Едва завершив съёмки дебютной режиссёрской ленты «Очень важная персона» (1984), начинающий режиссёр Евгений Герасимов принялся за второй фильм. В его основу снова лёг сценарий Сергея Бодрова, снова фильм затрагивал сельскую тему, снова в ней солировал председатель-активист, и снова это была комедия. Правда, на этот раз ещё и музыкальная.
Рассказывала она о жизни девушек, живущих в деревне, где наблюдается колоссальный дефицит мужчин и даже невзрачный и сомнительных моральных качеств заведующий клубом и тот оказывается завидным женихом.
Называние у второго фильма Евгения Герасимова было довольно провокационным — «Не ходите, девки, замуж».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Роль Ивана Савельевича Малькова, энергичного председателя колхоза, регулярно выдающего оригинальные идеи, которые некоторым кажутся сомнительными, хотя на самом деле они вполе здравы, получил Вячеслав Невинный.
С Евгением Герасимовым он был хорошо знаком: в ленте «Очень важная персона» Невинный сыграл одну из второстепенных ролей, поселкового милиционера. Кроме того, оба снимались у Павла Арсенова в его фанатистическом детском хите «Гостья из будущего» (1985). Евгений Герасимов, кстати, дал возможность Вячеславу Невинному проявить и вокальный талант, что в кинокарьере актёра случалось нечасто.
Председатель Мальков у Невинного вышел колоритным:
с одной стороны, это человек экстравагантный, иной раз пугающий безудержным напором, с другой стороны, это настоящий практик, знающий своё дело и к тому же радеющий о родной земле и о людях
(и это его безусловно роднит с Родионом Шишкиным, председателем колхоза из «Очень важной персоны»).
Ещё двух заметных мужчин сыграли Виктор Павлов (тот самый завклубом, неуёмный любитель женского пола) и Евгений Стеблов. Последний выглядит необычно и смешно в пышном парике (привет Джо Дассену?).
Герой Евгения Стеблова — робкий парикмахер, который никак не решится объясниться с девушкой. Но зато он истинный творец, превращающий женщин в красавиц. Ну а ещё, конечно, прекрасна в его исполнении частушка про штаны, которые «папины большие, а свои я не нашёл» (остальные частушки, впрочем, тоже остроумны и небанальны).
Ну а действительно главные в этой комедии, конечно же, местные красавицы, страдающие без мужчин.
Это целый ансамбль в прямом и переносном смысле знаменитых советских актрис разных поколений: Светлана Рябова, Татьяна Догилева, Наталья Вавилова, Нина Русланова, Татьяна Агафонова, Раиса Рязанова, Галина Макарова, Стефания Станюта, Любовь Соколова, Инна Ульянова (увы, с голосом Ирины Губановой, что, как мне кажется, на пользу фильму и героине не пошло).
Отдельно отмечу воспитательницу детсада Аксинью в исполнении Нины Руслановой, которая произнесла весьма смелую фразу в адрес Ивана Савельевича про то,
что два раза для него — это много.
В совсем небольших ролях ищите Николая Парфёнова, Алексея Миронова, Сергея Арцыбашева, Александра Январёва, Юрия Назарова (тоже «лишившегося» голоса и озвученного тут Владимиром Ферапонтовым). А в роли самого себя, популярного эстрадного певца, снялся Валерий Леонтьев.
Для него это было уже второе появление в кино: в 1981 году он случайно попал в фильм «На чужом празднике», киносъёмки ему понравились и с Евгением Герасимовым он сразу согласился поработать. Правда,
многие зрители считают эпизод с Леонтьевым лишним и надуманным, введённым лишь ради некой рекламы,
но в целом он комедию не портит (а когда Леонтьева в валенках, полушубке и нелепом картузе атакует толпа ошалевших поклонниц, так и вовсе украшает).
Снимали «Не ходите, девки, замуж» в Новгородской области, в деревне под Старой Руссой. Когда киношники приехали в деревушку, выяснилось, что тема фильма более чем актуальна:
местные жители страшего поколения тоже всерьёз были озабочены тем, что молодёжь не желает оставаться в деревне и стремительно уезжает.
А ещё в местном колхозе был настоящий фольклорный ансамбль, состоящий из девочек, девушек, женщин и бабушек.
Почти такой же, как в фильме. Так что общий язык с сельчанами группа нашла моментально, а сами съёмки шли при активной поддержке местных.
Комедия «Не ходите, девки, замуж» вышла в прокат в конце 1985 года.
Незатейливый, но добрый и жизнерадостный фильм привлёк внимание почти 25 миллионов зрителей, заняв шестое место в списке лидеров проката года.
Для 34-летнего режиссёра Евгения Герасимова это был несомненный успех. Равно как и для Вячеслава Невинного, для которого фильм стал своего рода бенефисом. И несмотря на лёгкую сумасбродность и эксцентричность, комедия и сейчас смотрится неплохо и забавно. Любопытно, кстати, что в интервью сразу после съёмок Евгений Герасимов говорил, что хотел бы заняться трагикомедией, потому что считает этот жанр самым интересным для зрителя и самым трудным для режиссёра и актёра. А ещё о том, что мечтает сыграть Дубровского при условии, что фильм снимет режиссёр Евгений Герасимов. Но не сложилось.
Ну что, а как вы считаете, каждая девушка должна выйти замуж?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: