Название «Торговка и поэт» выглядит немного декадентским и, кажется, намекает, что речь пойдёт об очередной трактовке вечной любовной истории людей из разных социальных слоёв. Любовь в картине режиссёра Самсона Самсонова, вышедшей в канун 34-летия Победы, тоже есть, но
главная тема в фильме — война и жизнь самых обычных людей, оказавшихся в оккупации. И тех, кто продал совесть и начал сотрудничать с фашистами, и тех, кто просто смирился с судьбой, и тех, кто не жалел себя ради борьбы за свободу.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В основе фильма — одноимённая повесть белорусского писателя Ивана Шамякина. Сам прошедший через войну,
Шамякин много писал военную тему, тщательно изучая источники и общаясь с фронтовиками и партизанами.
Значительная часть его произведений посвящена белорусам, одними из первых принявших на себя фашистский удар. Повесть «Торговка и поэт» писатель написал в 1976 году и почти сразу же принялся за сценарий. А ставить фильм взялся Самсон Самсонов, для которого это был очередной эксперимент.
Самсонова без сомнений можно причислить к режиссёрам-универсалам, преуспевшим в разных жанрах. Ему удавались и комедийный, и детективные, и приключенческие, и исторические фильмы.
В фильмографии Самсонова на тот момент уже были ленты о войне Гражданской, но темы Великой Отечественной он ещё не касался. Впрочем, не обращался режиссёр к ней и позже — «Торговка и поэт» стал его единственным военным фильмом.
В центре сюжета Ивана Шамякина героиня и герой.
Ольга — разбитная девица, острая на язык, с бойким характером. Саша (он же Олесь) — скромный, лиричный парень, любитель поэзии, до войны учившийся в Литературном институте.
Начинается история с ожидания, что вот-вот в небольшой белорусский городок войдут немцы. В преддверии нашествия жители грабят магазины и хлебзавод, стараясь запастись провизией. В первых рядах — та самая Ольга, известная торговка, явно не сочувствующая Советской власти. Пьяницу-мужа она давно выгнала, сейчас живёт с маленькой дочкой и рассчитывает только на себя и собственное умение вертеться в жизни.
После прихода немцев подруга просит Ольгу вызволить из плена нужного человека: оказывается, что немцы за некоторую мзду готовы отпускать пленных мужчин. Ольга, у которой остался паспорт супруга, может добиться освобождения указанного мужчины. Делать этого ей не хочется, но в итоге она всё же отправляется к лагерю, откуда забирает случайного парня Олеся, обессиленного и немощного.
Женщине приходится заплатить за свободу Олеся снедью и драгоценностями, но есть и другая проблема — к Ольге давно неравнодушен полицай Друтька,
частенько к ней захаживающий и бдительно следящий за Ольгой.
В отличие от спасительницы Саша — настоящий боец, несмотря не меланхоличную внешность и кажущуюся слабовольность. Благодаря ему Ольга, поначалу представленная как мещанка и обывательница, открывает в себе нечто новое, человеческое, то, что, видимо, всегда было внутри неё, но было скрыто за наносной примитивной потребительской психологий.
Для режиссёра Самсона Самсонова было принципиально важно найти свою героиню:
«Среди многих претенденток на главную роль я искал такую актрису, в которой не было бы ничего «актёрского», которая одним своим обликом смогла бы убедить нас в жизненности характера, в том,, что перед нами героиня военной поры».
Большим везением режиссёр счёл встречу с молодой, но уже набирающей известность актрисой Натальей Андрейченко. Позднее Самсонов говорил, что его подкупила нешаблонность артистки, её непосредственность и юношеский задор, азарт и темперамент. Он отмечал, что у неё не было актёрских штампов, мало того, Андрейченко умела заражать партнёров по площадке раскованностью, так что и они становились более свободными и естественными.
Не менее проблематичным оказался поиск актёра на роль Олеся-Саши. Самсон Самсонов и его ассистенты
«…искали такое лицо, на котором бы идея духовной стойкости прочитывалсь сразу, властно притягивала к себе взгляд — Ольга выбирает Олеся из шеренги военнопленных».
После многочисленных проб режиссёр остановил выбор на Викторе Жиганове, 19-летнем студенте Саратовского театрального училища.
У Виктора уже был на подходе первый фильм, «Торговка и поэт» стал его второй работой. К сожалению, карьера артиста не удалась, фильмов с его участием совсем мало, самые известные — это приключенческая картина «Особо опасные…» (1980) и главный советский боевик «Пираты ХХ века» (1980).
Роль Друтьки получил Виктор Павлов, в других ролях — Любовь Реймер, Стефания Станюта, Виктор Шульгин, Иван Рыжов. В крошечном бессловесном эпизоде заметен Тимофей Спивак, а в образе немецкого офицера, который, упиваясь властью, даёт-таки разрешение на освобождение Олеся, неожиданно появился Вячеслав Войнаровский, именитый тенор, солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В прокат лента «Торговка и поэт» вышла в 1978 году.
В фильмографии Самсона Самсонова она успешной не числится, на фоне других его фильмов этот смотрится посредственным.
Зрители сразу же назвали недостатком экранизации изменённый финал: повесть Ивана Шамякина и фильм завершаются по-разному. Хотя тут, вероятно, стоило задавать вопросы самому Ивану Шамякину, выступившему здесь сценаристом.
Картина прошла слабо и довольно быстро забылась. Однако смотрится она небезынтересно и уж точно её не назвать банальной. «Торговка и поэт» снят в несколько притчевой манере,
это фильм о войне, где прозвучало всего несколько выстрелов, а тема человека на войне показана с непривычного и неординарного ракурса.
Не и ещё мало где увидишь, как добропорядочные советские граждане устраивают налёты на магазины, и мало где в кино семидесятых услышишь, как герои читают стихи Александра Блока.
А вы видели эту забытую историю?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: