Найти тему
Somanyhorses

Как устроен руль гоночного болида

Оглавление

Давным давно, на заре развития автоспорта, руль гоночного болида изготавливался лишь из металла и дерева и кроме функции управления передними колесами никаких задач более не нес. 

Казалось бы, этого и достаточно, руль – он и в Африке руль, но технологический прогресс и ожесточенная конкуренция в различных гоночных сериях не давали инженерам покоя, поэтому теперь руль спортивного болида делается из карбона, титана и алюминия и отвечает за огромное количество систем автомобиля. Стоимость его достигает нескольких десятков тысяч долларов. 

Итак, давайте вместе разберемся, как устроен руль гоночного болида.

«Формула-1»

«Формула-1» является самой престижной и самой затратной гоночной серией мира. Соответственно и руль здесь самый «навороченный» и технологически продвинутый. 

Каждый сезон участия в «Королевских гонках» команде обходится в несколько сотен миллионов долларов, а руль стоит более 10 тысяч долларов. 

В командах используют разные рули: все они отличаются расположением кнопок и роликов. Однако у всех участников на руле расположен примерно одинаковый набор функций. В них мы сейчас и разберемся. В качестве примера мы возьмем руль от гоночного болида Renault R.S.18. 

Все кнопки и рычаги на нем раскрашены разными цветами. Делается это для того, чтобы пилоту легче было мимолетным взглядом найти нужную ему кнопку. 

Начнем по порядку. В первую очередь в глаза бросается большой экран. Это LCD-дисплей, на который могут выводиться не только скорость и количество оборотов двигателя, но и давление в шинах, температура масла, настройки дифференциала, а также закодированные сообщения от команды с мостика.

Непосредственно над экраном расположены светодиоды. На горизонтальной строке показываются обороты двигателя и индикация момента переключения передач. Три вертикальных светодиода справа показывают уровень заряда гибридной системы рекуперации энергии KERS. Три таких же лампочки слева от дисплея указывают пилоту, когда можно включить DRS — во время активации данной системы угол заднего антикрыла меняется, снижая уровень прижимной силы болида, и он может развить более высокую максимальную скорость на прямой. 

Под дисплеем находится 5 роликов. Обозначения самого большого из них, центрального, засекречены, о них мы можем лишь догадываться. Судя по обозначениям, при помощи выбора одной из 14 позиций пилот может сообщить команде о возникших с одной из систем болида проблемах. Слева от центрального переключателя находится ролик «SOC» — он отвечает за выбор режима работы гибридной установки автомобиля. Рядом с ним переключатель «Fuel» — выбор режима расхода топлива. 

С правой стороны также находится два ролика. Первый из них, «PU» отвечает за режим работы силовой установки, а рядом с ним, второй, «Exit», может регулировать сразу несколько систем болида для оптимальной настройки поведения болида на выходе из поворота. 

В верхней части руля на ручках по обеим сторонам находятся два черных «барабанчика». Слева — «Torque» — настраивает режим работы двигателя болида, а справа — «Scenario», один из ключевых переключателей, на котором запрограммировано сразу несколько систем болида, чтобы пилоту не приходилось регулировать каждую отельной кнопкой. 

Пониже, в средней части руля по обеим сторонам, находится еще два ролика. Слева — Brake, выбирает режим работы тормозной системы и баланс усилий передней и задней систем. Справа находится переключатель «Entry». Он работает примерно так же, как и вращающийся селектор «Exit» в центре руля, только отвечает за поведение болида на входе в поворот.

Все кнопки расположены максимально приближенно к правой и левой сторонам руля. Сделано это специально для того, чтобы пилот мог большим пальцем руки дотянуться до любой нужной ему кнопки.

Сначала пройдемся по правому ряду:

  • Cиняя кнопка с желтым ободком «OV» (Overtake). Самая расточительная. Гонщик нажимает ее во время обгона, либо атаки от соперника сзади. Она усиливают отдачу всех систем болида, но при этом уменьшает ресурс агрегатов, поэтому ее использование ограничено несколькими секундами. 
  • Красная «R» (Radio). Пилот зажимает ее для радиопереговоров. Пока он держит ее нажатой, на капитанском мостике его слышат. 
  • Оранжевая «+1». Как и кнопка с левой стороны руля «+10/-1», она участвует в настройке систем болида во время гонки. С их помощью можно уменьшить на один пункт или прибавить сразу 10 единиц к какому-то конкретному показателю. 
  • Зеленая «OIL» выводит на экран температуру и давление масла в двигателе. Хотя за этим показателем следят инженеры, пилот может посмотреть на приборы во время гонки, в случае подозрения на какую-то поломку ДВС. 
  • При помощи белой кнопки «ОК» пилот подтверждает переданные ему данные по изменению тактики или настроек машины. 
  • И наконец бирюзовая «N» (Neutral) переключает коробку передач автомобиля на нейтральную скорость. Кнопки заднего хода на руле болида нет. Для того, чтобы ее включить на кокпите есть специальный рычаг.

С левой стороны руля также расположено 6 кнопок: 

  • Cамая верхняя «PIT», желтая с синей окантовкой, включает ограничение скорости на пит-лейне (60 км/ч). 
  • Зеленая «RW» (Rear Wing) активирует DRS, о котором мы уже рассказывали ранее. 
  • Голубая «RCH» меняет режим работы аккумуляторов гибридной системы. Если они заряжены, пилот может воспользоваться ими для увеличения мощности на 200 лошадиных сил примерно на 30 секунд. Повторное нажатие на кнопку активирует режим зарядки батареи. 
  • Фиолетовая «BO» используется на прогревочном круге или во время FCY (виртуальная машина безопасности) для пробуксовки и нагрева задних покрышек.
  • Желтая «D» (Drink) активирует подачу изотонического напитка в шлем пилота. «Мохито с малиной» не ждите: спустя 15 минут жидкость становится слишком горячей, поэтому наливают ее лишь с запасом на четверть часа для экономии массы. 

На этом еще не все! С обратной стороны руля находится 6 лепестков. Два верхних рычага команда может программировать согласно пожеланиям гонщика (Например, можно установить включение системы DRS или режима обгона). Два лепестка по середине отвечают за переключение передач: правый повышает, а левый понижает ступень. Нижние рычаги выполняют функцию сцепления. Пилот может использовать любой из двух. 

Руль болида класса LMP2

Автомобили класса LMP2 участвуют в чемпионатах мира и Европы по гонкам на выносливость. Список функций на руле здесь немного отличается, но основные позиции все равно остаются на своем месте. 

  • Кнопка «PIT» включает/отключает ограничение скорости на пит-лейне (60 км/ч). 
  • Рядом с ней розовая кнопка — подача воды на лобовое стекло болида. 
  • Чуть ниже, оранжевая кнопка KILL — глушит двигатель. Желтая FCY (full course yellow) — ограничение скорости во время выезда машины безопасности (80 км/ч). 
  • И последняя справа, зеленая кнопка включения двигателя. 

Слева находятся кнопки: 

  • Оранжевая ACK — сброс всех ошибок на дисплее. 
  • Зелёная P+ — перелистывание страниц на экране. 
  • Розовая кнопка — подача воды в питьевую трубку. Она находится рядом с головой пилота, до нее можно дотянуться. 
  • Верхняя слева, желтая — дальний свет для обгона «круговых» болидов. 
  • И наконец, крайняя слева, зеленая RAD — связь пилота с командным мостиком. 

Кроме кнопок на руле находятся еще несколько переключателей и индикаторов. Желтый ролик GAIN с правой стороны руля регулирует мощность Traction Control, а слева, точно такой же, оранжевый, регулирует момент его подключения.

В центральной части руля есть 4 регулировки: 

  • Оранжевая Engine: смена топливных карт болида;
  • Розовая PPS: отвечает за чувствительность педали газа;
  • Зеленая EPS: настройка электроусилителя руля;
  • Желтая Mode: регулировка всех систем болида. Ее настраивают инженеры в зависимости от пожеланий пилотов и конфигурации трассы.

В верхней части руля расположен индикатор оборотов двигателя из нескольких светодиодов, а по бокам, в виде треугольников, индикация флагов.