Рассказ о тяжелом танке Т-10 из Технического центра парка "Патриот"
История танкостроения началась с тяжелых танков. Впрочем, уже очень скоро часть стран смекнула, что более эффективным методом будет выпуск чего полегче, подешевле и более массовым. Фактически Первая мировая война стала апогеем применения тяжелых танков, в ней они играли ключевую роль. Следующий всплеск тяжелых танков случился в годы Второй мировой войны, но если мы посмотрим на процентное соотношение, то выяснится, что тяжелые танки потеряли тот уровень влияния, какой он был раньше. И дальше это влияние только снижалось, по мере роста характеристик средних танков.
После окончания Второй мировой войны только три страны смогли запустить в более-менее крупную серию тяжелые танки. Больше того, если смотреть на вещи беспристрастно, выяснится, что полноценные боевые машины, с долгим сроком службы, смогли создать только две страны - СССР и США. При этом наибольший выхлоп получила Советская Армия, которая приняла на вооружение самый многочисленный тяжелый послевоенный танк - Т-10. Он прошел долгий путь эволюции, превратившись далее в Т-10М. А единственный ходовой Т-10, то есть исходный танк, можно увидеть в Техническом центре парка "Патриот".
Окончание Второй мировой войны Красная Армия встретила, имея на вооружение лучшие тяжелые танки. Появившийся весной 1945 года ИС-3 стал апогеем развития советского танкостроения того периода. Ему несколько повредила поспешность запуска в серию, но ИС-3 от этого не стал менее сбалансированной боевой машиной. На этом танке устранили ряд недочетов, присущих его предшественнику - тяжелому танку ИС-2. Ну а дальнейший ореол не очень удачного танка - это не к его конструкции, а больше результат спешки, в которой его внедряли в серию.
А вот дальше наших военных понесло куда-то не туда. Они никак не могли остановиться после окончания войны, продолжая соревноваться с уже воображаемым противником. Результат хорошо известен: весной 1946 года на вооружение уже Советской Армии приняли тяжелый танк ИС-4, который, совершенно внезапно, смогли запустить в серию только год спустя. Также к серийному выпуску готовился еще более тяжелый танк - ИС-7 (Объект 260), чья боевая масса превысила 65 тонн. Потенциальный противник в то время пугался ИС-3, куда уж такой мастодонт.
В результате разруливать ситуацию пришлось на самом верху. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовали командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители ГБТУ ВС. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701-270сс, согласно которому разработка и производство тяжелых танков массой больше 50 тонн прекращалась. Абсолютно верное решение, поскольку тот же ИС-7 обходился бы в 3 миллиона рублей, а сколько их выпускали в год, очень интересный вопрос. ИС-4 с его 60 тоннами боевой массы и скромным тиражом ушел не сильно далеко.
Одновременно с отменой ИС-4 и ИС-7, постановление Совета Министров СССР № 701-270сс инициировало разработку нового тяжелого танка. Его создание ложилось на плечи СКБ-2 ЧКЗ и филиала опытного завода №100 (г. Челябинск). Боевая масса танка ограничивалась 50 тоннами, в качестве основы для проектирования нового танка указывались узлы и агрегаты ИС-4. На разработку нового танка выделялось всего полгода, ибо наверху считали, что сделать ИС-3 с агрегатной базой ИС-4 будет не так сложно. Но на самом деле всё было не так просто.
По факту новый танк, который изначально носил индекс Объект 272, разрабатывался в двух местах - Ленинграде и Челябинске. 19 марта 1949 года филиал опытного завода №100 вошел в состав создаваемого ВНИИ-100 (г. Ленинград). Первое задание, которое получил институт, как раз и стала разработка нового тяжелого танка. Объединенный коллектив возглавил Ж.Я. Котин. 41 человек из коллектива ВНИИ-100 был командирован в Челябинск. В Ленинграде занимались проектированием, в то время как в Челябинске проектные работы воплощали в металле.
Собственно говоря, поэтому танк, который изначально именовался Объект 272, позже переименовали в Объект 730. Аналогичным образом опытный плавающий танк Объект 271 позже стал Объектом 740. При этом именно челябинским он был отчасти, да и агрегатная база от ИС-4 оказалась в сравнительно небольшом объеме. По большому счету, с него взяли вооружение, а также моторно-трансмиссионную группу, да и то, с некоторыми изменениями, плюс частично ходовую часть. Всё потому, что ИС-4, по большому счету, был ровесником ИС-3, а советское танкостроение за это время шагнуло вперед.
Если вы посмотрите на тот танк, который в итоге получился, спереди, то увидите совсем не ИС-3. Люди, даже вполне в теме, при виде его спрашивали в стиле "в Кубинке опять катали ИС-7?". И такая путаница вполне простительна, поскольку ИС-7 (точнее, Объекта 260 конфигурации 1947-48 гг) в этом танке куда больше, чем ИС-3. От Объекта 703 тут взяты разве что габариты, схожее вооружение, да и в общем-то всё. Даже "щучий нос" (двухскатная лобовая деталь корпуса), на самом-то деле, не челябинское, а ленинградское изобретение. В Челябинске предпочитали использовать лобовую деталь со скосами, как на ИС-4.
Работали по новому танку, кстати, довольно быстро. Эскизный проект Объекта 272, который далее стал Объектом 730 (именовался он в то время ИС-5) был готов в апреле 1949 года, а первый образец танка был готов 14 сентября того же года. Уже на этом этапе ИС-5 немного отличался от исходного проекта, что стало только началом. В дальнейшем ИС-5 стал получать всё больше технических решений ленинградского происхождения, например, эжекционную систему охлаждения, которую впервые применили на Объекте 260 в 1947 году. Также поставили поставили 8-ступенчатую планетарную коробку передач разработки ВНИИ-100.
Надо сказать, что разработка ИС-5 шла куда быстрее, чем в случае с ИС-4 и ИС-7. В период с 1949 по 1950 ЧКЗ сдал 13 танков ИС-5, еще 2 построили в 1951 году. Из этого числа сохранился один танк, который ныне стоит в Техническом центре парка "Патриот", правда, уже несколько доработанный. Идея о снижении боевой массы стала правильной, хотя для того, чтобы машина стала серийной, понадобилось время. Кроме того, по ходу разработки ИС-5 переименовали: в начале 1953 года танк получил индекс ИС-8.
Этот индекс не стал окончательным, уже по политическим причинам. 5 марта 1953 года умер И.В.Сталин, с мая того же года ИС-8 в переписке стали именовать исключительно как Объект 730. Вполне возможно, в военном руководстве решили перестраховаться, поскольку как раз весной и летом 1953 года шла борьба за власть в Политбюро. Объект 730 приняли на вооружение Постановлением Советом Министров СССР №2860-1215сс от 28 ноября 1953 года. Этим же постановлением тяжелому танку присвоили индекс Т-10. Так он стал последним танком, который носил индекс ИС.
Официально первыми Т-10 стали 10 ИС-5, которые прошли доработку в 1953 году. Реальный выпуск новых танков начался в 1954 году, и поначалу совсем не радовал объемами. За 1954 год сдали всего 30 танков, а пик производства пришелся на 1955 году, когда сдали 90 Т-10. Последние 70 танков данного типа сдали в 1956 году, при этом его потомки, Т-10А и Т-10Б, продержались еще меньше. В 1958 году начался выпуск Т-10М, причем одновременно и на ЧКЗ (там он именовался Объект 734), и на ЛКЗ (там танк получил старый индекс Объект 272). Он и стал самым массовым в семействе.
К моменту, когда Т-10 начали производить, этот танк уже рассматривался скорее как временная мера. В чем-то он повторил судьбу КВ-1с, который стал отчасти шагом назад, зато мог быстро встать в серию, а главное, получился более надежным. Но вот что интересно: второго ИС, то есть заменителя Т-10, так и не получилось. Точнее, потенциальных сменщиков создали, но в серию они так и не попали. Одной из ключевых причин тому стал низкий объем выпуска семейства Т-10. Танков требовалось много, а даже в пиковые годы 10-ки выпускали двумя заводами по 200 штук.
При этом нельзя сказать, что танк был плохой. Его единственным недостатком стало вооружение. 122-мм пушка Д-25Т была на начало 50-х годов уже слабовата, шли работы по созданию орудия М-62 (оно в итоге оказалось вооружением Т-10М). Но даже она уже являлась доработанным орудием: Т-10 получил механизм заряжания, который повысил скорострельность до вполне адекватных 4-5 выстрелов в минуту. Пулеметное вооружение было таким же, как у ИС-4, то есть спаренный и зенитный пулеметы ДШКТ.
Что же касается шасси, то оно на голову превосходило зарубежные аналоги. И ладно бы тяжелые танки: Т-10 имел более высокую удельную мощность, чем тот же Т-54, при этом тяжелый танк, за счет применения подвески с пучковыми торсионами, имел более высокую плавность хода. К слову, те, кто служил на Т-10, отмечали его очень плавный ход. Кроме того, у механика-водителя были более удачные смотровые приборы, которые, аналогично подвеске, перекочевали с ИС-7. Да и если вы посмотрите на корпус сверху, а потом на ИС-7, всё встанет на свои места.
Что же касается башни, то ее пришлось проектировать с нуля. При этом у ИС-3 она отношения не имеет, создавалась она по иной концепции. Если у ИС-3 боезапас размещался вдоль скул и далее по периметру башни, то здесь классическая схема с боеукладкой первой очереди в кормовой нише. Откидные снарядные укладки сохранены только справа, и в небольшом количестве (6 штук). Кроме того, если вы начнете сравнивать по деталям Т-10 и ИС-7, то увидите кое-что схожее. Одним словом, ИС-3 тут не пахнет, сходство только в том, что она трехместная и под орудие Д-25Т.
Кое-в-чем Т-10 своего прародителя (ИС-7) превзошел. А именно в обзорности с места командира. После долгих поисков оптимального решения создатели танка пришли к концепции, похожей на Т-54. То есть командир и заряжающий получили отдельные люки, при этому заряжающий также оперировал зенитной турелью. Башенку командира сделали низкопрофильной, но без ущерба для обзорности. Такое решение в дальнейшем стало типовым для советских тяжелых танков.
Сейчас известно всего несколько Т-10, доживших до наших дней. Большинство из них стоит на постаментах, при этом минимум один раз с таким танком случился конфуз. В начале 2021 года в Красноармейске (Калининградская область) с постамента сняли ИС-3, дабы поставить на ход и проехаться 9 мая на параде. Ну по крайней мере так считали. А свиненок мутантом оказался, то есть вместо ИС-3 сняли с постамента Т-10. Пустой от слова совсем, по агрегатам он с другими ИС-ами не бьется. В итоге танк тихо привели в порядок и так же тихо поставили на постамент.
Единственный комплектный Т-10 оказался в Техническом центре парка "Патриот", и данный танк оказался вполне подходящим для реставрации. Машина была выпущена в 1955 году, проходила на полигоне в Кубинке ресурсные испытания. Это, можно сказать, типичный, практически эталонный Т-10, не проходивший дальнейшую модернизацию. В этом его ценность даже в не реставрированном виде. Постановка на ход позволила его несколько освежить, в виду комплектности больших изменений не потребовалось.
Показали танк на День Танкиста, 14 сентября 2025 года. Естественно, показательное выступление было довольно скромным, но музейному раритету и не нужно выписывать кренделя. Для этого есть парк ездящих танков, которые исполняют основную программу. Так или иначе, но теперь есть еще и ездящий родоначальник семейства Т-10. К слову, стоящий по соседству Т-10М тоже вполне комплектный. И машина не менее интересная, поскольку это один из первых танков данной версии, еще и без модернизаций.
Другие материалы по советским тяжелым танкам 1945-60 гг и машинам на их базе:
Рассказ о тяжелом танке Объект 257, первом, который носил индекс ИС-7