Найти в Дзене

«Очень счастливый корабль»: история первого круизного лайнера на Волге «Максим Горький»

В 2024 году четырехпалубному теплоходу «Максим Горький» исполнилось 50 лет. Первый круизный лайнер на Волге помпезно отправился в свой первый туристический рейс из города Горького в 1974 году. Недавно подписчики канала «История Волжского пароходства» попросили рассказать, как сложилась судьба белоснежного красавца. Рассказываем! Несмотря на свой почтенный возраст, теплоход «Максим Горький» по-прежнему в строю, хоть и сменил в 2019 году волжскую прописку на енисейскую. Продолжает возить восторженных туристов по красивейшим местам нашей страны. Его история продолжается. В тему: 💡 Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге. Теплоход «Максим Горький», или проект КУ-040 (Q-040), был построен на судоверфи в городе Корнойбург (Австрия) по заказу Минвнешторга. Серия получилась «литературной» — теплоходы получили названия в честь великих писателей («Максим Горький», «Александр Пушкин», «Лев Толстой»). Все они работали в Волжском речном пароходстве. Это был по-настоя
Оглавление
Белоснежный лайнер «Максим Горький». Фото port-baikal.ru.
Белоснежный лайнер «Максим Горький». Фото port-baikal.ru.

В 2024 году четырехпалубному теплоходу «Максим Горький» исполнилось 50 лет. Первый круизный лайнер на Волге помпезно отправился в свой первый туристический рейс из города Горького в 1974 году. Недавно подписчики канала «История Волжского пароходства» попросили рассказать, как сложилась судьба белоснежного красавца. Рассказываем!

Несмотря на свой почтенный возраст, теплоход «Максим Горький» по-прежнему в строю, хоть и сменил в 2019 году волжскую прописку на енисейскую. Продолжает возить восторженных туристов по красивейшим местам нашей страны. Его история продолжается.

В тему:

💡 Катамараны: от плотов из бревен в Древней Индии до теплоходов на Волге.

Строили всем миром

Теплоход «Максим Горький», или проект КУ-040 (Q-040), был построен на судоверфи в городе Корнойбург (Австрия) по заказу Минвнешторга. Серия получилась «литературной» — теплоходы получили названия в честь великих писателей («Максим Горький», «Александр Пушкин», «Лев Толстой»). Все они работали в Волжском речном пароходстве.

Это был по-настоящему интернациональный проект, так как в его реализации принимали участие специалисты из Австрии, США, Нидерландов, Западной Германии, Чехословакии. По комфортности на момент выпуска «Максим Горький» превосходил все пассажирские суда, которые ходили по рекам Советского Союза.

Теплоход оснастили самым современным на тот момент навигационным оборудованием. Двигатели мощностью 1800 л.с., которые изготовили на горьковском заводе «Двигатель революции», были способны разогнать судно длинной 110 метров и шириной 14,3 метра до 22 км/ч.

Этот двигатель был настолько необычным, что еще на этапе строительства теплохода студенты механического факультета Горьковского института инженеров водного транспорта (теперь ВГУВТ) изучали его достоинства, проводили расчеты технических показателей и писали дипломные работы.
1973 год. Теплоход «Максим Горький» на австрийской судоверфи. Фото из архива Волжского пароходства.
1973 год. Теплоход «Максим Горький» на австрийской судоверфи. Фото из архива Волжского пароходства.

Спуск на воду и путь домой

Новенький теплоход «Максим Горький» спустили на воду 29 марта 1973 года на судоверфи в городе Корнойбург. Его принимала опытная команда речников: капитан А.В. Демидов, главный механик А.П. Кузихин, электромеханик В.В. Новиков. Судну предстояло проделать достаточно большой путь домой: сначала теплоход прошел по Дунаю в румынский порт Галац, затем в Черное и Азовское моря, через Дон добрался до родной Волги.

18 мая 1974 года четырехпалубный теплоход «Максим Горький» с двумя сотнями туристов на борту совершил первый рабочий рейс из Горького до Астрахани. Такому необычному теплоходу полагался и особенный капитан. Александр Вениаминович Демидов был известной личностью на Волге из уважаемой семи волжских капитанов.

Перед назначением на новое судно Демидов 14 лет командовал трехпалубным теплоходом «Козьма Минин». В 1974 году на коллегии Минречфлота его утвердили капитаном «Максима Горького». Должность эта была чрезвычайно ответственная, так как на этом судне Демидову предстояло возить не простых советских граждан, а иностранных туристов. Александр Вениаминович стоял на капитанском мостике вплоть до 1990 года, оказывая радушный прием и теплое гостеприимство иностранным гостям нашей страны.

Подробнее о биографии капитана и известной волжской династии Демидовых читайте в нашем материале👇🏻

💡 Знаменитый капитан Демидов и первый круизный лайнер на Волге.

Иностранные туристы восхищались красотой Волги и комфортом лайнера «Максим Горький». Фото /cruiseinform.ru.
Иностранные туристы восхищались красотой Волги и комфортом лайнера «Максим Горький». Фото /cruiseinform.ru.

Судно высшего класса

Новый теплоход был приписан к Горькому (ныне — Нижний Новгород). С 1975 года теплоход выполнял рейсы с иностранными туристами по маршруту Казань — Ростов-на-Дону, вместе с собратом «Александром Пушкиным».

Путешествие по Волге восхищало иностранных туристов. Они отдыхали в комфортных условиях на современном теплоходе, знакомились со страной, узнавали людей, традиции, любовались потрясающими пейзажами. Маршрут продолжительностью две недели был живописным: теплоход следовал из Казани до Ростова-на-Дону, с остановками в Ульяновске, Тольятти и Волгограде. Кроме них, было еще несколько зеленых стоянок — ниже Ульяновска, выше Саратова и на Дону.

Известный английский писатель, журналист и общественный деятель Джеймс Олдридж, побывав на борту этого теплохода, оставил такой отзыв:

«Максим Горький» — не только прекрасный корабль с великолепной командой. Он образец организованности и мастерства, знания корабельного дела и воды. Кажется, что корабль идет сам, является судном высокого класса, на котором практически не бывает сложностей. Очень счастливый корабль. Очень комфортабельный корабль. Очень хороший корабль для пассажиров. И, прежде всего корабль, который рассказывает всем пассажирам, плавающим на нем, что советские люди скромные, культурные, серьёзные, веселые и великолепные в своих делах».

1974 г. Теплоход «Максим Горький» прибыл в затон им. 40-й годовщины Октября. Капитан Демидов на борту нового судна с начальником ВОРПа Константином Коротковым. Фото Ф. Яворского.
1974 г. Теплоход «Максим Горький» прибыл в затон им. 40-й годовщины Октября. Капитан Демидов на борту нового судна с начальником ВОРПа Константином Коротковым. Фото Ф. Яворского.

Новая жизнь легендарного теплохода

В 1990-х годах теплоход продолжил возить иностранных туристов: для зарубежных гостей в буклетах его называли Tzar II. В нулевых и десятых судно курсировало из Самары. В 2018 году «Максим Горький» провел свою последнюю навигацию на Волге, затем его перегнали из Нижнего Новгорода по водным путям Северо-Запада (рекам Шексна, Ковжа, Вытегра, Белое, Онежское и Выг озера), Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский канал, а также Белое, Печорское и Карское моря, далее вверх по реке Енисей. 20 сентября 2019 года теплоход прибыл в Красноярск. В первый рейс по Енисею судно вышло в июле 2020 года.

Теплоход «Максим Горький» никогда не был ординарным судном, его отличительной особенностью был повышенный комфорт, доступный не только пассажирам, но и экипажу. В новой России его ждала глубокая модернизация. На теплоходе перестроили каюты с учетом современных требований, обновили интерьеры. Однако постарались по возможности сохранить дух ушедшей эпохи, чему особенно удивляются поднявшиеся на борт туристы. На верхней палубе организован киноконцертный зал. После такого комплексного переоборудования кают и общественных помещений теплоход относится к классу «Люкс».

Теперь на борту «Максима Горького» могут разместиться до 94 пассажиров (изначально — более 200 человек). Доступны одно-, двух- и трехместные каюты со всеми удобствами, включая кондиционер, телевизор, холодильник, душ и санузел. На судне работают ресторан, бары, конференц-зал, джакузи, парикмахерская, сувенирный магазин, медицинский пункт, фитнес- и спа-зоны. Теперь на «Максиме Горьком» есть доступ в Интернет.

Сейчас теплоход «Максим Горький» — единственное комфортабельное круизное судно на Енисее. В круизы отправляется из Красноярска в тематические туры. Уже есть планы на круизы-2025 год. История «Максима Горького» продолжается…

Статьи по теме:

💡 От «Ласточки» до «Орла»: первый российский железный пароход на Волге.

💡 Легендарный капитан Федор Павлычев – двигатель прогресса на Волге.

💡 Династия капитанов. История семьи Беловых длиною в один век.