Найти тему
Статьи
ПОНИКАРОВСКИЙ ЧИН едет в Москву ЦМИАР опубликовал анонс мартовско-майской выставки «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний». В «Афише» выставка представлена изображением одной из икон Поникаровского иконостаса из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль». Вообще же в Москву едут семь икон этого иконостаса из ростовского собрания. На сайте ГМЗРК представлен проект «Поникаровский иконостас», в котором приведена характеристика этого комплекса иконописи: «Иконостас рубежа XV–XVI вв. из села Поникарово — древнейший в России полностью сохранившийся памятник такого рода. Он состоит из царских врат и 15 икон. Его заказчик — великокняжеский дьяк Данило Мамырев — был одним из руководителей Посольского приказа. По поручению великого князя в 1493–1494 гг. он побывал в Италии, в Милане и в Венеции. Основной целью посольства было приглашение на службу в Москву разнообразных мастеров… Данило Мамырев мог видеть самые высокие образцы искусства своего времени, умел выделять талантливых мастеров. Это умение проявилось и в отборе мастеров для изготовления иконостаса в его ростовской вотчине Поникарово…» Этот проект имеет название: «„Медленное чтение“. Опыт представления в сверхвысоком разрешении древнейшего русского иконостаса». Жаль, что опыт «медленного чтения» не приложили к другим шедеврам в собрании музея.
1 день назад
СЕГОДНЯ – НОВЫЙ ГОД! Монгольский, правда: Цаган Сар В развитие темы
2 дня назад
КАК МЕНЯЛИСЬ СМЫСЛЫ И ГРАНИЦЫ «РУССКОГО СЕВЕРА» В музейном мире сейчас существует понятие «Русский Север» — вписанное в другое понятие «Музеи Русского Севера». Как понимаю, это понятие родилось как приложение благотворительных усилий «Северстали» к развитию историко-культурного наследия на выбранных «Северсталью» же территориях: «Благотворительная программа „Музеи Русского Севера“ реализуется c 2007 года в 9 регионах Северо-Западного федерального округа, Пермском крае, Кировской и Костромской областях» А именно: 🪆Республики Карелия и Коми; 🪆Пермский край; 🪆Архангельская; 🪆Вологодская; 🪆Кировская; 🪆Костромская; 🪆Ленинградская; 🪆Мурманская; 🪆Новгородская; 🪆Псковская области; 🪆Ненецкий автономный округ. То есть Европейский Север России по западный склон Уральских гор. Интересно, если б чаяния одного из Ягубернаторов объединить Ярославскую и Костромскую области сбылись — были бы костромские земли в списке? Но все это — так, по поводу. Повод — в Академии попалась статья 2019 года: Мельникова Е.А. «Здесь русский дух …»: к истории Русского Севера на символической карте воображаемой России // Кунсткамера, № 3, 2019. С. 6-22 Там сделан обзор о том, как колебались географические границы «Русского Севера», как вообще это понятие родилось, как изменялся его смысл: от инструмента «символического присвоения инородческой территории в имперском дискурсе» (который позволял «описать обширное и плохо освоенное пространство в национальных терминах») — к «реанимации образа Русского Севера как заповедника русской народности, архаики и культуры», каковой «по-прежнему остается одним из самых востребованных топосов национального воображения». Тезисно: 🪆“РС никогда не был воплощен в административных или политических границах. На картах Российской империи, Советского Союза и постсоветской России никогда не существовало губернии, области или края с таким названием. 🪆“РС стал с конца XIX в. важным элементом воображаемого российского пространства, определяя его в координатах национального центра и окраин империи. 🪆“РС был изобретен в течение всего нескольких десятилетий на рубеже XIX–XX вв. Наконец, «превращение севера России в „русский Север“, произошедшее между 1884 и 1897 гг., было менее радикальным, чем его перерождение в Русский Север, ставшее очевидным к началу XX в., когда о нем начали говорить и писать художники круга И. Я. Билибина».
2 дня назад
КАК ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ перестало быть селом Честно говоря, я не знаю, что такое сейчас Поречье. Поречье-Рыбное, да. Было село — это факт! Вроде как рабочим поселком в советский век стало? Или поселком городского типа? В наше время это уже — сельское поселение какое-то. Почему не осталось селом? Почему Петровск не остался городом, сохраняя старинное свое имечко? На все воля администраторов, что уж… На пути к превращению в поселок Поречье потеряло главное свое украшение — храмовый комплекс в центре села. В музейном блоге Александр Морозов отметил горькую дату «95 лет закрытия храмового комплекса в центре Поречья-Рыбного»: При закрытии церквей в январе 1930 года в селе произошло народное волнение. В спецхране Государственного архива Ярославской области хранятся протоколы допросов участников тех событий. Всего было привлечено к уголовной и административной ответственности 23 человека, получивших сроки и высылку. Они вошли в Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из протокола допроса председателя Поречского потребительского общества Д. Н. Иванычева: «…12 января 1930 года, около 11 часов в селе Поречье раздался набатный звон. И в связи с предполагаемым закрытием церкви за неуплату налога сообразил, что набат произвела антисоветская публика с целью сорвать изъятие ценностей из церквей села Поречья. Увидел большое скопление людей, настроенных определенно антисоветски. Были слышны выкрики „Бей коммунистов!“. Я желал разъяснить гражданам, в чем дело и пошел на паперть. Милиционеры стояли у дверей, окруженные со всех сторон и хотели прорваться в церковь, где происходила опись церковного имущества. Но меня на входе скрутили и стали бить. По спине и голове. Среди граждан я заметил гражданку Щелягину А. которая ударила меня рогатиной, которой ворошат сено. Я убежал, а через полчаса снова пришел к церкви, так как публика не расходилась. Кричали, что „Коммунисты и советская власть грабят церковь!“, „Церковь закрывать не дадим!“. Некоторые были с кольями, а двое с топорами. Одного я знал. Это Кириков Яков Андреевич. Других не знаю»… По ссылке — весь текст.
3 дня назад
О РОСТОВСКИХ «ИДИОТИЗМАХ» Время от времени у публики просыпается интерес к «говорам» вообще. Произвольно возникают некие списки словечек, будто бы характерных для тех или иных местностей. При внимательном рассмотрении оказывается, что характерность списков сомнительна, границы употребления «словечек» очень условны. Проще всего, конечно, в этом поиске припадать к источнику — выявлять «словечки» в местах их бытования. Этнографы и социологи лучше других вооружены методиками таких опросов. В начале XX века в Ростове ростовский говор исследовал В.Н. Волоцкой, учитель городского училища в Ростове. Книга его об этом есть здесь: Сборник материалов для изучения ростовского (Яросл. губ.) говора (СПб., 1902). Работа основательная, предваряется предостережением о том, что материал для анализа на глазах портится современными влияниями: «…Составитель решился собрать и приготовить к печати записанные им в разное время идиотизмы ростовскаго говора, тем более, что под влиянием времени, школ, а всего более — отхожих промыслов, идиотизмы эти все более и более сглаживаются, заменяясь жаргоном мелких приказчиков и трактирщиков, которых крестьяне в простоте души считают образцом „великатности и манерности“. „Прызидент (человек, которые все „произошел“, т. е. испытал), полированный (воспитанный, образованный), бурдовый (цвет „бордо“), жандровый (цвета „жандарм“), апекит, ланце и тому подобныя словечки берут уже явное преобладание над „мужицкою речью“ по мере того, как дедушкины и бабушкины кошули, дуры и ферязи перешиваются на спинжаки и тепломаты, а вместо старинных песен об ивушке, лучинушке, синем Доне и тихом Дунае, поется о том, что „Идет Ваня по полу, чуйка нова до полу, в правой руке тросточка, в левой папиросочка“. Или: „Саша кралечка написаная, на картинке нарисованая, во газетах публикованая“. Даже прежние веселые хороводы и игры, вроде завиванья капустки, уступили место кадрили, которую танцуют под песню: „Чок, чок, чижичек, маленький воробышек! Среди поля стоит ель, начинается кадрель“...»
4 дня назад
РАДОСТИ ПОСТНОГО ЗАСТОЛЬЯ: огурчики даниловские …Вятские, залужские, богородские, бухаловские… В маслену седмицу, пришедшую с морозами в конце февраля, есть смысл подумать о постном. Об украшении и утешении постного стола российского, соленых огурцах из Даниловского уезда Ярославской губернии, песнь эта. Сама «песня» — тут 
5 дней назад
РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ ДЛЯ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ Об этой игрушке уже писалось здесь. Пост был опубликован с черно-белой картинкой из книги. И вот в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства нашелся рисунок, послуживший оригиналом для воспроизведения в том издании! Рисунок игрушки «Модель Ростовского Кремля». Опись альбома «Игрушки из дерева резные и расписные. Рисунки образцов Кустарного музея. 1910–1930-е годы, публикация #госкаталог
1 неделю назад
КАК ДАЛЬ В РОСТОВСКОМ КРЕМЛЕ русский стиль изучал Не тот Даль, который словарь, а тот, который его сын, про которого вики сообщает: Лев Влади́мирович Даль (Лев-Арслан-Василий Даль[1]; 11 [23] июня 1834, Оренбург — 21 марта [2 апреля] 1878, Москва) — русский архитектор и историк, основоположник научно-прагматического направления в эклектическом русском стиле 1870-х годов[2], исследователь русского деревянного зодчества; сын писателя и лингвиста Владимира Даля В Научно-исследовательском музее при РАХ хранятся его карандашные рисунки и наброски чертежей зданий Ростовского кремля (музейная датировка: 1860–1870-е годы), опубликованные в #госкаталог Картинки совершенно чудесные. Они, кстати, фиксируют те самые виды древнего ансамбля, которые и сейчас интуитивно выбирают сколько-нибудь впечатлительные туристы в качестве модных сейчас «фотозон». На фото: те самые прекрасные виды, запечатленные Далем (занятно: потом примерно те же виды оказываются в письме Огнева к Баниге!) и интерьер Белой палаты (последний — с обмером плана).
1 неделю назад
БЕЗ ЧЕГО МУЗЕЙ НЕ ЖИВЕТ? Без экскурсовода! У экскурсоводов сегодня всемирный профессиональный праздник, с чем все причастные МЫ поздравляем и себя, и коллег! На фото 1-2: в качестве экскурсовода Ростовского музея для этой тургруппы 1909 года выступает один из основателей оного музея Иван Александрович Шляков. Фото сделано перед внутренними воротами (с росписями XVIII века) под церковью Воскресения и на фоне внутренних же ворот под Водяной башней Ростовского кремля, которые были расписаны по проекту и под руководством любившего всякие художества Ивана Александровича. Третья иллюстрация — акварельная картинка из собрания ГМЗРК, запечатлевшая расписанные во времена митрополита Арсения Мацеевича те самые ворота под Воскресенской церковью (сами двери сохранились, картинки погибли от времени и небрежения). Шляков повторил идею митрополита XVIII века при реставрации Водяной башни в 1890-е годы, притом дважды: на внутренних и на внешних воротах под нею. Занятно было б с экскурсоводом при таких воротах зависнуть и картинки разглядывать, вникая в пояснения о символике и эмблематике!
1 неделю назад
Опубликовано фото
1 неделю назад
ДНЕВНИК ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТИХВИНСКОГО Грамотеем был Андрей Тихвинский, протоиерей кафедрального Успенского собора Ростова Ярославской епархии. А еще был он — истинное дитя века Просвещения. Его интересы простирались от физики, астрономии, медицины — до философии, истории, библеистики. Его знания были глубокими, он обладал неплохими практическими навыками в изготовлении, например, астрономических и физических приборов и применении их. Родом он был из Тихвина, родился 18 октября 1788 года. Фамилию, как водилось в духовном сословии, по завершении образования в Петербургской духовной академии принял по названию родного города (в 1814 году). Сначала определился учителем в Новгородскую семинарию (Тихвин — город Новгородской губернии), затем на ту же должность — в семинарию Ярославскую. В 1820 году получил место в Ростове, стал протоиереем Успенского собора. В этой должности оставался до 1865 года, оставил место по старости, умер в 1867 году. Подробнее о дневнике и его авторе, с занимательными цитатами о ростовской жизни и вообще, — здесь.
1 неделю назад
«ГРАД НЕБЕСНЫЙ»: о розовом Ростовском кремле «…Теперь можно лишь мысленно представить, насколько гармонично в конце XVII в. сочетался сад со своим архитектурным окружением. Особенно удивительная картина открывалась взору входившего на центральный двор кремля в период яблоневого цветения. В прямоугольном замкнутом со всех сторон пространстве, образованном величественными сооружениями, окрашенными в молочно-розовые тона, он видел роскошный сад, сплошь розовато-белый от распустившихся цветов, и потому сливающийся в чарующий, сказочный образ с окружающей архитектурой. Сказочность образа довершали белые лебеди, скользившие по зеркальной глади садового пруда…»
1 неделю назад