В начале и середине восьмидесятых холодная война была в разгаре. Оба условных фронта работали вовсю: капиталистический блок вёл агрессивную агитацию, социалистический - развенчивал мифы о прекрасном капиталистическом обществе.
Одним из своеобразных символов того времени стало радио «Свобода», сотрудники которой говорили на разных языках народов СССР,
поэтому им было проще доносить пропагандистскую информацию до советских граждан. А в 1984 году появился политический детектив, снятый советским режиссёром Валерианом Пидпалым, разоблачавший радио «Свобода» и рассказывающий о том, что так называемые корреспонденты промышляли ещё и разведкой.
В основе фильма был роман «Горький дым» украинского писателя Ростислава Самбука. Вместе с Пидпалым он написал и сценарий, правда, от сюжета книги отошёл значительно.
В центре истории оказался украинский поэт, который отправился в Германию.
В Мюнхене он встретился с кузеном, отец которого сотрудничал с бандеровацами и сбежал после войны. Кузен, уже зрелый мужчина, оборотистый предприниматель, уговаривает советского родственника остаться на Западе, суля ему карьеру на том самом радио «Свобода» и богатство. Интересно, кстати, что
адрес радиостанции фигурирует в названии картины - «Канкан в Английском парке»: именно возле Английского парка в Мюнхене и размещался радиовещательный центр.
К слову, канкан (а скорее, даже стриптиз) в ленте тоже есть.
Главные роли в картине сыграли актёры не слишком известные: Тимофей Спивак и Милена Тонтегоде. Любопытно, что спустя пару лет Тимофей снимется в эпопее «Государственная границ», но уже в роли бандеровца. Как всё-таки непредсказуем путь артиста!
А вот в ролях второстепенных снялись звёзды советского кино: Эдуард Марцевич, Александр Пороховщиков, Евгения Ханаева, Валентин Никулин. «Канкан в Английском парке» стал прощанием со зрителем для актёра Глеба Стриженова: это было его последнее появление в кино, а через год он ушёл из жизни.
Конечно же, лента о загранице не могла обойтись без актёров из Прибалтики, которые регулярно играли иностранцев в отечественных фильмах. Не могу не отметить, что в «Канкане в Английском парке» украинского сотрудника радио «Свобода» тоже почему-то сыграл латвийский артист Петерис Гаудиньш.
Валериан Пидпалый говорил, что у многих героев его фильма есть реальные прототипы. Это и эмигранты, которые покинули советскую Украину после войны, опасаясь кары за сотрудничество с фашистами и тем же Бандерой, и работники западных радиостанций, и даже сотрудники разведки. Так,
герой Эдуарда Марцевича, шеф-редактор и идеолог радиостанции, носит фамилию Лодзен. И он списан с Джона Лодейзена, когда-то работавшего секретарём американского посольства в Москве,
а после перешедшего в НАТО. Во многом и сам сюжет детектива был не фантазийной историей, а отражением реальности и рассказывал судьбы реальных людей, пусть и в обобщённом виде.
Зрители «Канкан в Английском парке» приняли хорошо, но вот его дальнейшая его судьба оказалась сложной. В середине восьмидесятых с приходом к власти Михаила Горбачёва внешняя политика СССР резко изменилась, а вчерашних врагов стали называть друзьями. Поэтому
разоблачительная лента оказалась неуместной,
как, например, и картина о вьетнамской войне «Координаты смерти», и надолго исчезла из поля зрения аудитории.
А вы слушали вражеские голоса в восьмидесятые?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296