"Портрет Героя Социалистического Труда комбайнёра И. Рыцева " (1961, 94*60,5, Иркутский областной художественный музей (ИОХМ), холст/масло), стал участником первой зональной выставки " Сибирь Социалистическая" и является примером творческого воплощения портретного жанра в советской живописи. Образ советского человека - новое явление в портретном жанре для мировой эпохи. Реалистические традиции и новое построение общественных отношений, в которых главными героями являются рабочие и крестьяне как основная движущая сила коммунистической идеологии, требовали поиска специальных изобразительных средств, новых композиционных схем.
Государство, контролируя через повсеместное создание региональных объединений Союза Художников СССР, запретило любые разновидности нереалистического подхода к отражению объективного мира. Истинные новизна и оригинальность могли быть найдены только на законах формообразования реалистического произведения изобразительного искусства. Мировоззрение советских людей и государственная политика в области искусства основывалась на идеях социалистического строительства.
Каждая из исторических эпох имеет свои специфические формы портрета. За этой сменой форм стоят простые вопросы - какая из тем оплачивается художнику при его жизни и кто является заказчиком портретного жанра ? Шестидесятые годы прошлого столетия стали расцветом социалистического реализма. Государство СССР полностью взяло на себя функции заказчика всех жанров и всех видов искусства.
"Портрет Героя Социалистического Труда комбайнёра Ивана Рыцева " финансировался государством по договору на произведение портретного жанра труженика села . То, что приезжал художник в село для написания портрета было ярким событием. Районный комитет Коммунистической партии Советского Союза создавал все условия для успешной работы художника и его персонажа. В это действие были вовлечены: председатель колхоза, партийный секретарь, председатель профсоюза, директор Дома Культуры. Иван Рыцев - комбайнёр (родился в 1914 году в селе Хареты (ныне Нукутского района Иркутской области). Окончил начальную школу и Заларинское профтехучилище. Работал комбайнером совхоза «Харетский» Нукутской МТС Нукутского района. Активно участвовал в общественной жизни. В 1964 году написал письмо в газету «Восточно-Сибирская правда» с призывом к рационализаторству в области техобеспечения сельского хозяйства, что нашло широкий отклик в трудовых массах. Член КПСС.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года Ивану Егоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»), и Иван Несынов - художник,стали друзьями на многие годы. Семьи дружили. Удивительный почерк этого времени.
Иван Иванович выделял этот портрет в своём творчестве как удачный. По каким -то причинам экспозиционная судьба портрета весьма скромная. Он на протяжении более полувека недоступен зрителю.
В этом портрете нет трудовых будней комбайнёра. Может поэтому не было востребованности показывать его широко зрителю в советское время. Семья Рыцевых татарская по национальности. Какого было их удивление , когда Иван Иванович заговорил на татарском языке. Проведя своё голодное детство в городе Томске (до 1942 года) в районе , где жили татарские семьи , маленький Ваня хорошо выучил этот язык, как и эстонский во время учёбы в Таллине. Обладая прекрасной слуховой музыкальной памятью он играл на балалайке и шестиструнной гитаре в оркестре художественного училища. На эстонском и татарском языках говорил чисто, без акцента.
Иван Рыцев изображён на холсте в полный рост в домашней обстановке в окружении родных ему людей. Его фигура по вертикали проходит точно по правилам "золотого сечения", используемого художниками разных эпох для достижения "божественной гармонии". Произведение насыщенно декоративными элементами,орнаментами тканей. Художник провёл большую подготовительную работу. Этюды, рисунки, картон и непосредственное исполнение на холсте с натуры с привлечением персонажей - полный, канонизированный опыт высшей советской художественной академической школы.