Хотя служба инкассации в Советском Союзе и была создана в 1939 году, специальные машины для перевозки наличности и ценностей стали появляться в конце восьмидесятых – начале 90-х , вместе с появлением коммерческих банков. С возникновением капитала появились и те, кто хотел им завладеть – чего раньше почти не случалось с Госбанком СССР, поэтому и машины такие были ему не особо нужны. С изменением реалий и появившимся спросом, помимо массово закупавшейся импортной техники, стали появляться и более дешёвые отечественные автомобили для этих целей.
Первым специализированным автомобилем для инкассаторов стал РАФ 2203 доработанный французским производителем - фирмой Labbe и выпускавшаяся в Риге. С 1987 по 1989 год сделали что то около 63 единиц. Машина получилась тяжёлой, её не спасало даже замена переднего моста и рулевого управления на буржуйские аналоги – подвески проседали, тормоза, оставшиеся неизменными, отказывали. Проходимость машины зимой тоже оставляла желать лучшего.
Но тем не менее что выбрали, то выбрали. Дело в том, что на переоборудование РАФ в броневик существовал конкурс, в котором участвовало несколько зарубежных фирм, представивших свои варианты бронированных машин. Хотя говорят, что у французов машина получалась одна из самых легких – она превышала вес по ТЗ всего на 50 кг. А вообще в конкурсе принимали участие шесть фирм – две из Франции (Labbe и Manufrua), одна итальянская (Fontauto), две западногерманские (Thiele и Ackermann-Fruehauf) и представитель Британии - Bedwas.
Самый симпатичный бронивичок получился, как и положено, у Итальянцев. Его броня состояла из листов толщиной 10-15 мм, толщина стекол была 30 мм. Машина была рассчитана на перевозку бригады инкассаторов из 3-х человек и 300 кг ценного груза. Правда, ограничение массы не позволило бронировать днище.
Фирма Thiele привезла два варианта с разной степенью защищенности. Тот, который «весь в броне» превышал ТЗ на тонну!
Наверно где то рядом по этому показателю находился и Британский вариант, напоминавший по дизайну фургоны из Американского кинематографа.
Еще один немецкий вариант:
Понятно, что РАФ для этих целей подходил мало. Поэтому после известных событий с стране и с приходом рыночной экономики, когда потребность в машинах возросла многократно, о РАФе никто и не вспоминал. Зато для этих целей оказались востребованными более подходящие для бронирования машины Ульяновского завода. И тут не обошлось без итальянцев - фирма Fontauto наладила у себя целый конвеер по переоборудованию машин УАЗ в инкассаторские броневики.
По этому пути пошли и первые отечественные производители таких автомобилей. Броневик ШЗСА-3939 на шасси УАЗ-31512 начали выпускать в Чувашии в 1994 году.
«ДИСА 1912 Заслон» на базе УАЗ 3741 появился в 1992 году.
Коналю-2963 на шасси «буханки» делала в Набережных Челнах фирма «Коналю». Аббревиатура скрывает название «конструкционный алюминий».
Стильный броневик АС-1913 Ладога компании «Автостиль» тоже построен на агрегатах УАЗа. Выпуск этой машины начали в 1992-1993 годах.
Сейчас в России большое количество фирм , которые занимаются доработкой автомобилей под нужды банков. В основе таких машин используются шасси как российского производства, так и именитые мировые бренды.
Это интересно.Вспоминаем наши игрушечные танки из СССР!
_________________________________________Мост на колесах
.