Найти тему
inner emigrant

ФОРМА 2018 | Фестиваль современного искусства

Помидоры и сырые яица, летящие в лица артистам. Опера, которая исполняется в туалете. Спектакль для смартфона. Площадные танцы и фейерверки. Покрывание зрителей отборным матом и поливание их краской. Именно таким — дерзким, резким и бескомпромиссным — предстал современный театр на фестивале ФОРМА 2018​.

В этом году ФОРМА​ серьезно обновилась, сменив прописку.

Впервые фестиваль независимого, андеграундного и нонконформистского искусства приняла Трехгорная Мануфактура​. Обветшалый комплекс промышленных зданий из благородного красного кирпича, трансформировавшийся в творческий кластер, напоминает подобие средневекового замка-города. С уймой закоулков, импровизированных площадей, входов и выходов.

Также в этом году на ФОРМЕ была представлена масштабная театральная программа.

10 спектаклей из Петербурга, Москвы и Эстонии развернулись в разных локациях мануфактуры. И это без учета перформансов. Каждый спектакль длился примерно полчаса-час. Такой формат, да еще в такой локации, неизбежно навевает ощущение пребывания на буйном фестивальном торжестве позднего Средневековья.

Все десять спектаклей предельно разные — читка, опера, хореография, пластика, драма, импровизация, шоу. Но все крепко объединены общей идеей, созвучной концепции фестиваля, — стремлением выйти за рамки какой бы то ни было устоявшейся формы.

Начиналось все довольно чинно.

Театральная площадка открылась в 14:20 читкой-перформансом «ЭЛСБЕТ» от московского проекта «Любимовка.Ещё​». Исполнители молча стояли на сцене, пока их записанные голоса зачитывали занимательный текст о перформативной природе религиозных практик позднего Средневековья (и тут Средневековье!). Издали же не сразу понимаешь, что артисты «просто молча стоят», что они делают театр про театр, в котором не «играют».

Следом — сразу мощнейшая «Abuse Opera» питерского «ТЕАТРА. НА ВЫНОС​». Исполнители рассредоточились по разным уголкам обширного здания. Каждый исполнитель в отдельном помещении. Акустика этих помещений кардинально влияет на звучание и восприятие, как смыслового, так и музыкального материала. Каждый исполнитель зачитывает отдельные слова и фразы из реальных свидетельств людей, столкнувшихся с сексуальным, физическим и психологическим насилием. Услышать всю партитуру в едином потоке невозможно. Авторы принципиально отказались от жесткой структуры оперной композиции и отдали предпочтение мобильным формам музыки. В итоге зрители свободно перемещаются по всему пространству обветшалого сооружения, слыша то шепот, то выкрики из самых непредсказуемых уголков. Полной неожиданностью для всех стали исполнители, расположившиеся в мужском и женском туалете. Но то, что могло бы показаться смешным, во время просмотра таковым не воспринимается. Когда слышишь отголоски агрессии абьюзера или обрывки мольбы жертвы, невольно коротит от дежавю школьных «разборок», травли и насилия.

Постепенно зрителей из этого пространства выдергивают на этаж выше, где Габбилен Г. собирает всех желающих на свой спектакль «Слепые», который проходит не столько для зрителей, сколько (внимание!) для смартфонов! Перед входом всех участников добавляют в общий чат фейсбука. И весь следующий час они сидят вместе в одной комнате, в абсолютной темноте и молчании, общаясь исключительно через мессенджер и изредка видео-чаты, попутно становясь действующими лицами знаменитого метафоричного произведения Метерлинка. Любопытное развитие спектакль получил уже на следующий день, когда казалось бы уже все давно позади. Все, кто не покинули чат, до сих пор время от времени продолжают получать сообщения.

Взаимодействие с социальными сетями продолжил и авангардный питерский «Театр ТРУ». Тексты из популярного паблика вконтакте «Фразы обычных людей» положили на музыку с постоянно чередующимися медленным и быстрым темпами. Каждая фраза сначала пропевается на русском, а затем дублируется на французский. И эта двойственность подкрепляется дуэтом солисток, символизирующими собой двуглавого орла. Сами фразы какой-то художественной ценности не представляют. Это далеко не народная мудрость или афоризмы великих мыслителей. Обычный, временами крайне бессмысленный, речевой мусор, который мы используем в повседневной жизни к месту и не к месту, особенно когда нам лень напрягать мозг. Но незаметно этот мусор начинает постепенно изменять нашу культурную матрицу, внедряться в наш культурный код. Так что даже просто обнаружить его за счет многочисленных контрастов, выстроенных в спектакле, — крайне полезная процедура!

И пока на улице волшебный Олег Кулик​ в своем перформансе «Purgatorio» деликатно обливал девушек краской, на театральной площадке готовился к премьерному показу спектакль «RUN» эстонского хореографа Renate Keerd​. Пластическим образным анализом мужской, женской и животной телесности этот спектакль вызвал самый большой ажиотаж у публики и в финале получил самую оглушительную овацию за весь Фестиваль.

После такого фурора питерская команда «Организмы», как нельзя кстати, погрузила аудиторию в свой знаменитый и фирменный «плохой театр» с декадентским, упадническим, разлагающимся, но при это заряжающим жизнерадостной энергией спектаклем «Ноу шоу».

И вновь наступило время хореографии. На этот раз московский Проект «Онэ Цукер» представлял свою знаменитую танц-инсталляцию «Красный квадрат». Зрители наблюдают за тем, как танцоры беспрекословно подчиняются внешним командам некоего голоса. И тем самым весь зал становится свидетелем того, как власть проникает не просто в разум, а непосредственно в само тело человека. Как она отпечатывается в нем. Каждый зритель волен покинуть зал в любой момент, когда ему «хватит».

За стенкой же, в небольшой комнате, воссоздающей интерьер небольшой уютной квартиры-студии в это же время начинается перформанс «Вылюби меня» от Алины Насибуллиной и Юлии Майоровой. Очень красивый концепт — трогательный и откровенный разговор сексе и нереалистичных моделях, навязываемых порноиндустрией. Однако повышенный интерес публики вызвал не предназначенное ни для этого крошечного пространства, ни для этой интимной истории, столпотворение зрителей. А едва удалось хоть как-то толпу организовать, явился «экстрасенс» Пахом и решил, чтобы далеко не ходить, прямо тут устроить очередное свое сольное выступление. В итоге перформанс оказался смазан. Но те редкие моменты, когда все складывалось, западали глубоко.

И чем ниже заходило солнце, тем решительнее накалялась жара.

Московский Futurist_theatre​ (Донатас Грудович) подогнали на центральное открытое уличное пространство автомобиль. Зажгли фары вместо софитов. И в их свете устроили настоящую панк-буффонаду разрушительной силы под звуки «Потерянных кассет» былых времен и бывших девушек. Спектакль на фестивале показывали дважды. И оба показа закончились массовой танцевальной вечеринкой.

А градус только повышался!

Ребята из московского Театра им. Алехандро Валенсио​ своим спектаклем, с говорящим названием «Четыре жирных уёбка», окончательно реинкарнировали традицию средневекового театра в современности. Перед началом всем зрителям раздали помидоры и сырые яица. И попросили не стесняться бросать их в артистов, если что-то не понравится. Первый же помидор прилетел в лицо исполнителю спустя… 3 (!) секунды после объявления. И с этого момента яица и помидоры свистели в воздухе, как пули на поле боя. Все же возможность распивать пиво и вино прямо во время спектаклей фестиваля (кстати тоже средневековое увлечение) дала о себе знать. Но и зрители свое получили. Во-первых, регулярно сами в себя попадали всем, что бросали в артистов. А во-вторых, спектакль то и дело публично угрожал никогда не закончиться. То, спектакль не продолжится, пока кто-то из зрителей не отдаст артистам свою обувь. То, пока какая-нибудь зрительница не даст потрогать свою грудь. В итоге длилось действо более 2-х часов, в какой-то момент трансформировавшись даже в Versus Battle. Одни только поклоны длились около 20 минут. Закончилось же все обнимашками труппы с каждым из тех зрителей, кто дожил до финала и не убежал на закрывающееся метро.

Грубый, жесткий, нецензурный и антитолерантный спектакль, полностью построенный на хрупком балансе между провокацией и импровизацией, вызывал одновременно две полярные эмоции — симпатию и омерзение, временами скатываясь то в одну, то в другую сторону. Еще бы! К полуночи ребятам достался далеко не самый трезвый и не самый простой зал. Но особое очарование «Уёбков» в том, что спектакль этот выполнен в лучших традициях прежде никогда не передаваемого и, как следствие, почти неведомого у нас юмора в духе Чарли Дейя. Если вы сейчас улыбаетесь, понимая, о ком идет речь, то бегите на «Уёбков» незамедлительно при первой возможности. Умрете от удовольствия!

Завершали же театральное торжество средневековья истинные алхимики — театр АХЕ​. Токсичные краски, растворители и химикаты и взрывоопасные пиротехнические элементы переплетались с не менее токсичными и взрывоопасными цитатами не самых приятных людей (вроде Муссолини) о вреде демократии. И все это на фоне торчащего из-за крыш мануфактуры шпиля сталинской высотки. Абсолютное единение зрелища, смысла и формы!

Сейчас посчитал, что всего на фестивале я провел больше 12-ти часов, внимательно просматривая десятки выступлений и арт-объектов, но к финалу не испытывал никакой усталости. Домой возвращался вместе с рассветом. Весь день на фестивале была адская жара, во всех смыслах. Но воздух творческой свободы, оказывается, неслабо освежает!

Итог впечатлений от прошедшего Фестиваля:

Главное потрясение — «Abuse Opera» Театра.На вынос. Не могу перестать думать о ней и слышать ее.

Главное открытие — «Уёбки» из Театра им. Алехандро Валенсио. Просто влюблен. Если у них и остальные спектакли не хуже — возглавлю фан клуб.

Главное огорчение — собственно само средневековье. Одно дело, когда оно только в театральной форме. Но, когда видишь, как молодые люди с далеко не пустыми глазами и не самым плохим вкусом упоенно со всей дури швыряют в артистов яица, стараясь угодить как можно ближе к лицу и как можно больнее, это печалит. В какой-то момент Лена Гордиенко заметила: «Хорошо, что Абрамович свой перформанс «Ритм 0» (в котором разрешила зрителям делать с ней, все что те захотят) проводила не у нас». Действительно хорошо! Но и без того, когда слышишь, пусть и редкие, но все же аплодисменты цитатам Муссолини — это уже пугает. Возникает опасение, что выражение темных веков в театральной форме может являться простым отражением темных веков, разворачивающихся вокруг в реальности.

Но не будем о грустном!

Есть и большая радость:
Абсолютное большинство всех присутствующих на фестивале многократно отметилось на театральной площадке. Временами людей в театральные залы набивалось так много, что все стояли друг за другом впритык. Иначе говоря, отличное свидетельство, что театр — сила! Когда он здоровый и крутой, он интересен даже тем, кому обычно не интересен и кто вообще-то приходил за музыкой. И особенно классно, что многие небольшие и независимые театральные компании и проекты смогли заявить о себе на такую обширную аудиторию.

В первую очередь в этом абсолютная заслуга куратора театральной площадки этого года — Алексей Киселев. Просто лучший! Собрать такую палитру из смыслов и художественных средств при такой скромности ресурсов — это космос! Столько нового содержания раскрылось в ФОРМЕ!

Старался по возможности снимать всего понемногу на видео. А вышел целый репортаж. Будет желание, посмотрите (со звуком) его со звуком тут или тут. Все же лучше один раз увидеть (пусть и одним глазком), чем 100 раз прочитать.

К тому же на видео вас и Кулик, и Пахом лично поприветствуют в качестве бонуса.

(шепотом: если что, мои драгоценные «Уёбки» начинаются в конце 23-й минуты видео. Снял бы больше, но слишком смеялся).

Удачи!

И будьте в ФОРМЕ!
___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/476340089481566

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant