Кир Булычёв был в СССР одним из самых читаемых авторов, его книги любили и по-прежнему любят и взрослые, и дети. Правда, экранизациям произведений повезло чуть меньше и хитов среди них, к сожалению, мало. В 1984 году начинающий режиссёр Александр Майоров представил свой первый полнометражный фильм «Шанс» — это была добрая комедийная история по повести Кира Булычёва «Марсианское зелье». Для Майорова это была уже вторая совместная работа с писателем: чуть раньше он снял короткометражку «Золотые рыбки» (1981) всё по тому же Булычёву.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Итак, действие происходит в восьмидесятые годы прошлого века в городе Великий Гусляр (этот вымышленный город дал название целому циклу произведений). Туда прибывает странноватый старик Алмаз Битый, уверяющий, что он родился в 1637 году и был сподвижником самого Степана Разина. В городе у него есть старинная приятельница Милица Фёдоровна, тоже весьма древняя старушка, некогда персидская княжна, та самая, которую Степан бросал в набегавшую волну. Эта парочка престарелых авантюристов намерена вновь приложиться к эликсиру молодости, который когда-то оставил Алмаз в Великом Гусляре.
Оба уже омолаживались этим чудо-средством, но постарели, поэтому и хотят повторить процедуру. Случайно об эликсире, который Алмазу подарил не кто-нибудь, а инопланетянин, узнают ещё несколько жителей города и тоже желают принять участие в эксперименте.
В их числе директор местного музея Елена Сергеевна, её давний поклонник слабовольный Никита, тридцать лет назад совершивший роковую ошибку (по его собственным словам), женившись на хамоватой, но оборотистой Ванде, бесконечно его ревнующей к Елене, местный мастер, когда-то бросивший учёбу в университете, а сейчас затюканный сестрой и племянниками Саша Грубин, и слишком прямолинейный чиновник-бюрократ из стройконторы Корнелий Удалов. Вся эта компания вкушает накануне полуночи эликсир и наутро оценивает результат воздействия: все действительно помолодели.
Режиссёр Александр Майоров довольно строго подошёл к выбору актёров, ему необходимы были исполнители, которые сыграли бы одного персонажа, но в разные годы, поэтому он старался найти артистов со схожими чертами. Первыми на площадке появились Сергей Плотников и Мария Капнист, игравшие Алмаза и Милицу в старости. О Марии Капнист можно говорить очень много, её судьба была невероятно извилистой, но она сумела сохранить какую-то уникальную дворянскую стать. Ей часто доверяли роли старорежимных старух, придворных дам, демонических женщин, но почти всегда это были эпизоды. В «Шансе» актрисе досталась редкая главная роль. И послушайте, какой у неё потрясающий глубокий голос, а Марии ведь было уже 70!
Помолодевших Алмаза и Милицу изобразили Игорь Шкурин, в будущем режиссёр, и Дилором Камаброва.
Не могу утверждать определённо, есть ли сходство между Марией Капнист и Дилором, но в качестве персидской княжны она выглядит очень даже гармонично.
Подкаблучника Никиту и властную Ванду сыграли Майя Менглет, которая вообще редко появлялась в кино после фееричного дебюта в фильме «Дело было в Пенькове» (1957), и Борис Иванов, они же в молодости — Елена Тонунц и Андрей Зарецкий, актёр театра Вахтангова. И вот тут не могу не заметить, что Борис Иванов и Андрей Зарецкий действительно схожи внешне!
Роли Саши Грубина получили Игорь Ясулович (взрослый) и Сергей Жигунов, для которого это была одна из первых ролей.
К слову,
Игорь Ясулович уже успел побывать Сашей Грубиным в «Золотых рыбках» и теперь снова изобразил его же.
Ну а в образах директора музея Елены Сергеевны предстали Раиса Куркина и Вероника Изотова.
Отдельно пара слов о Корнелии Удалове (сыграл Виктор Павлов) и его супруге-скандалистке с обликом Людмилы Ивановой.
Преображение Корнелия было самым сногсшибательным, и даже ради одной этой сюжетной линии фильм стоит посмотреть.
Не буду раскрывать подробностей, но присоединюсь к тем, кто считает эту линию наиболее проработанной и очень удачной. Смотрится она, на мой взгляд, как классический, созданный в лучших юмористических традициях сюжет «Ералаша».
Во второстепенных ролях ищите Александра Панкратова, пока ещё без второй части фамилии Чёрный, но уже с привычными усами, Веру Новикову, только что побывавшую принцессой в сказке «Ослиная шкура» (1982), и Андрея Николаева, молодого актёра, ещё подростком дебютировавшего в трагической драме «Трясина» (1977) режиссёра Григория Чухрая. Герой Андрея Николаева, журналист городской газеты, давно мечтает написать материал о настоящей советской сенсации и наконец ему выпадает такой шанс: он присутствует при дегустации эликсира молодости и потом видит своих знакомых, сбросивших по 30 лет.
Снимали «Шанс» в Калуге. Александр Майоров уже был знаком с этим городом: там же он создавал «Золотых рыбок», действие которых происходит всё в том же Великом Гусляре.
Калуга вновь «сыграла роль» выдуманного Киром Булычёвым города и вновь натура оказалась естественным и живописным фоном для фантастических событий.
Картина «Шанс» вышла по-настоящему доброй, тёплой и жизнерадостной. Прелести ей добавила музыка Алексея Рыбникова, как всегда, яркая и оптимистичная. Но почему-то большой популярности лента не снискала, хотя в ней даже показали летающую тарелку и инопланетянина! И, наверное, очень жаль, потому что
«Шанс» — замечательный фильм с солнечной в прямом и переносным смысле атмосферой и довольно глубоким философским смыслом: некоторые люди до последних дней остаются молодыми и задорными, а другие уже рождаются сварливыми стариками.
А вам хотелось бы вернуть молодость?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: