История создания Strv S1/S2, первых образцов шведского безбашенного танка Strv 103
В послевоенный период шведское танкостроение пробивало себе путь развития, причем происходило это с большим трудом. Достаточно долго шведы пытались развивать концепцию Landsverk LAGO, получив по итогам Landsverk Lansen, оказавшийся тупиковой веткой развития. Тем не менее, кое-то они для себя решили. Главным результатом всех этих экспериментов стало то, что появилась концепция танка с боевой массой порядка 30 тонн, а также использование механизации заряжания. Таким образом, шведы также оказались в клубе 30-тонников. Правда, со своей спецификой.
В первые послевоенные десятилетия целый ряд стран столкнулись с тем, что их перспективные танки резко росли с точки зрения боевой массы. То же самое случилось и со шведами. Начав с 28-тонного EMIL, они довели его до опытного образца Krv, чья боевая масса составила 45 тонн. В общем-то, не так и много, особенно на фоне 50-тонного Centurion Mk.3, который шведы в итоге были вынуждены закупать. Но по ряду причин серийный Krv не состоялся. Что же касается собственного танка, то шведы по итогу создали Strv S (Sverige), предшественник Strv 103. Оказавшегося самым необычным послевоенным танком.
Откровенно говоря, главной причиной смерти Krv стала неготовность его вооружения и башни. За них отвечала Bofors, насколько ситуация с вооружением и башней не выглядела саботажем, вопрос открытый. То, что в Карлскуге спали и видели, как утопят конкурента из Ландскруны, выглядело вполне очевидно. Почему в KAFT (с 1954 года KATF, или Kungliga Armétygförvaltningen) не вмешались в данную ситуацию, вопрос открытый. В итоге именно шведские военные оказались проигравшей стороной, потому как отработанное шасси осталось не у дел. Так или иначе, но в конце августа 1956 Свен Берге, который курировал работы по Krv со стороны KATF, стал прорабатывать концепцию принципиально нового танка.
Личность Свена Берге во всей это истории весьма примечательна. Первоначально он занимался вооружением, а также системами его стабилизации. Первой крупной его работой стало устройство для обеспечения балансировки орудия в башне Strv 74. Также ему принадлежала идее блоков дымопуска, также реализованных на Strv 74. Так вот, те патенты, которые он оформлял с начала 60-х, крайне примечательны заказчиком. Им числился AB Bofors. Это несколько намекает, кто перехватил инициативу по разработке нового танка. Какой бы танк не выиграл, фактически он всё равно становился детищем Bofors. KATF в этом вопросе не смущал тот факт, что до того Bofors стабильно проигрывал борьбу Landsverk.
В середине 50-х KATF откатил требования на новый танк назад. Согласно старым новым ТТТ, танк должен был иметь боевую массу 30 тонн, 105-мм пушку в качестве основного вооружения, механизм заряжания магазинного типа, а также обладать высокой подвижностью и защищенностью. Причина, по которой Берге взялся за идею танка, лишенного башни, лежала на поверхности. Заложенные KATF требования почти не давали шансов вписаться в 30 тонн боевой массы. Поэтому появилась идея танка, который лишался башни. За счет этого Свен Берге рассчитывал сэкономить боевую массу танка.
Одновременно решалась проблема размещения механизма заряжания. Вместо касающейся башни, весьма габаритной, качающимся становилось шасси танка. В исходной концепции Свен Берге предлагал использовать блокированную подвеску системы Хорстманна, которая модифицировалась таким образом, чтобы шасси танка. Между узлами полвески предполагалось использовать специальный штырь, который при опускании играл роль опоры. На разработку концепции безбашенного танка Берге потратил выходные, которые он провел на рабочем месте. Уже в понедельник инженер показал свои наработки коллегам из KATF. Те пожали плечами, лишь Эрик Гиллнер, непосредственный начальник Берге, проявил интерес. И его мнение оказалось решающим.
Доведение концепции безбашенного танка до ума продолжилось, 22 октября 1956 года состоялась первая демонстрация. На тот момент прорабатывалось две концепции танка - Strv T (Tyskland, то есть Германия) с боевой массой 30 тонн, и Strv A (Англия-Америка), с боевой массой 42,5 тонны. Оба танка имели одну и ту же башню, которую разрабатывала Bofors, с механизмом заряжания и 105-мм орудием, тем же, что предполагалось для Krv. Так вот, Гиллнер все же включил концепцию Берге в общий план, тем самым направления стало три. При этом поначалу приоритетом был Strv T, как наиболее подвижный из всех.
В активную стадию новая программа разработки перспективного танка вошла с весны 1957 года. При этом безбашенный танк Свена Берге получил обозначение Strv S (Sverige, то есть Швеция). За счет очень больших углов наклона лобовых листов толщина брони оказывалась эквивалентна Strv A, подвижность оценивалась на уровне Strv T, а боевая масса в 30 тонн. Стоит отметить, что все три проекта вел Берге, а в качестве визави выступал не ИС-3 или Т-10, а Т-54. Окончательно решение по выбору концепции нового танка принято не было. Тем не менее, для отработки Strv S начались опытные работы. В них задействовали сначала переоборудованную соответствующим образом самоходную установку Ikv 103. Позже (весной 1959 года) в качестве испытательного стенда использовали переоборудованный Medium Tank M4A4. На обеих машинах прорабатывалась сама возможность наведения пушки только при помощи корпуса.
Использование подобных лабораторий позволило свести к минимуму затраты: на отработку концепции Strv S было затрачено всего 5.000 шведских крон. Окончательное обсуждение выбора концепции состоялось в апреле-мае 1958 года. Проходило оно на фоне появления информации о советском тяжелом танке Т-10 и глубокой аналитики относительно состояния мирового танкостроения, а также долгосрочных потребностях шведской армии в танках. Новый танк разрабатывался в рамках долгосрочной программы перевооружения, охватывающей период с 1965 по 1975 годы и имевшей чудовищный для Швеции бюджет – полмиллиарда крон.
Уже на стадии утверждения программы разработки нового танка в его ТТХ стали вноситься различные изменения. Касались они, например, боевой массы. Подсчет показывал, что в 30 тонн боевой массы вписаться никак не получается, поэтому ее планку подняли до 37 тонн. Проектные работы перешли Bofors, общее руководство вело KATF и, соответственно, трудившийся там Свен Берге. Некоторое время Bofors параллельно занималась и Strv A. Первые концептуальные наработки по обоим проектам фирма представила KATF в октябре 1958 года. Впрочем, по Strv A больше занимались башней. Она получалась чересчур концептуальной, что явно не было проекту на пользу. В случае в Strv S предварительный боезапас составлял 50 унитаров, меньше, чем у Strv A, зато размещение получалось более разумным.
Надо сказать, что и вооружение было изначально чересчур концептуальным. В итоге длина ствола орудия, которое в случае с Strv S обозначалось как Kv 105 x 59, а в варианте для Strv A как KT 105 x 60, была доведена до 90 калибров, потом снижена до 85 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда должна была составлять при этом 1100 м/с, а подкалиберного 1455 м/с. Даже в случае с танком без башни такой длинный ствол выходил далеко за габариты корпуса, что уж говорить о машине с нормальной компоновкой. Так что затем пришлось умерить пыл и урезать осетра. Хотя и принятое в работу орудие оказалось чересчур длинным. Полная его длина составила 67 калибров, посему даже в случае с Strv S вылет ствола за габариты корпуса составил 3 метра.
Первый эскизный проект Strv S был представлен Bofors в начале августа 1959 года. Поскольку требования подразумевали, помимо всего прочего, комфортное размещение экипажа, танк без башни получился далеко не таким уж и низким. Высота корпуса составила 1700 мм, что очень близко к "Пантере", например. Сама машина оказалась очень похожа на ранние эскизы Свена Берге, причем на этом этапе он оптимистично оценивал боевую массу в 31 тонну. В виду чрезмерного вылета ствола за габариты корпуса KATF и Bofors решили установить 20-фунтовую (84 мм) пушку. Оба варианта вооружения подразумевали установку специального ограждения, которое разработал и запатентовал Берге. С левой стороны корпуса ставился курсовой пулемет, а командир получил зенитную турель с 20-мм 20-мм автоматической пушкой automatkanon m/45B. Похожая турель позже перекочевала на бронетранспортер Pbv 301.
Боевая масса в 31 тонну обеспечивалась за счет очень плотной (как потом стало понятно, чрезмерно плотной) компоновки. В носовой части располагалось моторно-трансмиссионное отделение, причем с самого начала силовая установка предполагалась комбинированной. В паре с дизельным двигателем мощностью 300 л.с. должна была работать газовая турбина мощностью 200-300 л.с. Совместно они должны были дать удельную мощность в районе 20 л.с. на тонну и максимальную скорость около 60 км/ч. Экипаж составлял 3 человека, при этом наводчик одновременно являлся и механиком-водителем. Он получал систему наводки орудия, чем-то похожу по концепции на систему NAEDER для Char B. Разработал данную систему, к слову, всё тот же Берге.
Итог обсуждения первого варианта Strv S привел к существенным метаморфозам проекта. Компоновку танка признали чересчур плотной, поэтому корпус удлинили с 5700 до 6850 мм, а высота по крышу боевого отделения выросла с 1700 до 1850 мм. Это, конечно, подняло боевую массу с 31 до 35 тонн, но оно того стоило. Помимо более удобного размещения экипажа, удалось иначе распределить его обязанности. Теперь наводчиками было двое (командир и механик-водитель), а управлять танком могли все трое, включая помощника мехвода, который отвечал за движение танка назад.
Еще одним изменением стало вооружение. Было принято решение от столь длинной пушки отказаться. Наиболее простым путем стало использование английской 105-мм пушки L7, которая ставилась на Centurion Mk.10 (он же Strv 101). Впрочем, в исходном виде ее все же решили не оставлять. На базе английского орудия запустили разработку пушки с длиной ствола 62 калибра. За счет более длинного корпуса вылет стола у проекта Strv S, датированного августом 1960 года, вылет ствола снизился до 1900 мм (да и то, это вылет ограждения ствола). Число курсовых пулеметов выросло 4, их предлагалось разместить на верхнем лобовом листе в специальных коробах.
Помимо этого, переработанный Strv S подразумевал и новую подвеску. Дело в том, что исходный вариант подвески занимал много места. Вместо перемещающихся в вертикальной плоскости тележек по типу танка Centurion начались работы по гидропневматической подвеске. Новая система оказалась заметно компактнее и проще: вместо всех четырех опорных катков оказывались задействованы только первый и четвертый. Элементы подвески удалось убрать внутрь корпуса. Для проверки работы новой системы во второй половине 1960 года был переоборудован опытный образец Krv. Танк лишился крайних опорных катков, соответствующим образом переделали подвеску, впереди установили пушку.
Проведенные испытания подтвердили правильность идеи, кроме того, выяснилось, что опасения насчет ствола оказались напрасными, поэтому от ограждения отказались. От Krv танк унаследовал некоторые элементы, включая траки, а вот опорные катки взяли от Strv 81 (Centurion Mk.3). Построенный в конце 1960 года полноразмерный макет уже не имел защитной фермы. Именно в таком виде танк и утвердили к постройке. Согласно контракту, который KATF заключил c Bofors в ноябре 1959 года, разработка Strv S подразумевала изготовление двух опытных образцов. Оба предполагалось построить в 1961 году.
Утвержденный 2 января 1961 года Свеном Берге план подразумевал постепенную эволюцию обеих машин. Strv S1, первый опытный образец, являлся демонстратором ходовой части. Вместо штатного мотора он получил электродвигатель, а в качестве вооружения была установлена английская пушка L7. Он же единственным получил установку 20-мм автоматической пушки в зенитной турели. В общей сложности уточненный в 1960 году бюджет по программе безбашенного танка составил 15.000.000 шведских крон. Сумма очень внушительная, но стоит иметь в виду, что с ценами военного периода эти деньги сравнивать нельзя. Примерно в такую же сумму обходилось покупка менее двух десятков Centurion.
Параллельно с работой над самим танком шла разработка вооружения для него, а также элементами силовой установки. Согласно планам, опытные танки должны были получить английский 6,5-литровый бензиновый двигатель Rolls-Royce B 81 мощностью 230 лошадиных сил. Впрочем, уже в середине января 1961 года KATF и Bofors приняли решение о том, что на нулевой серии (с третьей машины) появятся совсем другие моторы. Речь шла о дизельном двигателе Rolls-Royce K 60 объемом 6,57 литра и мощностью 240 лошадиных сил. То же самое касалось и опытных машин.
Мотор B 81 на S1 предполагалось использовать до середины 1962 года, а S2 получал новый двигатель еще раньше – в середине 1961 года. В обоих случаях предполагалось использование в связке с ними газотурбинного мотора Boeing 502-10, танковой версии Boeing T50, ставившегося на ряд американских вертолетов. Что же касается вооружения, то испытания турели с 20-мм пушкой не задались. Боекомплект всего из 40 снарядов и недостаточные углы наведения стали причиной того, что долго на Strv S1 она не задержалась.
Strv S2, второй опытный образец, с самого начала немного отличался. Он с самого начала получил полный комплект силовой установки, а на командирской башенке отсутствовала турель. Предназначался этот танк для ходовых испытаний, а также для испытания вооружения. Очень быстро 105-мм пушка L7 была заменена на орудие с длиной ствола 62 калибра. Именно с этой пушкой танк испытывался осенью-зимой 1961 года. С конца 1961 года к ходовым испытаниям присоединился и первый опытный образец.
Обе машины постоянно переделывали. К примеру, на второй опытной машине отрабатывали установку ручного пулемета Kulspruta 58 (шведская версия FN MAG) вместо турели на командирской башенке. Различные переделки продолжались до весны 1963 года. По итогам Strv S1 довели до уровня Strv S1C, а Strv S2 – до Strv S2B. В дальнейшем они передали эстафету Strv S нулевой серии. Удивительно, но оба опытных образца дожили до наших дней. Первый из них находится рядом со стрельбищем, так что желающие увидеть безбашенного первенца имеют высокие шансы пообщаться с местным патрулем (посещение не запрещено, но проверить - проверят). А второй образец в октябре 2015 года перекочевал в музей береговой обороны Beredskapsmuseet.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные материалы
Список источников:
Tankett fm/49 AKV och KRV, Christer Baadstöe, PANSAR 2–2011
www.ointres.se/pansar.htm
Strv 103: photo guide, till stridsvagn 103 "S-tank", SPHF, 2005
Архив Карла Бломстера
tanks.mod16.org
Другие статьи по шведским средним и тяжелым танкам:
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием
Работы по модернизации шведского танка Strv m/42, а также различные спецмашины на его базе
История Ikv 73, а также Värntorn 4a/4b
Landsverk Pricken, Leo, Lansen, а также другие перспективные шведские танки 1944-51 годов
История шведского танка Strv 74, в который переделали основную массу Strv m/42
История Strv 81, он же Centurion Mk.3, первого массового послевоенного танка шведской армии
Рассказ об Strv 101 и Strv 102, шведских Centurion со 105-мм орудиями
Шведское танкостроение в период с 20-х по конец 40-х годов