковой машины, задние двери были убраны, от передней двери до задней стойки вместо окна тянулась металлическая гофрированная филёнка.
За передними дверьми были сделаны небольшие отсеки для аккумуляторных батарей, по одному с обеих сторон. У ранних образцов сразу же обнаружилась проблема – кузов не выдерживал веса батарей расположенных локально ,шел трещинами.
Из ситуации вышли создав специальный подрамник из алюминия, укрепив кузов и распределив вес батарей, к тому же люк с левой стороны упразднили, оставив лишь с правой, и небольшой технологический люк на передней панели, над бампером.
Аккумуляторная батарея состояла из никель-цинковых тяговых аккумуляторов, весил 380 кг. Их полного заряда хватало на 130 км, максимальная скорость достигала 90 км/час (по другим данным – 110), мощность электродвигателя ПТ-125 составляла в переводе на лошадиные силы 35 л.с.
В 1980 году начался выпуск опытно промышленной партии электрических ВАЗ- 2801. Первоначальная индексация была ВАЗ-2102Э. Было изготовлено 47 экземпляров предсерийной партии, руководство и инженеры хотели посмотреть, как будет вести себя новинка в условиях реальной эксплуатации. Часть машин осталась в городе, работала в почтовой службе и на внутризаводских перевозках. Две машины отправились в Москву в 34-ю автопарк. Часть поехала на Украину в разные города и еще несколько машин – в Крым. Таким образом можно было увидеть общую эксплуатационную картину и в деталях, в разных условиях работы, в городах расположенных в разных климатических зонах.
Одна машина стала выставочным экспонатом профильной выставки «Автопром -1984».
Эксплуатационный опыт показал, что несмотря на простую конструкцию, у машины есть ряд недостатков, главным из которых был малый запас хода, большой вес батарей и их немалая стоимость, отсутствие условий для их заряда за пределами автопарка. Руководствуясь собранными данными, с постановкой электрической «двойки» решили повременить. Сами же конструкторы не остановились и продолжили исследовательские работы по теме электромобилей, продолжавшиеся до конца 80-х. Затем уже стало не до электрокаров.
На существовавших же машинах по мере выхода из строя электрооборудования оно было заменено на обычный карбюраторный мотор от ВАЗ-2101, и эксплуатация машины продолжилась, как обычной бензиновой. Примечательно, что на Украине до недавнего времени существовало сразу две таких машины, доживших до наших дней. Одна в Киеве, вторая в Запорожье.
В Крыму в середине «нулевых» так же была замечена одна из переделанных на тягу от ДВС ВАЗ- 2801, не исключено что она тоже сохранилась до наших дней, просто где-то стоит и на дорогах не появляется.
Судьба остальных машин не известна, ну а серийно электрокары в России так до сих пор и не производятся, хотя различные опытно-демонстрационные образцы то и дело появляются.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru