Найти в Дзене

Как стать тифлобизнесменом?

Что такое бизнес, никому объяснять не нужно. Но что такое тифлобизнес? В переводе с греческого «typhlos» означает «слепой». О том, как незрячий молодой человек почти в одиночку открыл и ведёт собственный бизнес, читайте в этой статье.

В журнале №2 за 2014 год мы рассказывали о незрячем предпринимателе из Нижнего Новгорода Илье Ленкове, открывшем собственный интернет-магазин. За это время в его бизнесе произошли кардинальные изменения, а значит, пришло время вновь поговорить с молодым человеком о его деятельности и планах на будущее. Обо всём этом с тифлобизнесменом беседовала наша корреспондент Анастасия Павлюченкова.

— Илья, расскажи, пожалуйста, как развивался твой бизнес все эти 8 лет?

— Прежде всего, я решил закрыть прежний магазин, торгующий китайской мелочёвкой, и открыть полноценный тифломаркет, в котором большая часть товаров будет ориентирована на незрячих, а не наоборот, как это было раньше с «Миром технологий». В мае 2014 года мы запустили сайт тифломир.рф, а в октябре того же года, наконец-то, обзавелись первым собственным офисом. Найти его мне помогла районная администрация, куда я обратился, подыскивая подходящее помещение. Там мне посоветовали поговорить по этому поводу с директором торгового центра «21 век», который, в свою очередь, предложил мне две площадки на выбор: одна на втором этаже с более высокой арендной платой, а вторая с — под лестницей. Тогда нам было не до роскошеств, поэтому мы выбрали второй вариант, тем более, что оба пространства оказались открытыми, без каких-либо ориентиров, так что пришлось ещё доплачивать за дополнительную перегородку, зато нам сделали скидку на аренду около 20%.

— Ты часто говоришь «мы», получается, у тебя есть партнёры или наёмные сотрудники?

— Первые пару месяцев со мной работала пожилая женщина, которая до этого помогала мне организовывать выставки в первичках, а когда она ушла, я взял на работу своего однокурсника Александра, и вот тогда мы уже более основательно взялись за дело. Изначально, конечно, заказов поступало немного, да и были они в основном мелкими, но всё же кое-какая клиентура с прежних времён у нас осталась, потихоньку нарабатывалась новая база клиентов, и это позволяло хоть как-то держаться на плаву. В мае 2015 года мы открыли расчётный счёт в банке, и дела пошли в гору: у нас не только увеличился объём розничных покупок, но и, благодаря возможности рассчитываться по безналу, появились и оптовые заказы. Для госучреждений, закупающих тифлосредства, например, это вообще единственно возможный вариант. А ещё той же весной центр занятости выделил нам средства на обустройство рабочего место для Саши, у которого также есть инвалидность, правда, не по зрению. Мы закупили необходимое оборудование и мебель, а центр занятости компенсировал нам расходы. На тот момент максимальная сумма компенсации составляла 72 000 рублей.

— И всё же позже ваш офис переехал в другое место. Почему?

— В начале 2015 года, когда заказов было ещё мало, мы с Александром решили подрабатывать, делая ксерокопии, а на втором этаже торгового центра уже функционировала подобная организация. Естественно, у них всё было куда серьёзнее, они работали уже не первый год, так что едва ли мы могли составить им достойную конкуренцию, но наше присутствие их, конечно, сильно раздражало. Как-то их начальник пришёл к нам и устроил скандал, кричал, что мы под лестницей вообще незаконно сидим, и пригрозил, что всё равно уберёт нас отсюда. Тогда он ушёл, но буквально через месяц-два у нас украли ноутбук, зарядные устройства и ещё какую-то мелочёвку. Самое интересное, что камеры видеонаблюдения там были, но оказалось, что все они в этот момент оказались выключенными. Полиция, разумеется, тоже ничего не нашла, хотя на перегородке из гипсокартона были видны следы от грязных ботинок, то есть воры просто через неё перелезли и всё. В принципе, я уже и так подыскивал новое место, потому что в ТЦ всегда очень шумно и некомфортно, зимой постоянные сквозняки, кроме того, с нами под лестницей площадь арендовал ещё один предприниматель, который хранил там вещи и всё время носил через нас свои огромные мешки, что, мягко говоря, доставляло нам некоторые неудобства, но кража подтолкнула меня к окончательному решению. Вот так в июне 2015 года мы и переехали в двухэтажное здание сталинской постройки на границе Ленинского и Автозаводского района, , где до сих пор арендуем офис в 15 квадратных метров.

-2

— Насколько широкий у вас ассортимент?

— На данный момент это 520 наименований более чем в 30 категориях, и если раньше, до появления офиса, у нас практически всё было под заказ, то теперь все основные позиции постоянно есть в наличии. Наибольшим спросом пользуются, конечно, письменные принадлежности, то есть приборы, бумага и грифели, говорящие часы, тонометры, глюкометры и термометры, трости и наконечники, причём как российского, так и зарубежного производства. Уточню, что если их нет в наличии, это не значит, что их вообще нет в нашем ассортименте. Например, канадские наконечники дорогие, их редко берут, поэтому впрок мы их не закупае

м, но под заказ достать можем, а если бы спрос на них был регулярным, мы бы следили за их бесперебойными поставками. На различные учебные пособия и игры спрос тоже волнообразный, они годами могут пылиться на складе, даже шашки, шахматы и нарды покупают нечасто, поэтому иногда приходится отдавать их подешевле, чтобы место не занимали.

— Много ли у вас заказов, и каким образом вы осуществляете доставку?

— В среднем нам ежедневно поступает 1-2 заказа, понятно, что одни более крупные, другие мелкие. К счастью, у нас есть постоянные клиенты и среди частных лиц, и среди организаций ВОС, и среди государственных учреждений. Если все товары есть в наличии, я стараюсь отправить посылку в тот же день, даже если это один единственный заказ, чтобы поддерживать качество сервиса на высоком уровне и не терять клиентов. Особенно это касается пятницы, потому что за выходные товар успевает преодолеть полпути или даже дойти до адресата. После получения предоплаты мы формируем и упаковываем заказ, заполняем чистый бланк на компьютере, распечатываем и приклеиваем его на коробку, а дальше несём либо на почту, либо в курьерскую службу СДЭК, благо, что и то, и другое всего в нескольких минутах ходьбы от нашего офиса. Можем отправить и деловыми линиями, но это бывает достаточно редко. Почтовая доставка по России у нас бесплатная ,в этом плане здорово выручают секограммы, которые, кстати, уходят и в ближнее зарубежье, хоть и не всегда. Года с 2017 я много сотрудничал с Казахстаном. Было достаточно заказов, и объёмы неплохие, но в последнее время всё стихло: то ли они стали закупать в другом месте, то ли у них свой магазин открылся.

— Многие по разным причинам наверняка до сих пор боятся приобретать товары в интернете. Что делать, если товар потеряется? А если он придёт некачественным, повредится при транспортировке или быстро сломается при использовании?

— Случаев потери посылок у нас практически не было. Сразу после отправки заказа я высылаю покупателю трек-код, по которому он может отслеживать её перемещения. Сам товар, как правило, упаковывается в специальную воздушно-пузырьковую плёнку, так что доезжает до места назначения в целости и сохранности. А вот если он сломался в процессе эксплуатации, предусмотрен возврат или обмен. Потребитель отправляет нам товар обратно, мы отдаём его на экспертизу, и если это действительно заводской брак, его бесплатно ремонтируют по гарантии в течение 2-3 недель или заменяют на новый в случае, когда он не подлежит ремонту. Иногда мы осуществляем обмен сами, не дожидаясь результатов экспертизы, так меньше забот и нам, и клиенту. Но вообще, возвраты у нас бывают нечасто, до нескольких раз в год.

— Следите ли вы за своими конкурентами?

— А как же без этого! Конкуренты нам одновременно и друзья, и соперники. Тем более, рынок тифлотехники специализированный, все друг друга знают, как и в тесном мире незрячих. Да и, если сравнивать с другими бизнес-сферами, конкурентов у нас не так-то и много. В первую очередь, это тифломагазины, которые располагаются в крупных городах, но мы стараемся привлекать клиентов засчёт более низких цен, акций и скидок. Вообще, я всегда категорически против повышение цен, потому что это делает тифлотовары ещё более недоступными. Уже год назад какой-нибудь брайлевский дисплей или читающая машина стоили настолько дорого, что вряд ли кто-то может себе позволить такое приобретение. А у нас по некоторым позициям цены даже ниже, чем у наших поставщиков, когда они продают не оптом, а в розницу.

— Сложно ли было найти поставщиков?

— Нет, особых трудностей не возникло, единственное, что долго не удавалось выйти на поставщика шахмат и шашек. В принципе, у нас буквально 5 постоянных партнёров, с большинством из которых мы уже давно сотрудничаем, а потому они часто идут нам на уступки и делают скидки. В основном — это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Например, упаковка у нас местная, нижегородская, но коробки, в общем-то, производят в любом регионе. Были у меня попытки найти поставщиков за границей, я общался по электронной почте со швейцарским производителем тифлофлешплейера, но пока наши переговоры успехом не увенчались. Для работы на таком уровне нужен устойчивый спрос на товар, чтобы было с чего покрыть валютные издержки, оплатить транспортные, таможенные и прочие расходы.

— Какие качества, на твой взгляд, нужны начинающему бизнесмену? Что посоветуешь желающим открыть своё дело?

— Я думаю, что это смелость, упорство, амбициозность, а главное, желание работать и развивать свой бизнес. Я ведь раньше тоже много где себя пробовал, некоторые работодатели мне так и не заплатили, но я, вместо того, чтобы сдаться, решил стать предпринимателем. Да, сначала было непросто, Ведь я начинал с нуля, связей у меня не было, больших денег тем более, кредитов я практически не брал, но постепенно вывел магазин на сегодняшний уровень и взял квартиру в ипотеку. Иногда я задумываюсь о том, смогу ли добиться подобных успехов в чём-то другом, если закрою магазин? Не факт. мне вообще кажется, что самая лучшая реабилитация для человека с инвалидностью — это собственный бизнес: массажный кабинет, юридическая консультация, услуги психолога, интернет-магазин или что-то подобное. А «Тифломир» я считаю хотя бы отчасти проектом с социальной направленностью, ведь мы помогаем людям с ограниченными возможностями сделать их повседневную жизнь более комфортной, и это для меня очень мощный стимул двигаться вперёд!

— Поделись, пожалуйста, своими бизнес-планами на ближайшее время!

— Прежде всего, мне бы хотелось немного расширить имеющийся бизнес, для чего я планирую, во-первых, наладить сотрудничество с интернет-магазином Wildberries, чтобы выставлять там продукцию «Тифломира», во-вторых, привлечь побольше дистрибьюторов, а потому приглашаю к взаимовыгодному сотрудничеству как частные лица, так и организации. Кроме того, я всерьёз думаю над тем, чтобы открыть собственный массажный салон в Нижнем Новгороде и тем самым дать работу хотя бы двум незрячим специалистам, но этот вопрос ещё требует глубокой проработки. Даст Бог, что-нибудь и получится! На все вопросы и предложения готов ответить по электронной почте Tiflomir-nn@yandex.ru — пишите, буду рад новым клиентам и деловым партнёрам!

— Что ж, удачи тебе и процветания твоему бизнесу!

Опубликовано в журнале «Наша жизнь» №8 за 2022 год

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

50+ книг, в которых живут незрячие и слабовидящие герои

Интервью с незрячими мастерами по ремонту обуви

Загляните в семейный альбом: интервью со слабовидящим мастером по переплётному делу

Дневник слабовидящей мамы. Нам 3 года. Мы в контактном зоопарке

Судьба слепого музыканта Олега Аккуратова

Жизнь по нотам. Часть первая. Израильский коллектив незрячих музыкантов "Шалва" на Евровидении

Жизнь по нотам. Часть вторая. Патриция Курганова и Олег Аккуратов

Жизнь по нотам. Часть третья. Нафсет Чениб и Виктор Тартанов

ВИДЕТЬ ИЛИ НЕ ВИДЕТЬ. Рецензия на фильм "С первого взгляда"

«Неуклюжая Анна». История слабовидящей девочки