Найти тему

Чисто английский детектив по-советски

Режиссёр Самсон Самсонов прославился ещё в середине пятидесятых, когда снял мелодраму «Попрыгунья» и милую комедию с детективным поворотом «За витриной универмага». После в его фильмографии появилось ещё несколько успешных лент, а в 1974 году он взялся за эксперимент - экранизацию детектива британского писателя Сирила Хейра «Чисто английское убийство». Хейр был автором авторитетным, поскольку сам работал судьёй и с миром криминала знаком бы не понаслышке. Съёмочной группе пришлось немало потрудиться, чтобы воспроизвести атмосферу аристократического британского дома.

Кадр из фильма «Чисто английское убийство»
Кадр из фильма «Чисто английское убийство»

Сценарий к фильму написали сценарист Эдгар Смирнов и оператор Вадим Юсов. Вадим Юсов - имя для советского кино значимое, уже в те года Юсов был мастером съёмок и любимцем Андрея Тарковского. Но в середине семидесятых Тарковский начал работать с другим оператором, Георгием Рербергом, так что Вадим остался не у дел. Ему пришло в голову попробовать себя в режиссуре, хотя уверенно он себя в этом качестве не чувствовал. Для начала

Юсов в сотрудничестве со Смирновым написал сценарий, то самое «Чисто английское убийство», и уже хотел браться за режиссуру,

но тут его пригласил Сергей Бондарчук. Так что сценарий вручили свободному тогда Самсонову.

Режиссёр задумал и ещё один эксперимент:

он впервые использовал трёхкамерную систему съёмки.

Для этого на «Мосфильме» выстроили внушительную двухэтажную декорацию, имитирующую особняк респектабельного британца. И в этой декорации каждый дубль снимали одновременно три камеры: одна фиксировала крупный план, другая - средний, третья - общий. Такой подход существенно облегчил работу монтажёров, а финальный вариант картины смотрелся органично.

Очень много времени Самсонов потратил на выбор исполнителей. Он вообще ценил достоверность, поэтому хотел найти артистов нужного типажа, с некой аристократической изюминкой. Единственный, кто не проходил пробы, - Георгий Тараторкин. После роли Раскольникова в «Преступлении и наказании» (1969)

Тараторкина воспринимали как актёра, умеющего играть классику.

Способствовали этому и его образы на театральной сцене. где ему тоже доставались персонажи исторические и зачастую с несчастливой судьбой. Ну и внешность Георгия не ассоциировалась с рабочим классом, напротив, он обладал изысканными чертами, так что английским лордом стал без проблем.

Ещё одну важную роль сыграл Леонид Оболенский. Он предстал пожилым лордом, и это было потрясающее попадание в образ. Очень может быть, что причина состояла в том, что

Леонид и сам происходил из дворянской семьи, а карьеру в кино начал в 1920 году.

Ну а главную роль Самсон Самсонов отдал Алексею Баталову, популярность которого была колоссальной. Несмотря на то, что Баталов нередко представал на экране в образах рабочих, у него была особенная внешность, позволявшая ему с той же лёгкостью играть представителей высших сословий.

Актрис на роли английских леди тоже отбирали тщательно. Режиссёру пришло в голову поискать красавиц-дам на киностудиях Прибалтики, откуда актёров вообще часто приглашали, когда требовались исполнители с несоветской внешностью. Там-то и нашли Эугению Плешките, представительницу Литвы, и эстонку Файме Юрно, которая была популярной манекенщицей, а в кино работала лишь время от времени.

Практически первой заметной работой в кино «Чисто английское убийство» стало для Ирины Муравьёвой. В отличие от коллег Ирина играла простолюдинку, так что изысканности от неё не требовалось. Зато картина принесла актрисе узнаваемость, хоть и озвучила её Алла Будницкая.

Снимали весь фильм в павильоне. Единственной сценой на улице стал эпизод, когда гости съезжаются в особняк.

Дом в туманном вечере изобразила одна из московских фабрик.

А вот снега, который требовался по сюжету, на улице не было, так что подъездную дорогу залили пожарной пеной.

Премьера «Чисто английского убийства» прошла на ура. Изначально двухсерийный фильм создавали для телевидения, но потом

всё-таки было решено выпустить его и в кинопрокат, что бывало крайне редко.

Зрители верили в происходящее на экране и безотрывно следили за интригой. Отдельное удовольствие картина доставила зрительницам: благодаря всё той же дотошности режиссёра и работе художников по костюмам

героини щеголяли в утончённых европейских нарядах, которых советская мода не знала.

Зрительниц эти костюмы завораживали, они разглядывали каждую деталь, чтобы потом обзавестись чем-то похожим.

Несмотря на то, что «Чисто английское убийство» слегка политизировано, оно и сегодня смотрится интересно. Во многом потому, что детективные сюжеты вряд ли когда-то устареют, отчасти потому, что

фильм создан не просто профессионалами, а людьми, которые по-настоящему любили своё дело.

А вам «Чисто английское убийство» показалось чисто английским?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2