Найти в Дзене

Капитан замечал все и сразу. Полувековой путь волгаря Рушана Гайнуллина

В декабре 2025 года отмечается 100-летие со дня рождения известного волжского капитана Рушана Гайнуллина (1925—1997). Он пришел на флот в Великую Отечественную войну рулевым и дорос до капитана. 30 лет Рушан Халилович стоял на капитанском мостике волжского трехпалубного лайнера «Николай Гоголь». В тему: ⚓ Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию. Рушан Гайнуллин родился 28 декабря 1925 года в селе Большие Тарханы Татарской АССР, в Предволжье, на берегу реки Тарханки. Наш герой вырос в многодетной крестьянской семье. Его близкие не были связаны с флотом и рекой. Отец будущего капитана Халил Гайнуллин трудился в колхозе, был завхозом местной школы, уезжал на заработки в Казань. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, затем вернулся на родину, в свой колхоз. Мама Хосируй Гайнуллина работала на земле и занималась домашним хозяйством. Ее не стало в 1941-м, когда старшему из четырех детей Рушану было 16 лет. После школы парень ср
Оглавление
Капитан теплохода «Н.В. Гоголь» Рушан Халилович Гайнуллин. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан теплохода «Н.В. Гоголь» Рушан Халилович Гайнуллин. Фото из архива Волжского пароходства.

В декабре 2025 года отмечается 100-летие со дня рождения известного волжского капитана Рушана Гайнуллина (1925—1997). Он пришел на флот в Великую Отечественную войну рулевым и дорос до капитана. 30 лет Рушан Халилович стоял на капитанском мостике волжского трехпалубного лайнера «Николай Гоголь».

В тему:

Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию.

Плес Волги выучил на зубок

Рушан Гайнуллин родился 28 декабря 1925 года в селе Большие Тарханы Татарской АССР, в Предволжье, на берегу реки Тарханки. Наш герой вырос в многодетной крестьянской семье. Его близкие не были связаны с флотом и рекой. Отец будущего капитана Халил Гайнуллин трудился в колхозе, был завхозом местной школы, уезжал на заработки в Казань. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, затем вернулся на родину, в свой колхоз. Мама Хосируй Гайнуллина работала на земле и занималась домашним хозяйством. Ее не стало в 1941-м, когда старшему из четырех детей Рушану было 16 лет.

После школы парень сразу пошел на флот. Причины, почему Рушан Гайнуллин выбрал профессию речника, неизвестны. Возможно, сказалась близость села к Волге (Большие Тарханы стоят в 50 км от большой реки). В апреле 1942 года молодой человек устроился рулевым на пароход «Плеханов». Так начался его путь в капитаны.

По сведениям из Базы данных водного транспорта, «Плеханов» — классическое колесное судно конца XIX – начала XX века. Оно было спущено на воду в 1900 году на пермском заводе Любимова и носило название «Отец». Пароход построили по заказу торгового дома «Наследники И.В. Александрова», затем он перешел к объединенному «Вятско-Волжскому пароходству». Изначально буксирное товаропассажирское судно неоднократно перестраивалось, пока в 1920-е годы не стало возить исключительно пассажиров. После революции переименовано в «Плеханов».

Вот на таком колесном пароходе начинал свою карьеру будущий капитан Рушан Гайнуллин. В пароходстве было два однотипных судна — «Отец и «Дед». В архивах сохранилось только фото «Деда».
Вот на таком колесном пароходе начинал свою карьеру будущий капитан Рушан Гайнуллин. В пароходстве было два однотипных судна — «Отец и «Дед». В архивах сохранилось только фото «Деда».

Отработав год на пароходе, Рушан Гайнуллин окончательно решил связать свою жизнь с рекой и получить профессию. В 1943 году молодой водник поступил в Казанский речной техникум — благодаря полученному опыту его взяли сразу на II курс штурманского отделения. Это одно из первых речных училищ в России. Став в 1930-е годы техникумом, учебное заведение готовило дипломированных капитанов, штурманов, судомехаников грузовых и пассажирских судов. Кстати, в 1938 году его закончил Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Сегодня Институт морского и речного флота — Казанский филиал ВГУВТ — носит имя М.П. Девятаева, о невероятной судьбе и подвиге которого читайте в нашей статье👇

Полет к солнцу Михаила Девятаева: подвиг летчика и история капитана «Ракеты».

Рушан Гайнуллин хорошо учился, успевая работать на Волге, — будучи студентом, три военных навигации он прошел рулевым на разных судах. После Победы был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Окончив техникум в 1946 году, Рушан Гайнуллин получил специальность «штурман речного флота» и распределился в Верхне-Волжское речное пароходство. По словам кандидата исторических наук Игоря Рычкова, молодой речник шел по своему пути к должности капитана целеустремленно и настойчиво. Устроившись на пароход «Красная звезда» 4-м штурманом, он за год получил повышение и в августе 1949 года перешел III штурманом на пароход «30 лет ВЛКСМ». В 1951-1952 гг. Рушан Гайнуллин работал 2-м штурманом на грузопассажирском теплоходе «Тов. Микоян» и на теплоходе «Маршал Ворошилов».

«Тов. Гайнуллин Р.Х. является растущим, энергичным судоводителем. Хорошо освоил речное судовождение и все виды судовой отчетности, хорошо изучил плес реки Волги. Дисциплинирован, достоин выдвижения на должность I штурмана», — указано в служебной характеристике от 17.09.1954 из личного дела нашего героя, которое хранится в архиве Волжского пароходства.

В тему:

«Судно с печкой» или «плавучая баня»: вся правда о первых волжских пароходах.

В 1955 году Рушан Гайнуллин получил важное повышение и в должности старпома вступил на борт нового дизель-электрохода «Молдавия». До цели оставался один шаг. Фото cruiseinform.ru.
В 1955 году Рушан Гайнуллин получил важное повышение и в должности старпома вступил на борт нового дизель-электрохода «Молдавия». До цели оставался один шаг. Фото cruiseinform.ru.

Один шаг до главной цели

1950-е годы — время подъема на речном флоте и этап бурного обновления водного транспорта СССР. На Волгу пришли новые современные суда, кардинально менялись условия судоходства. Важным событием стал запуск Волго-Донского судоходного канала, который открыл новые речные пути. Декабрь 1954-го стал одной из ключевых дат в истории российского речного флота — на базе двух предприятий было создано Волжское объединенное речное пароходство. Управление базировалось в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), который речники теперь считали «столицей» всей Волги. Подробнее об этом периоде читайте в нашей статье👇

«Эпоха ВОРП»: все о возникновении крупнейшего речного транспортного предприятия СССР.

Большому кораблю под названием ВОРП нужны были новые руководящие кадры, а создание объединенного пароходства открывало образованным, опытным и ответственным речникам широкие возможности для профессионального роста, отмечают эксперты.

В начале 1955 года Рушана Халиловича Гайнуллина ждало новое повышение — его назначили первым штурманом (старшим помощником капитана) нового двухпалубного дизель-электрохода «Молдавия» ВОРПа. До главной цели оставался один шаг!

Лайнер проекта 785 построен на судоверфи в Чехословакии в 1953 году для работы на круизных и пассажирских линиях как раз в рамках обновления речного флота. Главное отличие этих судов от теплоходов заключалось в том, что винты вращал электродвигатель, а не дизельный агрегат.

Для нашего героя это был уже новый уровень ответственности, ведь теперь он был правой рукой капитана, его главным заместителем, которому подчинялся весь экипаж. На «Молдавии», приписанной к «столице» Волги Горькому, Рушан Гайнуллин отходил две навигации, и его перевели на паротеплоход «25-е Октября». Кстати, на этом же судне работал знаменитый волгарь Владимир Кириллов. О его выдающемся пути читайте в нашем материале👇

Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.

Теплоход «Н.В. Гоголь», капитаном которого 30 лет работал Рушан Гайнуллин. Фото dimon1972-Пермь/fleetphoto.ru
Теплоход «Н.В. Гоголь», капитаном которого 30 лет работал Рушан Гайнуллин. Фото dimon1972-Пермь/fleetphoto.ru

Строгий капитан и «дядя Саша»

И вот в 1960 году, 35-летний Рушан Гайнуллин достиг своей цели — стал капитаном. Он возглавил экипаж теплохода «Н.В. Гоголь» Волжского объединенного речного пароходства. С этим лайнером Рушан Халилович будет связан на 30 навигаций!

Теплоход, построенный в 1957 году, относился к проекту 588, реализованному по заказу Минречфлота на немецкой судоверфи в ГДР. Грузопассажирские суда нового типа «Родина» были разработаны советскими конструкторами для развития пассажирских перевозок на внутренних водных путях. Теплоходы 588-го проекта, в том числе «Н.В. Гоголь», были первыми в нашей стране трехпалубниками дальнего плавания, комфортными, величественными, отлично оснащенными.

Это самая массовая и самая успешная серия речных пассажирских теплоходов в СССР. Мы подробно рассказали о данных судах в нашей статье👇

«Родина» в надежных руках. Как теплоходы проекта 588 покорили Гагарина.

Капитанами новых пассажирских лайнеров назначали настоящих профессионалов, водников с идеальной репутацией. Рушан Гайнуллин был известен как опытный речник, выдержанный и ответственный, строгий, но справедливый.

«Насколько хорошо знал свое дело Р.Х. Гайнуллин, можно понять, если прочитать протоколы о проверке знаний судоводителя комиссией Волжского пароходства. Результаты капитана Гайнуллина впечатляют: по всем шести дисциплинам — оценка «пять». Звание капитана обязывало не только к неукоснительному выполнению плановых заданий, что Рушан Халилович считал для себя обязательным, но и к формированию строгой и сознательной дисциплины в экипаже. Что не так на судне — он замечал все и сразу», — писал историк Игорь Рычков.

Но при всей своей внешней суровости и стремлении к дисциплине те, кто хорошо знал Рушана Гайнуллина, отмечали его обаяние и умение находить подход к самым разным людям. К примеру, волжского капитана связывала долгая дружба с астраханским писателем Владимиром Карпенко. Как писал его сын, историк Сергей Карпенко, душевная щедрость Рушана Халиловича, отзывчивость и внимательность к пассажирам, готовность оказать им помощь, если на борту теплохода в их жизни произошло что-то непредвиденное и неприятное, были хорошо известны, вызывали большую симпатию к капитану.

Интересный факт:

По воспоминаниям Сергея Карпенко, капитана Гайнуллина на флоте звали Александром Михайловичем, так он иногда и сам представлялся пассажирам. А дети знакомых и добрых друзей величали его по-свойски — «дядя Саша».
Капитан Рушан Гайнуллин
Капитан Рушан Гайнуллин

Теплоход «Н.В. Гоголь», на котором ходил капитан Гайнуллин, был приписан к порту Горький и закреплен за Октябрьской БТОФ. С 1965 по 1973 годы лайнер работал на специальной круизной линии Казань — Ростов-на-Дону с иностранными туристами. На этом маршруте ему компанию составлял однотипный теплоход «Козьма Минин». Так, в навигацию 1969 года на теплоходе «Н.В. Гоголь» отдыхали гости из стран Западной Европы. Заморским туристам так понравился радушный прием команды и капитана, что они выразили сердечное спасибо за заботу и дружеское обращение. Эта благодарность сохранилась в личном деле Гайнуллина.

Параллельно Рушан Халилович поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта. С 1968 по 1972 год на заочном отделении он повышал квалификацию по специальности «Эксплуатация водного транспорта», глубоко погружаясь в технические нюансы своей работы.

По словам историков, с приходом на Волгу в середине 1970-х годов комфортабельных туристических круизных судов, которые уже были четырехпалубниками, теплоход «Н.В. Гоголь» перевели на транспортную линию Москва — Ростов-на-Дону. На этом маршруте работал капитан Гайнуллин вплоть до выхода на пенсию.

Интересный факт:

по речной традиции с капитаном Гайнуллиным плавала семья. Его супруга Флюра присоединилась к экипажу летом 1968-го с маленьким сынишкой Муратом и работала на теплоходе судовым врачом. С того лета немало навигаций они провели на Волге вместе.

О том, как любил капитан Гайнуллин вверенный ему теплоход, как заботился о нем, будто о родном доме, хорошо помнят его бывшие коллеги и члены его экипажа. На заслуженный отдых Рушан Халилович ушел в апреле 1990 года, передав штурвал в руки Валентина Абина, который впервые получил «капитанское» назначение. На флоте Гайнуллин проработал 48 лет.

«Уходят на вечный покой, к своей последней пристани, волжские капитаны, но дело, которому они посвятили себя без остатка, живет и продолжается. Для тех, кто отдал себя реке, в великом русском языке есть одно имя на всех, которое сродни доброму и теплому слову «пахарь». Это имя – волгарь. Держат волгари предначертанный им путь по великой русской реке вот уже третий век», — написал Игорь Александрович Рычков.