26,8K подписчиков

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

157 прочитали

Джозеф Кошут "Один и три стула", 1965.
Джозеф Кошут "Один и три стула", 1965.

В частности, весь мировой концептуализм. Ибо мсье Дюшан, по сути, стал первым концептуальным художником - в 1917 году этот товарищ выставил в качестве искусства обычный серийный писсуар, купленный в магазине напротив, и поставил на нем свою подпись. И понеслась (душа в рай).

А именно в 1960-ые, минуя абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Аккурат к ДЖОЗЕФУ КОШУТУ (1945), которого смело можно назвать батюшкой концептуального искусства, ибо именно он сформулировал это направление как явление.

Фрагмент
Фрагмент

Итак,1965 год. Мир имеет счастье лицезреть его программную инсталляцию "Один и три стула". Суть такая: мы видим три ипостаси стула. Т.е собственно сам стул, фотографию этого стула и буквенный эквивалент стула, который есть словарная статья с определением слова "стул".

Фрагмент
Фрагмент

В 1969 году Кошут публикует эссе "Искусство после философии", в котором заявляет, что традиционному искусству, собственно модернизму, приходит конец и теперь надо дела делать, а не ерундой, т.е формотворчеством заниматься. Иначе говоря, художественно-исторический дикурс закончился и теперь пришло время изучать природу искусства.

Главный тезис эссе - "искусство - это сила идеи, а не материала". Всем любителям философии посвящается.😂

Т.е что хочет сказать Кошут? ➡️ Философским или концептуальным объектом может стать любой предмет, а также любая документация об этом предмете, ибо текст про экспонат может заменить сам экспонат. Иначе говоря, можно написать просто "стул" и это будет работать.

Более того, по мысли Кошута, концептуальный объект ис­ключен из коммерческого поля (не подлежит продаже), поскольку продавать нечего - нет мастерства исполнения, нет эстетики, нет новизны. Это искусство про то, как искусство устроено.

Да, на заре соврика художники - отцы-адепты contemporary art - еще не мыслили категориями из разряда "как продать акулу в формалине за один клик". Но прогресс не стоит на месте - про говно художника я даже вспоминать не буду, потому что тут хоть предмет есть (неважно какой), скажу про Сальватора Гарау, продавшего, господипрости, невидимую скульптуру, которую он сам кропотливо намедитировал.🤦‍♀️

Гарау продал ЭТО, т.е "скульптуру", с аукциона за 18 000$ (или 15 000€, или 1 300 000 рублей). "Скульптуру" невидимую. Т.е ее нет (хотя Гарау утверждает обратное, мол, она существует в сгустке силы). По факту это пустота. Пустота размером 1,5х1,5 метра с климат-контролем и спец.освещением.

И все бы ничего, концепция-с. Если бы Гарау не выставил на торги свое творение. Но это уже другой лес - дебри пост-постмодернизма или метамодернизма, или бред сумасшедшего.😂 И сумасшедшим тут является совсем не Гарау, ибо он сделал вполне ясный провокационный околохудожественный жест, а тот человек, который за эту провокацию выложил более 1 млн рублей. Впрочем, это вопрос дискуссионный и долгий. И вообще пост не об этом.😂

Итак, возвращаемся к трезвому Кошуту и концептуализму 1960-х годов, который порожден разочарованием в прежней картине мира, той, что традиционное искусство представляло. А что оно представляло? Работало по принципу мимесиса, т.е подражания реальности. Да, модернизм разрушает этот мимесис, но создает нечно новое - манифестацию собственного "я" (такую некую форму диктатуры).

За это и зацепились концептуалисты, потому что кто, собственно, дал автору право это свое "я" манифестировать? Это один из главных концептуалистских вопросов.

Что такое это самое "я"? ➡️ Личное присутствие - ма­нера, почерк, любое слово от первого лица. Все это интерпретируется Кошутом как ничем не обоснованная претензия на власть. Диктатура (это постгитлеровская и постсталинская эпоха).

Что делают концептуалисты? ➡️ Отрицают этот диктат власти, подвергают его ироническо-игровой деконструкции. Потому что основная идея концептуализма состоит в том, что в мире уже все сказано, все было и теперь пришло время разбираться с этим сказанным (разбираться с возможностями искусства, его границами, его контекстами).

Концептуализм радикально меняет привычные способы коммуникации зрителя и произведения, потому что концептуализм - это искусство слова. Слова сложноустроенного, сложносочиненного, но не всегда внятного. Потому что ответить на дюшановский вопрос "что есть искусство?" оказалось сложнее, а ответить внятно - практически невозможно. Да и не ответил пока еще никто, вопрос остается открытым - у вас есть шанс, товарищи. 😁

Более того, концептуализм - это искусство, которое говорит о самом себе не хуже любой искусствоведческой статьи. Иначе говоря, подойдя к эрмитажному красному фургону Ильи Кабакова, вы все поймете сами (если внимательно посмотрите и задержитесь около творения более, чем на 5 сек 😂).

Раз уж вспомнился КАБАКОВ. У нас в стране он был первый. В начале 1970-х Кабаков создает свою известнейшую работу-стенд с мухой. Некая неопределенная поверхность, на ней еле заметная муха и реплики персонажей в ее честь: "Чья это муха? Это муха Николая".

Илья Кабаков "Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?", 1987
Илья Кабаков "Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?", 1987

Или "Ольги Лешко".

Илья Кабаков "Анна Давыдовна Стоева: Чья эта муха?", 1987
Илья Кабаков "Анна Давыдовна Стоева: Чья эта муха?", 1987

Главным экспонатом становится муха, которая оказывается заклю­ченной в слово, т.е в речь людей, и не может существовать вне ее. Потому что нет ничего, кроме слова, т.е языка.

А язык этот заявляет главнейшую для Кабакова тему - мотив советской коммунальности. Потому что вопрос, кому принадлежит муха, - это не только поэтика дадаистского абсурда, но и законный, даже необходимый вопрос для мира коммуналки (потому что этот предмет Юрин, а этот вот Зои, а тот кот, который нассал в ботинок деду Ефиму - Нюрин).

Итак, мы поняли, что концептуализм - это слово. Причем не только умозрительное, но и написанное. Лоуренс Вайнер, Эдвард Руша, Джозеф Кошут, Роберт Барри начали создавать искусство исключительно лингвистическими средствами.

Как написано это слово? ➡️ Сухо, просто, чтобы никаких примет индивидуальности, никакой претензии на власть - почерком безличных противопожарных стендов и щитов с техникой безопасности (смотри Пивоварова, Кабакова, Булатова). И тут вот можно говорить, кажется, бесконечно. Потому что концептуализм проявил себя везде: от живописи и скульптуры через видео-арт и перформанс к ленд-арту и медитативной "скульптуре" Гарау".😅😂

Но мне хочется завершить пост соц-артом. Дадада, не удивляйтесь. Один из векторов отечественного концептуализма есть соц-арт. Того же Эрика Булатова часто причисляют к художникам соц-артистам, поскольку он оперирует советскими идеологическими штампами (сам он, правда, это сопоставление отрицает, ибо "настоящие концептуалисты" не любят соц-артистов за юморески и объединения с ними не хотят).

Соц-арт придумали Комар и Меламид, писала о них, вот ⬇️

Но тут такое дело - в основе соц-арта лежит та же концептуалистская деконструкция власти, т.е диктатуры, только власть здесь понята более конкретно, узко и точечно, как советская власть.

Для соц-артистов легитимным был любой юмор (Ленин в Нью-Йорке, Сталин с инопланетянами). Это очень прямое искусство, где нет никаких вторых и третьих смыслов, но вместе с тем искусство это живое и веселое (соц-арт - это такой поп-арт аля-рус, в основе которого не рекламные клише, потому что никакой рекламы в Советском Союзе не было, но зато была масса клеше идеологических).

И вот вам в немного работ Леонида Соколова - одного из самых ироничных отечественных художников.

  В частности, весь мировой концептуализм.-6

1️⃣ Очки для каждого советского человека, 2000. Авторский повтор произведения 1976 года. ➡️ Грубые, небрежные, тяжелые... взгляд в светлое будущее через неаккуратные красные звезды - очень точная метафора, не находите?

  В частности, весь мировой концептуализм.-7

2️⃣ Угол зрения, 1976. ➡️ Перевод речи в объем и материал.

  В частности, весь мировой концептуализм.-8

3️⃣ Серп и молот. Кинетический объект, 1990. ➡️ Про ритуалы советской "магии".

  В частности, весь мировой концептуализм.-9

4️⃣ Сталин и Монро, 1991. ➡️ Сам Соколов называл эту работу "мой бренд". Да и вообще Сталин и Монро - это всегда актуалочка.

  В частности, весь мировой концептуализм.-10

5️⃣ Ленин - Джакометти (Встреча двух скульптур), 2005, авторский повтор работы 1989 года. ➡️ Про встречу модернизма и социалистического реализма. Противостояние.😂