Драматургу Алексею Каплеру пришлось пережить и взлёты, и падения. В тридцатых годах он был в фаворе: по его сценариям сняли фильмы «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) и ещё несколько успешных лент. Но потом он, уже зрелый мужчина, завёл отношения с несовершеннолетней дочерью самого Иосифа Виссарионовича Светланой. Конечно,
такое бесследно не проходит: Каплер моментально оказался в опале и отправился в ссылку.
На выселках ему жилось несладко, но фантазировать он не переставал. Так что, вернувшись уже после смерти генералиссимуса в Москву, он предложил студиям сценарии, в числе которых был «Каменное сердце». В нём любопытно сплелись элементы комедии, мелодрамы и даже детектива, да и Ивану Пырьеву, тогда руководившему киностудией «Мосфильм», идея понравилась. Ленту запустили в работу, назначив режиссёром молодого Самсона Самсонова, только что весьма удачно дебютировавшего с мелодрамой «Попрыгунья» по Чехову. Правда, в работу лента пошла уже с названием «За витриной универмага».
Начинающим в ленте был не только режиссёр, но и актёры, большая часть которых публике знакома не была. Кстати, на экране в фильме появилось целых три влюблённых пары. Одну представили дебютанты Микаэла Дроздовская и Олег Анофриев. Другой стали Светлана Дружинина, которую отыскали в балетном училище, и Анатолий Кузнецов. Анатолий только-только становился популярным: чуть ранее вышла приключенческая история «Опасные тропы» с его участием, но всё же назвать знаменитостью его была тогда никак нельзя. Ну и третью пару влюблённых разыграли актёры более возрастные - Иван Дмитриев и Наталья Медведева.
Влюблённые, которым за сорок, в советском кино были редкостью, тем более в пятидесятые, так что эта сюжетная линия была довольно рискованной.
Тем не менее зрители оценили несмелый роман взрослых героев. Интересно, что оба актёра на момент съёмок были как раз сорокалетними, но если
у Дмитриева карьера складывалась более-менее благополучно (а в 1961 году его имя прогремит по-настощяему, когда выйдет «Полосатый рейс», где он сыграет старпома),
то Медведевой повезло куда меньше. Долгие годы артистка жила с клеймом дочери врага народа, играла в театре, но в кино её не приглашали. Протекцию составил всё тот же Пырьев, который считал Наталью актрисой огромного, но нереализованного таланта. Он-то и попросил Самсонова снять её. Позже у Натальи будет ещё одна громкая роль - в драме Сергея Герасимова «Люди и звери» (1962), но потом режиссёры её, увы, попросту забудут.
А ещё немногие знают, что в ленте «За витриной универмага» была ещё одна дебютантка, совсем маленькая актриса, которая спустя годы стала активно сниматься (её, например, можно увидеть в роли подруги главной героини в «Школьном вальсе»). Елене Фетисенко было тогда три года, и мать, сотрудница киностудии, прихватила дочку на работу, потому что дома её не с кем было оставить. Так Елена и попала в фильм.
Поскольку речь в картине «За витриной универмага» шла о работниках торговли, поначалу решили снимать в обычном универмаге. Но это оказалось крайне сложно: сладить с обычными людьми, приходящими за покупками, не получалось. Тогда на «Мосфильме» выстроили огромную декорацию.
Для консультаций пригласили Николая Ивановича Строгова, директора знаменитого ГУМа.
Для него фильм стал поистине пророческим: сюжет, рассказанный на экране, через несколько лет стал для Строгова реальностью. В послевоенные годы торговлю стали укреплять проверенными людьми, в том числе бывшими фронтовиками, имевшими отличную репутацию. Строгов был именно таким, надёжным солдатом, на которого можно было положиться, так что ему доверили руководство крупнейшим московским магазином. Николай Иванович очень помог создателям фильма, главного героя которого оговорили в обвинили в серьёзном экономическом преступлении. А
через три года он сам оказался в том же положении - его незаслуженно обвинили в растрате и хищениях.
Хотя потом справедливость восстановили, Строгов с должности директора ГУМа ушел.
А ещё считается, что «За витриной универмага» стал первым фильмом, где ненавязчиво рекламировались товары. Так, героиня Натальи Медведевой отказывается предлагаемых ей папирос, говоря, что предпочитает сигареты. Сигареты тогда только входили в обиход и нуждались в рекламе, поэтому-то героиня и выбирала новинку. Ещё одна категория, которую требовалось продвигать, - недорогой кухонный фаянс и стекло. На витринах киношного универмага очень много таких изделий, и это неспроста:
эти товары тоже только начали производиться, так что, говоря современным языком, продакт-плейсмент был для них весьма кстати.
Когда фильм вышел в прокат, его ждал колоссальный успех. Молодые актёры, снявшиеся в нём, тут же стали знаменитыми, а саму картину зрители охотно пересматривали. Конечно, сегодня история выглядит наивной и устаревшей, но главного у ленты «За витриной универмага» не отнять - это очень добрый и светлый фильм.
А вы обращаете внимание на рекламу брендов в кино?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296