Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Тяжелый танк с качающейся башней по-шведски

История Krv, самого тяжелого шведского танка собственной разработки, которому так и не было суждено стать серийным Шведское танкостроение поначалу шло по пути наименьшего сопротивления. Это означало, что либо брали готовые решения, либо имелся зарубежный конструктор, который мог возглавить разработку. Ситуация стала постепенно меняться в ходе Второй мировой войны. Шведы, частично используя зарубежные компоненты, смогли создать вполне удачный танк Strv m/42. Вместе с тем, платформу Landsverk LAGO развивать было не особо перспективным занятием. При этом так получилось, что развитие платформы шло либо на бумаге, либо в виде полноразмерных макетов из фанеры. До полноценного шасси, даже опытного, дело никак не доходило. Понимание того, что дальше развивать старую платформу не имеет смысла, появилось к началу 50-х годов. Связано это оказалось с тем, что новому танку предстояло бороться с более опасными противниками, чем ранее. Конечно, еще некоторое время предпринимались попытки создать что-

История Krv, самого тяжелого шведского танка собственной разработки, которому так и не было суждено стать серийным

Шведское танкостроение поначалу шло по пути наименьшего сопротивления. Это означало, что либо брали готовые решения, либо имелся зарубежный конструктор, который мог возглавить разработку. Ситуация стала постепенно меняться в ходе Второй мировой войны. Шведы, частично используя зарубежные компоненты, смогли создать вполне удачный танк Strv m/42. Вместе с тем, платформу Landsverk LAGO развивать было не особо перспективным занятием. При этом так получилось, что развитие платформы шло либо на бумаге, либо в виде полноразмерных макетов из фанеры. До полноценного шасси, даже опытного, дело никак не доходило.

Финальная конфигурация танка, который стал самым тяжелым серди шведских разработок.
Финальная конфигурация танка, который стал самым тяжелым серди шведских разработок.

Понимание того, что дальше развивать старую платформу не имеет смысла, появилось к началу 50-х годов. Связано это оказалось с тем, что новому танку предстояло бороться с более опасными противниками, чем ранее. Конечно, еще некоторое время предпринимались попытки создать что-то на базе Landsverk Lansen, но боевая масса подошла к той черте, когда шасси, ведущее родословную с LAGO, перестало подходить для чего-либо стоящего. Именно тогда и стала складываться концепция принципиально иного танка, который создавался с оглядкой на французскую танковую программу. Поначалу он именовался как EMIL, но финальная его конфигурация известна как Krv.

Средство против ИС-3

Кого именно шведские военные считали наиболее вероятными противниками, догадаться несложно. Даже после ситуации 1940 года, когда шведы были вынуждены разрешить проход для немецких войск, они всё равно разрабатывали бронетанковую технику для борьбы с советскими танками. Не изменилась ситуация и в послевоенный период. Шведы считали, что воевать придется против Т-34 и схожих с ним боевых машин. Как не странно, первое время информация о наличии в Советском Союзе тяжелого танка ИС-3 до них как-то не доходила. И это при том, что появление данного танка на параде 7 сентября 1945 года вызвало фурор.

К 1950 году приоритетом было развитием Landsverk Lansen.
К 1950 году приоритетом было развитием Landsverk Lansen.

Впервые более-менее подробный доклад о состоянии дел в области зарубежного танкостроения, который включал в себя информацию по ИС-3, был подготовлен 22 марта 1950 года. Помимо ИС-3, который шведская разведка видела, были данные и об ИС-4, который существовал в виде циферок. То, что шведы насчитали у советского танка 55 тонн боевой массы, это отдельный вопрос. Там вообще все данные выглядели, мягко говоря, спорно. Тем не менее, доклад заставил шведское командование шевелиться. В данном случае испугать самих себя новыми советскими танками оказалось крайне полезной вещью.

ИС-3 стал пугалом и для шведов.
ИС-3 стал пугалом и для шведов.

Первое обсуждение того, что делать, состоялось 28 марта 1950 года. Впрочем, более серьёзные выводы оказались сделаны куда позже - 28 августа 1950 года. Первоочередной задачей стал поиск орудия, которое могло бы пробивать с 1000 метров броневой лист толщиной 150 мм, поставленный под углом 45 градусов. Примерно так видели для себя шведы лобовую броню ИС-3. Базой для нового орудия выбрали 10,5 cm lvkan m/42, которая уже не раз предлагалась как танковая система.

Пушка для перспективного танка, пока "бумажная".
Пушка для перспективного танка, пока "бумажная".

11 октября 1950 года были представлены первые наработки по новому орудию. Длина ствола данной системы должна была составлять 40 калибров, а начальная скорость снаряда, в самом продвинутом исполнении, достигала 930 м/с. Орудие получала механизированную систему заряжания, за счет чего скорострельность ожидалась на уровне 20-30 выстрелов в минуту. Предполагалось что на дистанции в километр снаряд будет пробивать 110 мм брони, установленной под углом 45 градусов. Впрочем, танк всё еще виделся как производная Lansdsverk Lansen, с боевой массой 25 тонн.

Знакомство с AMX M4 стало для шведов точкой кардинального поворота в программе разработки.
Знакомство с AMX M4 стало для шведов точкой кардинального поворота в программе разработки.

Наверное, шведские военные еще бы долго продолжали мучить бедный Lansen, но в январе 1951 года KAFT получила переводное описание на AMX M4. Изначально французы хотели получить 35-тонный танк, но уже к концу 1945 году было понятно, что получится 50 тонн. К моменту постройки AMX M4 имел боевую массу 53,5 тонны, имея тенденцию к дальнейшему росту. Естественно, шведских военных такое вряд ли могло устраивать. А вот система с качающейся башней и механизацией заряжания их очень сильно заинтересовала. Как и легкий танк AMX 13, который они смогли осмотреть в июле 1951 года. Более того, он всерьёз рассматривался с точки зрения закупок шведской армии.

Исходные данные по EMIL.
Исходные данные по EMIL.

Копировать французскую разработку шведcкие инженеры не стали, тем более что у них самих имелся определенный опыт механизации заряжания. А вот общая концепция AMX M4 выглядела интересно. Правда, при этом лимит в 30 тонн, который шведские военные сами себе поставили, никуда не делся. Поэтому пришлось вписываться в то прокрустово ложе, которое шведы сами себе изготовили. В любом случае, шасси Landverk LAGO уже не годилось. За основу шасси было решено брать проект САУ 15 cm kanonvagn fm/49, разработанной Bofors. Она так и осталась "бумажной", но общая концепция шасси, с 5 опорными катками большого диаметра, выглядела более здраво.

На французский танк он был похож разве что концепцией.
На французский танк он был похож разве что концепцией.

На сей раз разработка была совместной. Шасси занималась Landsverk, орудийная часть, башня и механизм заряжания отходила Bofors, а централизацией работ занималась KAFT. Она же сформировала тактико-технические требования, которые легли в основу проекта, получившего обозначение EMIL. Подготовили его в начале сентября 1951 года, а представили 17 сентября 1951 года. Танк, который, по шведским меркам, считался тяжелым, имел боевую массу 28 тонн. Любители палаты мер и весов могут расслабиться и принять успокоительное, на их громкие крики плевали что французские, что шведские военные. Поэтому 54-тонный AMX M4 официально являлся средним танком (char moyen), а 28-тонный EMIL - тяжелым. В планах этот танк так и значился - tunga strv. Любители умных рассуждений идут за французскими и шведскими словарями.

Что шасси, чтр башня были оригинальными.
Что шасси, чтр башня были оригинальными.

Столь небольшая, для танка такого класса, боевая масса объяснялась компактным шасси. Достаточно сказать, что высота корпуса составляла всего 900 мм, при общей высоте шасси 1400 мм, а общая длина шасси составляла 5800 мм. В связи с такой высотой корпуса требовался и компактный мотор. Таковым предполагался оппозитный 8-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Volvo SFA мощностью 550 лошадиных сил при 2800 об/мин. Он должен был разгонять танк до скорости 55 км/ч. Танк предполагался не только подвижным, но и с хорошей проходимостью.

Механизм заряжания тоже был свой.
Механизм заряжания тоже был свой.

Танк предполагался трехместным, с мощной броневой защитой (70-125 мм лоб корпуса, 150 мм лоб башни). С AMX M4 его роднило наличие качающейся башни, но со своими нюансами. Шведская конструкция башни получилась другой и, с конструктивной точки зрения, более удачной. Одной из ключевых проблем качающейся башни являлся повышенный риск заклинивания вражескими снарядами. У шведов такой риск, с лобовой проекции, оказался снижен до минимума. Уязвимой была только центральная часть основания, в районе орудийной установки. Впрочем, она получилась довольно узкой. Традиционно для шведов, установка обеспечивала большие углы склонения орудия.

105-мм пушка, как альтернатива, появилась с самого начала.
105-мм пушка, как альтернатива, появилась с самого начала.

С французской башней EMIL роднила развитая кормовая ниша, но не более того, механизм заряжания у Bofors был свой. Кроме того, своими оказались и пушки. Приоритетным вооружением для EMIL являлась 120-мм пушка 12 cm akan L/40, снаряд которой имел начальную скорость 840 м/с. Это было несколько выше, чем у советской танковой пушки Д-25Т, впрочем, снаряд у шведов предполагался кумулятивный, это обеспечивало более высокие показатели пробития брони. Альтернативой предполагалась 105-мм пушка с начальной скоростью снаряда 1000 м/с.

Также имелись мысли по "шахматам".
Также имелись мысли по "шахматам".

В кормовой нише башни находилось 2 механизированные укладки, по 8 унитарных патрона в каждой. В одной находились кумулятивные унитары, в другой осколочно-фугасные. При скорострельности до 40 выстрелов в минуту EMIL мог быстро разрядить в цель содержимое укладки и уйти на перезарядку, как AMX-13. При этом вылезать наружу не требовалось, все операции производились изнутри. Общий боезапас для штатного орудия составлял 32 выстрела, то есть по две полные укладки на 2 типа унитаров. На выходе получался крайне интересный танк, который, впрочем, еще требовалось построить, испытать и запустить в серию. А вот с этим дела обстояли не так радужно, как предполагалось изначально.

Подросшее шасси, оставшееся без башни

Для общего понимания важности программы EMIL следует знать о планах шведской армии по комплектации своей армии танками. 11 мая 1951 года был подготовлен доклад, в котором указывались цифры необходимой бронетанковой техники. Предполагалось сформировать 6 танковых бригад (60 тяжелых танков, 15 легких танков, 27 ЗСУ) и 6 танковых батальонов (57 тяжелых танков, 5 легких танков и 14 ЗСУ). Итого 702 тяжелых танка, плюс танки для резерва (еще 15% от этого числа), итого общий объём 800 штук. При таких потребностях Landsverk и другие участники проекта EMIL были обеспечены заказами на годы вперед.

Потребности шведов в танках. Да, Tunga - это тяжелый.
Потребности шведов в танках. Да, Tunga - это тяжелый.

Следует отметить, что в KAFT сидели реалисты, прекрасно понимавшие, что по щелчку танки не появятся. Поэтому программа EMIL изначально планировалась долгостроем. Того же мнения придерживались и в Bofors. 31 мая 1951 года, когда еще выбиралось орудие, там оценили сроки выполнения этапов по выпуску EMIL. Согласно им, финализация концепции EMIL планировалась в 1952 году, изготовление опытного образца в 1955 году, годом спустя проводились испытания, а серийный выпуск в 1958-59 годах. Это, кстати, намекает на реальную оценку "красной угрозы".

Альтернативный, американский мотор для EMIL.
Альтернативный, американский мотор для EMIL.

На этом фоне не стоит удивляться, что проект по состоянию на сентябрь 1951 года стал не более чем пробным шаром. Если бы в KAFT знали, чем всё закончится, то дали что себе, что разработчикам по рукам, дабы не трогать. Но по факту еще в октябре 1951 года начались первые вмешательства в исходный проект. Первым из них стала ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Это был запасной вариант, так и не использованный, но лиха беда начало. В 1952 году изменения стали нарастать, как снежный ком.

Осенью 1952 года пушек было уже три.
Осенью 1952 года пушек было уже три.

Альтернативы появились и с точки зрения силовых установок. В мае 1952 года KAFT и Landsvek наладили контакты с Continental, ведущим американским производителем танковых моторов. Для танка 30-тонного класса американцы предложили V-образный 8-цилиндровый бензиновый мотор AV-1195-1 с воздушным охлаждением. Он развивал те же 550 лошадиных сил, а главное, существовал в металле. Также начались переговоры по теме трансмиссии. В этом плане у американцев уже имелся богатый опыт. Как выяснилось далее, контакты оказались совсем не лишними, поскольку уже вскоре замаячили перспективы роста боевой массы EMIL.

Танков тоже стало три.
Танков тоже стало три.

15 октября 1952 года был подготовлен большой доклад, посвященный развитию проекта EMIL. К тому времени танк обзавелся еще двумя орудиями. 27 сентября 1952 года Bofors представила 10,5 cm kan L/67, развитие 105-мм пушки, которая мелькала в переписке с самого начала. Начальная скорость снаряда выросла, в зависимости от варианта, до 1080-1350 м/с. Такое орудие имело скорострельность 30 выстрелов в минуту, боезапас в механизированной укладке составлял 14 унитаров, а полный боезапас - 28 унитаров. Меньшее число выстрелов было связано с увеличением габаритов унитарного патрона. В октябре 1952 года появилось третьей орудие - 15 cm kan L/40, с начальной скоростью снаряда 900 м/с. Как и 120-мм орудие, данная система вела огонь кумулятивными снарядами, уверенно поражая на всех дистанциях 160 мм брони. Еще большие габариты унитара снизили общий боезапас до 24 штук, из них 12 в башенной укладке.

Мотор AV-1195 предназначался для EMIL E2.
Мотор AV-1195 предназначался для EMIL E2.

На этом фоне 12 cm kan L/40 стала терять перспективы. Как и EMIL по исходному варианту. В октябре 1952 года он имел боевую массу 30,5 тонн (длина шасси увеличилась до 6400 мм), и это только базовая версия. Предполагалось 6 вариантов машины, которые отличались, в том числе, броневой защитой. EMIL E1 оснащался оппозитным мотором AOS-895 мощностью 500 л.с., этот двигатель использовался на Light Tank M41. К слову, все "Эмили" к тому моменту должны были оснащаться американскими моторами, нейтральный статус позволял шведам без проблем закупать подобную продукцию. Впрочем, EMIL E1 скорее рассматривался как запасной вариант. Шведские военные уже явно пошли на повышение.

EMIL E3 далее превратился в KRV. Танк построили в металле, в отличие от башни и орудия.
EMIL E3 далее превратился в KRV. Танк построили в металле, в отличие от башни и орудия.

120-мм орудие предполагалось только на EMIL E1. Второй вариант машины, EMIL E2, был крупнее (длина шасси та же, ширина выросла до 2560 мм, а общая высота - до 2480 мм), это было связано с установкой мотора Continental AV-1195-1, либо форсированного AVS-1195-1 (мощность 540 и 665 л.с. соответственно). На этот танк ставились 105-мм или 150-мм орудия. В зависимости от исполнения, боевая масса EMIL E2 должна была составлять от 34,1 до 39,2 тонн, а скорость, в зависимости от двигателя, от 45 до 55 км/ч. Выросла и толщина брони, котоаря достигала 145 мм (корпус) и 170 мм (башня).

Финализация работ наметилась в 1956 году.
Финализация работ наметилась в 1956 году.

Впрочем, этот вариант также явно являлся промежуточным. Для столь крупных орудий требовалась и более крупная платформа. Ей стал вариант EMIL E3, самый тяжелый и большой. Длина шасси выросла до 6700 мм, ширина до 2660 мм, а общая высота - до 2580 мм. На нем использовался 12-цилиндровый мотор воздушного охлаждения AV-1790, такой же, как на тяжелом танке M103 и ряде других американских танков. При мощности 810 лошадиных сил его хватало, чтобы разогнать танк до 60 км/ч. Броневая защита выросла только по бортам (с 30 до 40 мм у корпуса и с 60 до 80 мм у башни), а вот масса стала заметно больше - от 36,4 до 41,8 тонн. Выбрали, естественно, EMIL E3.

Volvo SFA F 12, лицензионная версия мотора Continental AV-1790.
Volvo SFA F 12, лицензионная версия мотора Continental AV-1790.

С целью конспирации в 1953 году обозначение EMIL исчезло из переписки. Bofors называл машину Projekt 6400, а Landsverk - tankette. Между тем, стало очевидно, что работы затягиваются. В 1953 году сроки несколько сдвинулись. Опытный образец танка теперь ожидался в октябре 1956 года. Для того, чтобы не ждать столько времени, было решено заказать у англичан партию Centurion Mk3, эти машины обозначались как Strv 81. Надо сказать, что в "танкетке" был явно заинтересован Landsverk. Несмотря на некоторый сдвиг сроков, в конце 1954 года в Ландскруне закончили проектирование нового танка. А вот Bofors свою часть работы то ли не могла закончить, то ли не хотела.

Окончательно танк собрали в 1957 году.
Окончательно танк собрали в 1957 году.

Сложилась ситуация, когда один подрядчик был готов изготовить опытные образцы шасси, а второй не смог сделать ни башни (наблюдались проблемы со стабилизацией), ни орудия. Причем если со 150-мм пушкой проблема была со снарядами, то 105-мм орудие забраковали по той причине, что оно... слишком слабое. В итоге Landsverk получила заказ на выпуск двух шасси, но второе позже переделали в опытный образец САУ AKV 151. орудийную часть делала Bofors, и почему-то она работала. Никому это не кажется странным?

В первые заезды он отправился без башни.
В первые заезды он отправился без башни.

На финишную прямую бывший EMIL вышел в 1956 году. Тогда же танк переименовали в Krv (Kranvagn, то есть автокран). Боевая масса танка достигла 45 тонн, а сам она получался еще больше, чем EMIL E3. Длина корпуса выросла до 6750 мм, ширина до 3050 мм, а полная высота достигала 2,66 метров. Вместо Continental AV-1790 танк получал мотор Volvo SFA F 12, то же самое, но шведской сборки. В ходе эволюции корпус сильно изменился, получил характерную лобовую деталь, напоминавшую ИС-3. В принципе, шасси выглядело очень даже неплохо, вот только в 1957 году, когда его построили, башни всё не было. Поэтому на шасси поставили массогабаритный макет.

Далее появился ее макет.
Далее появился ее макет.

С точки зрения KATF (так стали назвать KAFT с 1954 года) шасси было неплохое. Работы по нему, со стороны KATF, курировал Свен Берге, будущий создатель Strv 103. На испытаниях танк показал вполне приличные скоростные данные, разогнавшись до проектной скорости 60 км/ч. Результаты испытаний сподвигли KATF на идею установить башню Centurion Mk.10, такая версия известна как Strv K. Но далее было решено просто купить партию Centurion MK.10, известны они как Strv 101. Позже до их уровня довели ранее поставленные Strv 81, эти танки получили обозначение Strv 102. Ну а Krv окончательно умер в 1959 году.

Нынешнее состояние танка. 4 катка - следы работа по программе Strv S.
Нынешнее состояние танка. 4 катка - следы работа по программе Strv S.

Ныне шасси Krv находится в запасниках танкового музея Arsenalen. Откровенно говоря, историю данного танка иначе, как мутной, не назовешь. То, что он столько проектировался, никого не должно смущать. Последовавший за ним Strv 103 оказался ничуть не меньшим долгостроем. А вот к Bofors в этой истории очень много вопросов. Создается ощущение, что кое-то устроил откровенный саботаж ради своих личных интересов. Причем для Landsverk история закончилась поражением, от которого она так и не оправилась. А шведская армия, вместо довольно удачного танка, который выглядел бы прилично и в 90-е годы, получило безбашенный утюг. Причем замену ему так и не смогли осилить, в результате пришлось выпускать по лицензии Leopard 2.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные материалы

Список источников:

Tankett fm/49 AKV och KRV, Christer Baadstöe, PANSAR 2–2011

Архив Карла Бломстера

tanks.mod16.org

Arsenalen.se

Другие статьи по шведским средним и тяжелым танкам:

История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни

Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией

К 80-летию принятия на вооружение Strv m/42, среднего шведского танка, который условно считался тяжелым

Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием

Работы по модернизации шведского танка Strv m/42, а также различные спецмашины на его базе

История Ikv 73, а также Värntorn 4a/4b

История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10

Рассказ об шведском танке Strv 103 нулевой серии, который находится в Техническом центре парка "Патриот"

Шведское танкостроение в период с 20-х по конец 40-х годов