Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Деревенский фильм, который не успел сделать Шукшин, но снял знаменитый актёр

Когда смотришь мелодраму «Позови меня в даль светлую» (1977), иной раз кажется, что это документальный фильм с обычными людьми:

настолько органичны актёры на экране и настолько поистине народны их реплики, интонации, движения.

Картину должен был снимать Василий Шукшин, себе он отвёл и главную роль, но получилось так, что в режиссёрское кресло сел звёздный исполнитель Станислав Любшин, а помогал ему Герман Лавров, перешедший в режиссёры из операторов.

Кадр из фильма «Позови меня в даль светлую»
Кадр из фильма «Позови меня в даль светлую»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий Василий Шукшин написал сам, объединив несколько собственных рассказов. Сценарий попал в руки Любшина, который давно восхищался шукшинской прозой. Кроме того,

артист и сам подумывал попробовать себя в качестве режиссёра,

а когда случилась трагедия с уходом из жизни Шукшина, моментально ухватился за мысль экранизировать «Позови меня в даль светлую». Но вот руководство киностудии «Мосфильм» отнеслось к предложению Станислава Любшина с прохладцей, сочтя, что Шукшина в последние годы и так достаточно на экране. Тогда Станислав Любшин сделал радиоспектакль, в котором главную героиню, одинокую Агриппину, озвучила Лидия Федосеева-Шукшина, брата Николая — Михаил Ульянов, а неудачливого жениха Владимира Николаевича — Юрий Комаров.

Постановка оказалась не просто удачной, а невероятно успешной, поэтому на «Мосфильме» сменилось настроение и Любшину дали добро на съёмки

Режиссёр-дебютант предложил Лилии Федосеевой-Шукшиной и Михаилу Ульянову тех же персонажей, а роль Владимира Николаевича решил сыграть сам.

Кадр из фильма. Михаил Ульянов и Лидия Федосеева-Шукшина
Кадр из фильма. Михаил Ульянов и Лидия Федосеева-Шукшина

Другие актёры пришли в ленту из прежних шукшинских фильмов — Иван Рыжов, Алексей Ванин, Татьяна Гаврилова, Мария Виноградова.

Кадр из фильма. Володя Науменко
Кадр из фильма. Володя Науменко

Добавились к ним два молодых исполнителя: сына Агриппины Витю сыграл Володя Науменко, в дальнейшем от актёрской карьеры отказавшийся, а его приятеля, целеустремлённого Юру, — Олег Новиков, который, напротив, предпочёл творчество и стал кино- и театральным артистом и снимается и сейчас.

Кадр из фильма. Иван Рыжов
Кадр из фильма. Иван Рыжов
Для начинающего режиссёра Станислава Любшина главная роль в этом фильме стала, возможно, и не самой известной, но определённо одной из сильнейших,

и в этом сразу же после премьеры сошлись и зрители, и критики.

Кадр из фильма. Станислав Любшин
Кадр из фильма. Станислав Любшин

Его герой вроде и говорит слова правильные, и не делает ничего предосудительного, и к женщине относится неплохо, и сына её пытается воспитывать, но всё равно противен и мерзок. Станислава Любшина режиссёры долго видели в положительном образе, в амплуа лирического героя, но самому актёру хотелось показать себя и с других сторон. В ленте «Позови меня в даль светлую» ему такой шанс предоставился, и актёр воспользовался им на все сто, сыграв весьма неприятного человека. В журнале «Советский экран» персонажа охарактеризовали так:

Обычно в нашем кинематографе отрицательный герой всегда нём на себе груз политической или нравственной вины. Он был плох, потому что шпион, или консерватор, или тунеядец и мошенник. В ряде фильмов последнего времени появились отрицательные герои, которые вроде бы никаких прямых антиобщественных поступков не совершают. Они плохи… потому что плохи.

Два других центральных персонажа, Агриппина и Николай, тоже получились эффектными и колоритными. Лидия Федосеева-Шукшина самые заметные образы создала как раз в фильмах мужа, где ей доставались в целом героини одного типа. Отчасти типаж повторился и здесь — деревенская жительница с непростой судьбой.

Фото со съёмок. Станислав Любшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Володя Науменко
Фото со съёмок. Станислав Любшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Володя Науменко

Но Лидии удалось уйти от шаблонности и подарить Груше новые черты: практичность вкупе с женственностью, расчётливость, разбавленную эмоциональностью, умение одновременно поддаваться обстоятельствам и сопротивляться им. И, конечно же, феноменально, по-народному, по-деревенски темпераментен тут Михаил Ульянов.

Шумный, деятельный (иногда не в меру), то и дело вставляющий меж словами присказки Николай — настоящее украшение картины,

хотя некоторые и упрекали Ульянова в излишней театральности.

Кадр из фильма. Михаил Ульянов
Кадр из фильма. Михаил Ульянов

Отдельное удовольствие — эпизод, когда Николай слышит, как Витя читает финальную сцену из «Мёртвых душ», и внезапно осознаёт её суть. Причём озарение настолько сильно, что Николай тут же мчится к сельскому учителю, чтобы поделиться открытием и попросить разъяснений. Михаилу Ульянову удалось воочию показать переворот в голове героя, на экране буквально видно, как роятся мысли у Николая.

Мелодрама «Позови меня в даль светлую» получилась очень шукшинской по атмосфере и наверняка он сам бы её одобрил. Но в прокате она прошла средне, несмотря на звёздные имена. Станислав Любшин снял ещё один фильм как режиссёр и больше не экспериментировал.

А вы заметили, что бросивший выпивать Владимир Николаевич почему-то регулярно употрбеляет шампанское? И, кажется, шампанское с супом - это какой-то особо изысканный вид гурманства.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: