Найти в Дзене
Из второго свитка "Бансэнсюкай"
Эта глава называется «Синоби — сердце под лезвием меча». Хотя в Китае методы ниндзюцу называются кантё, сайсаку, ютэй или кансай; в нашей стране используется иероглиф «синоби», потому что в его основу заложен глубокий смысл. Без осознания этого смысла трудно даже ступить на путь ниндзя. Поэтому данная глава носит название: «Сердце под лезвием меча», и обсуждает причину, по которой используется слово «синоби». Во-первых, иероглиф «синоби» состоит из [двух меньших] иероглифов: «яйба» — «лезвие» и «кокоро» — «сердце»...
1 месяц назад
Из книги Энтони Камминза "Навыки ниндзя" (Ninja Skills)
Даосский миф о сотворении мира оказал сильное влияние на мышление самураев и синоби. Согласно мифу, до возникновения Вселенной существовало бесформенное пространство под названием Уцзи (无极 - «Пред-Вселенная»), которое превратилось в Тайцзи (太極 - «Великий Предел»). Затем Великий Предел разделился на отрицательный и положительный элементы, называемые инь (陰)и ян (陽). Будучи противоположными друг другу, инь и ян в то же время дополняют друг друга - дуализм, который встречается, например, в мужском и женском, светлом и темном, огне и воде...
4 месяца назад
Уроки ниндзюцу от Энтони Камминза. Урок № 1
Эпоха самураев, охватывающая целое тысячелетие, с IX по XIX век, была славной главой в летописи Японии. Самураи соблюдали изысканный и точный этикет во всех своих действиях - от питья чая до отрубания головы врагу. Этот акцент на «правильном» образе действий продолжает оказывать сильное влияние на современную японскую культуру. В рядах самураев, но отдельно от них, скрывался в тени печально известный агент ниндзя или синоби. Он был коммандос, шпионом, предателем. В то время как «стандартные» самураи считали ложь и обман отвратительными, синоби не были связаны такими угрызениями совести...
4 месяца назад
Линия Тода Тогакурэ-рю (Перевод главы из книги Шона Аскью "Hidden lineage - the ninja of the Toda Clan""
В первых двух главах я рассказал о происхождении ниндзюцу и его возможной связи с изначальным народом инукай с горы Тогакуси и земли Синано. Далее я хотел бы обсудить родословную и практику Тогакурэ-рю, которая существует и по сей день и преподается в Будзинкан Додзё Хацуми Масааки сокэ. В настоящее время Тогакурэ-рю переживает настоящий золотой век с точки зрения количества практикующих. По данным штаб-квартиры Будзинкан Додзё в городе Нода (Япония), в настоящее время в мире насчитывается несколько сотен тысяч зарегистрированных членов...
4 месяца назад
Параллельные места в "Бансэнсюкай" и в "Гумпо дзиёсю"
Из Бансэнсюкай: "Синоби-но дзюцу следует использовать в соответствии со временем и местом. Однако, прежде всего, обратите внимание на отличия дневного и ночного времени для проникания. Днём следует идти туда, где находятся много людей, и где шумно, а ночью — туда, где тихо. Сначала нужно пошептаться, чтобы проверить, спят ли охранники или не спят. Если они спят, то ни голос, ни звук не будут слышны. Однако если они храпят, то знайте, что существует метод, позволяющий понять различные виды храпа...
4 месяца назад
Параллельные места в "Бансэнсюкай" и в "Сёнинки".
Из "Бансэнсюкай": "Проникновение [в тот момент], когда двое людей уходят, а один возвращается Один из способов сделать это — пойти ночью в дом врага вдвоём. Один человек должен позвать хозяев дома перед входом, а другой должен прятаться возле самой двери. И когда кто-то ответит, посетитель должен представиться посыльным, при этом он должен стоять на расстоянии двух или трёх кэн от двери. В то самое время, когда человек выйдет из дома в дверь, чтобы лучше слышать посетителя, тот, кто прячется за дверью проникнет [в дом]...
4 месяца назад
Тогакурэ рю тонко-но дзюцу (戸隠流遁甲の術) "Искусство укользания [и прятания] школы Тогакурэ-рю"
Книга "Тогакурэ-рю тонко-но дзюцу" находится в частной коллекции Хацуми Масааки. Нигде не указано, кто был автором этого свитка (свиток переписан и оформлен в виде брошюры в старояпонском стиле), в интернете об этом нет информации. Книга является либо плодом творчества Такамацу Тосицугу, либо кого-то из более ранних патриархов школы, и Такамацу её переписывал в ручную. Книга была переписана самим Хацуми и переведена на английский кем-то из сидоси Будзинкан. Сканы книги доступны на сайте: https://archive...
4 месяца назад
Тогакурэ-рю бикэндзюцу. Основы, часть 1
Данной статьёй мы начинаем новую рубрику, посвящённую технике и принципам Будзинкан. Статьи этой рубрики будут находиться в подборке "Основы Будзинкан". Маай – это расстояние между вами и вашим противником. Обычно различают три вида маай: хи-но ма, сакай-но ма (курай-но ма) и хон-ма. При дистанции хи-но ма расстояние между вами и противником составляет всего 3 сяку. Это относительно короткая дистанция. Она позволяет контролировать противника, и применяется в большинстве ката Тогакурэ-рю бикэн-дзюцу...
4 месяца назад
Року сикэй (Основные правила ниндзюцу)
Проникновение в ряды противника могло осуществляться как в мирное время, задолго до начала военных действий (то-ири — проникновение издалека), так и непосредственно во время войны (тика-ири — проникновение с близкого расстояния). Использование этих способов начинается с предварительной подготовки с применением шести базовых правил — року сикэй. На них, собственно и основана вся работа синоби, и правильное их использование гарантирует успех в любой, даже самой трудной миссии. Правило Мугэй мумэй-но...
4 месяца назад
О трактате Хаттори Хандзо "Синоби хидэн" ("Тайная традиция ниндзя")
«Синоби хидэн» (или, в другом прочтении, «Нинпидэн» — «Тайная передача знаний ниндзя» или «Тайная традиция ниндзя»), по мнению большинства историков, является старейшим из трактатов по ниндзюцу дошедших до наших дней. Дата написания «Синоби хидэн» — 1560 г. (или 3-й год Эйроку) — т.е. самый разгар битв эпохи Сэнгоку-дзидай. Это обстоятельство делает «Синоби хидэн» ещё более интересным источником, ведь большинство из дошедших трактатов написаны уже в мирный период, а многие и вовсе относятся к XVIII веку...
4 месяца назад
Ниндзюцу мондо (忍術問答) - Диалоги о ниндзюцу (Глава из 1-го тома "Бансэнсюкай"
Вопрос: Когда появилось ниндзюцу? Ответ: Изначально гунпо (軍法 – военное искусство) появилось в глубокой древности, во время правления императора Фу Си (羲帝 яп. Фукуги). В дальнейшем оно стало весьма успешно применяться в правление Жёлтого Императора. Издревле оно передавалось из поколения в поколение, и лишь добродетельные люди могли его использовать. Одним словом, ниндзюцу – это краеугольный камень военного искусства. Хотя ниндзюцу появилось в эпоху Фу Си и Жёлтого Императора, о нём нельзя увидеть упоминаний в старинных книгах...
5 месяцев назад
Из "Бансэнсюкай": О расположении сторожевых костров Эту задачу следует поручить [самураю], командующему пешими воинами, и заранее заготовить весь хворост. За кострами должны присматривать пешие воины асигару, которые должны сменять друг друга каждые два часа или даже полночи, и располагаться на внешней стороне земляного вала главных ворот вашего замка или позиции. Если земляной вал простирается на восток и запад, предпочтительнее разводить костры, когда ветер дует с севера или юга, потому что если ветер дует с востока или запада, то поддерживать огонь трудно; в таком случае, как в последнем случае, ставьте двери или циновки татами с подветренной стороны от костра. Земляной вал рядом с местом, где будут разводиться сторожевые костры, должен быть высотой около трех метров. Если не хватает дров, нужно жечь хворост или солому, причем нежелательно разводить огонь в котелке; вместо этого лучше попросить кузнеца изготовить квадрат в четыре сяку [из железа для сжигания дров]. Даже если вы занимаете позицию только на одну ночь, чтобы противостоять противнику, желательно построить земляные укрепления, даже если они не очень высокие, и разжечь сторожевые костры. Не забывайте разводить костры на достаточном расстоянии от основной позиции; если они будут находится слишком близко, то будут освещать внутреннюю часть ваших собственных оборонительных сооружений. Сасаяма Кагэнао "Бансэнсюкай", свиток 22 "Гунъё хики" ("Секретные записи о принципах военного искусства"), 1676 г. Свиток "Гунъё хики", написан позже написания основных томов "Бансэнсюкай", и является дополнительным. Фудзибаяси Ясутакэ не был автором этого свитка, его написал некий Сасаяма Кагэнао из клана Охара.
5 месяцев назад