В декабре 2025 года отмечается 100-летие со дня рождения известного волжского капитана Рушана Гайнуллина (1925—1997). Он пришел на флот в Великую Отечественную войну рулевым и дорос до капитана. 30 лет Рушан Халилович стоял на капитанском мостике волжского трехпалубного лайнера «Николай Гоголь».
В тему:
⚓ Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию.
Плес Волги выучил на зубок
Рушан Гайнуллин родился 28 декабря 1925 года в селе Большие Тарханы Татарской АССР, в Предволжье, на берегу реки Тарханки. Наш герой вырос в многодетной крестьянской семье. Его близкие не были связаны с флотом и рекой. Отец будущего капитана Халил Гайнуллин трудился в колхозе, был завхозом местной школы, уезжал на заработки в Казань. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, затем вернулся на родину, в свой колхоз. Мама Хосируй Гайнуллина работала на земле и занималась домашним хозяйством. Ее не стало в 1941-м, когда старшему из четырех детей Рушану было 16 лет.
После школы парень сразу пошел на флот. Причины, почему Рушан Гайнуллин выбрал профессию речника, неизвестны. Возможно, сказалась близость села к Волге (Большие Тарханы стоят в 50 км от большой реки). В апреле 1942 года молодой человек устроился рулевым на пароход «Плеханов». Так начался его путь в капитаны.
По сведениям из Базы данных водного транспорта, «Плеханов» — классическое колесное судно конца XIX – начала XX века. Оно было спущено на воду в 1900 году на пермском заводе Любимова и носило название «Отец». Пароход построили по заказу торгового дома «Наследники И.В. Александрова», затем он перешел к объединенному «Вятско-Волжскому пароходству». Изначально буксирное товаропассажирское судно неоднократно перестраивалось, пока в 1920-е годы не стало возить исключительно пассажиров. После революции переименовано в «Плеханов».
Отработав год на пароходе, Рушан Гайнуллин окончательно решил связать свою жизнь с рекой и получить профессию. В 1943 году молодой водник поступил в Казанский речной техникум — благодаря полученному опыту его взяли сразу на II курс штурманского отделения. Это одно из первых речных училищ в России. Став в 1930-е годы техникумом, учебное заведение готовило дипломированных капитанов, штурманов, судомехаников грузовых и пассажирских судов. Кстати, в 1938 году его закончил Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Сегодня Институт морского и речного флота — Казанский филиал ВГУВТ — носит имя М.П. Девятаева, о невероятной судьбе и подвиге которого читайте в нашей статье👇
⚓ Полет к солнцу Михаила Девятаева: подвиг летчика и история капитана «Ракеты».
Рушан Гайнуллин хорошо учился, успевая работать на Волге, — будучи студентом, три военных навигации он прошел рулевым на разных судах. После Победы был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Окончив техникум в 1946 году, Рушан Гайнуллин получил специальность «штурман речного флота» и распределился в Верхне-Волжское речное пароходство. По словам кандидата исторических наук Игоря Рычкова, молодой речник шел по своему пути к должности капитана целеустремленно и настойчиво. Устроившись на пароход «Красная звезда» 4-м штурманом, он за год получил повышение и в августе 1949 года перешел III штурманом на пароход «30 лет ВЛКСМ». В 1951-1952 гг. Рушан Гайнуллин работал 2-м штурманом на грузопассажирском теплоходе «Тов. Микоян» и на теплоходе «Маршал Ворошилов».
«Тов. Гайнуллин Р.Х. является растущим, энергичным судоводителем. Хорошо освоил речное судовождение и все виды судовой отчетности, хорошо изучил плес реки Волги. Дисциплинирован, достоин выдвижения на должность I штурмана», — указано в служебной характеристике от 17.09.1954 из личного дела нашего героя, которое хранится в архиве Волжского пароходства.
В тему:
⚓ «Судно с печкой» или «плавучая баня»: вся правда о первых волжских пароходах.
Один шаг до главной цели
1950-е годы — время подъема на речном флоте и этап бурного обновления водного транспорта СССР. На Волгу пришли новые современные суда, кардинально менялись условия судоходства. Важным событием стал запуск Волго-Донского судоходного канала, который открыл новые речные пути. Декабрь 1954-го стал одной из ключевых дат в истории российского речного флота — на базе двух предприятий было создано Волжское объединенное речное пароходство. Управление базировалось в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), который речники теперь считали «столицей» всей Волги. Подробнее об этом периоде читайте в нашей статье👇
⚓ «Эпоха ВОРП»: все о возникновении крупнейшего речного транспортного предприятия СССР.
Большому кораблю под названием ВОРП нужны были новые руководящие кадры, а создание объединенного пароходства открывало образованным, опытным и ответственным речникам широкие возможности для профессионального роста, отмечают эксперты.
В начале 1955 года Рушана Халиловича Гайнуллина ждало новое повышение — его назначили первым штурманом (старшим помощником капитана) нового двухпалубного дизель-электрохода «Молдавия» ВОРПа. До главной цели оставался один шаг!
Лайнер проекта 785 построен на судоверфи в Чехословакии в 1953 году для работы на круизных и пассажирских линиях как раз в рамках обновления речного флота. Главное отличие этих судов от теплоходов заключалось в том, что винты вращал электродвигатель, а не дизельный агрегат.
Для нашего героя это был уже новый уровень ответственности, ведь теперь он был правой рукой капитана, его главным заместителем, которому подчинялся весь экипаж. На «Молдавии», приписанной к «столице» Волги Горькому, Рушан Гайнуллин отходил две навигации, и его перевели на паротеплоход «25-е Октября». Кстати, на этом же судне работал знаменитый волгарь Владимир Кириллов. О его выдающемся пути читайте в нашем материале👇
⚓ Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.
Строгий капитан и «дядя Саша»
И вот в 1960 году, 35-летний Рушан Гайнуллин достиг своей цели — стал капитаном. Он возглавил экипаж теплохода «Н.В. Гоголь» Волжского объединенного речного пароходства. С этим лайнером Рушан Халилович будет связан на 30 навигаций!
Теплоход, построенный в 1957 году, относился к проекту 588, реализованному по заказу Минречфлота на немецкой судоверфи в ГДР. Грузопассажирские суда нового типа «Родина» были разработаны советскими конструкторами для развития пассажирских перевозок на внутренних водных путях. Теплоходы 588-го проекта, в том числе «Н.В. Гоголь», были первыми в нашей стране трехпалубниками дальнего плавания, комфортными, величественными, отлично оснащенными.
Это самая массовая и самая успешная серия речных пассажирских теплоходов в СССР. Мы подробно рассказали о данных судах в нашей статье👇
⚓ «Родина» в надежных руках. Как теплоходы проекта 588 покорили Гагарина.
Капитанами новых пассажирских лайнеров назначали настоящих профессионалов, водников с идеальной репутацией. Рушан Гайнуллин был известен как опытный речник, выдержанный и ответственный, строгий, но справедливый.
«Насколько хорошо знал свое дело Р.Х. Гайнуллин, можно понять, если прочитать протоколы о проверке знаний судоводителя комиссией Волжского пароходства. Результаты капитана Гайнуллина впечатляют: по всем шести дисциплинам — оценка «пять». Звание капитана обязывало не только к неукоснительному выполнению плановых заданий, что Рушан Халилович считал для себя обязательным, но и к формированию строгой и сознательной дисциплины в экипаже. Что не так на судне — он замечал все и сразу», — писал историк Игорь Рычков.
Но при всей своей внешней суровости и стремлении к дисциплине те, кто хорошо знал Рушана Гайнуллина, отмечали его обаяние и умение находить подход к самым разным людям. К примеру, волжского капитана связывала долгая дружба с астраханским писателем Владимиром Карпенко. Как писал его сын, историк Сергей Карпенко, душевная щедрость Рушана Халиловича, отзывчивость и внимательность к пассажирам, готовность оказать им помощь, если на борту теплохода в их жизни произошло что-то непредвиденное и неприятное, были хорошо известны, вызывали большую симпатию к капитану.
Интересный факт:
По воспоминаниям Сергея Карпенко, капитана Гайнуллина на флоте звали Александром Михайловичем, так он иногда и сам представлялся пассажирам. А дети знакомых и добрых друзей величали его по-свойски — «дядя Саша».
Теплоход «Н.В. Гоголь», на котором ходил капитан Гайнуллин, был приписан к порту Горький и закреплен за Октябрьской БТОФ. С 1965 по 1973 годы лайнер работал на специальной круизной линии Казань — Ростов-на-Дону с иностранными туристами. На этом маршруте ему компанию составлял однотипный теплоход «Козьма Минин». Так, в навигацию 1969 года на теплоходе «Н.В. Гоголь» отдыхали гости из стран Западной Европы. Заморским туристам так понравился радушный прием команды и капитана, что они выразили сердечное спасибо за заботу и дружеское обращение. Эта благодарность сохранилась в личном деле Гайнуллина.
Параллельно Рушан Халилович поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта. С 1968 по 1972 год на заочном отделении он повышал квалификацию по специальности «Эксплуатация водного транспорта», глубоко погружаясь в технические нюансы своей работы.
По словам историков, с приходом на Волгу в середине 1970-х годов комфортабельных туристических круизных судов, которые уже были четырехпалубниками, теплоход «Н.В. Гоголь» перевели на транспортную линию Москва — Ростов-на-Дону. На этом маршруте работал капитан Гайнуллин вплоть до выхода на пенсию.
Интересный факт:
по речной традиции с капитаном Гайнуллиным плавала семья. Его супруга Флюра присоединилась к экипажу летом 1968-го с маленьким сынишкой Муратом и работала на теплоходе судовым врачом. С того лета немало навигаций они провели на Волге вместе.
О том, как любил капитан Гайнуллин вверенный ему теплоход, как заботился о нем, будто о родном доме, хорошо помнят его бывшие коллеги и члены его экипажа. На заслуженный отдых Рушан Халилович ушел в апреле 1990 года, передав штурвал в руки Валентина Абина, который впервые получил «капитанское» назначение. На флоте Гайнуллин проработал 48 лет.
«Уходят на вечный покой, к своей последней пристани, волжские капитаны, но дело, которому они посвятили себя без остатка, живет и продолжается. Для тех, кто отдал себя реке, в великом русском языке есть одно имя на всех, которое сродни доброму и теплому слову «пахарь». Это имя – волгарь. Держат волгари предначертанный им путь по великой русской реке вот уже третий век», — написал Игорь Александрович Рычков.