Первым пароходом в России, построенным на Неве, стала «Елизавета», спущенная на воду петербургским заводом Чарльза Берда 210 лет назад. В Волжском бассейне, по мнению историков, первые пароходы начали строить в это же время — производство тайно открыл промышленник Всеволод Всеволожский.
Какими были первые волжские паровые суда и какова их судьба, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
В тему:
➡️Царский подарок. За что Николай II волжскому лоцману Петру Опарину часы подарил?
Пионеры пароходостроения
В экономическом развитии России XIX век примечателен важнейшими техническими открытиями, в том числе в сфере речного транспорта. В начале 1810-х годов американский инженер и изобретатель Роберт Фултон, испытав у себя на родине первый прототип судна с паровой машиной (стимбота), решил запустить такой транспорт в России. В 1813 году Фултон обратился к российским властям с просьбой предоставить ему привилегию (патент) на постройку изобретенного им парохода и использование на реках Российской империи. Особое право он получил на три года, но так ничего и не построил.
Параллельно с Фултоном и независимо от него мастера в разных уголках страны начали работу в этом же направлении. Почти одновременно в Петербурге и на Урале строили новые паровые суда. Общеизвестный проект — первый российский пароход «Елизавета», построенный на Неве в 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Чарльзом Бердом. В деревянную тихвинку установили балансирную паровую машину Уатта мощностью 4 л. с., выпущенную на этом же предприятии, и паровой котел. Агрегаты приводили в движение бортовые колеса.
Берд получил привилегию по выпуску пароходов, когда срок действия разрешения, выданного Фултону, закончился. Данная привилегия давала Берду право 10 лет строить паровые суда, ее действие распространялось на Финский залив, Черное, Азовское и Каспийское моря и на все реки России. Но у Берда был серьезный конкурент.
«Пионером волжского пароходостроения стал уральский промышленник Всеволод Всеволожский. Строительство велось тайно, поскольку Чарльз Берд получил от императора монополию на строительство паровых судов», — писала исследователь истории волжского судостроения Галина Абаева, на протяжении 20 лет работавшая директором Музея речного флота.
В тему:
➡️От «Ласточки» до «Орла»: первый российский железный пароход на Волге.
Пожва: колыбель пароходов и лаборатория для открытий
Площадкой для новых судов стал поселок Пожва Пермского края, который краеведы называют «колыбелью отечественного парового судостроения». Здесь еще в 1750-х годах промышленник, крестник Петра I Николай Строганов получил разрешение построить чугуноплавильный и железоделательный завод на реке Пожве. В 1773 году наследники графа продали предприятие сенатору Всеволожскому.
В 1796 году завод стал собственностью его племянника Всеволода Андреевича, который активно взялся за реконструкцию промышленного комплекса. Он построил несколько новых фабрик, новые цеха, мастерские, создал судоходную систему, соединившую производство с Камой. В эту систему вошли плотины и шлюзы, водохранилище.
По словам историков, именно под началом промышленников Всеволожских Пожвинский завод расцвел — благодаря предприимчивости и прогрессивности новых владельцев, местных умельцев и искусных мастеров завод завоевал широкую известность по всей России.
В начале XIX века Пожвинский завод стал лабораторией по освоению новой техники и технологий. В 1808—1814 годах здесь запустили первые паровые машины. В 1811 году Жан-Батист Пуадебар создал специальный ворот для подъема соляных судов по Каме, который приводили в движение лошади. Он получил 10-летнюю привилегию на «употребление конных машин для взвода судов против течения рек». Кстати, примерно в это же время, не зная о выданной привилегии, крестьянин из Нижегородской губернии Михаил Сутырин придумал оригинальную коноводку, которая ходила по Волге. Подробнее об этом читайте в нашем материале👇
➡️Как кони судном управляли, или первая коноводка на Волге.
Всеволожский знал о том, что Берд в Петербурге строил паровые суда, и не хотел отставать. Поэтому он пригласил на завод в Пожву выдающегося металлурга, инженера-конструктора и ученого Петра Соболевского, автора множества полезных изобретений. На Пожвинском заводе в обстановке секретности инженер спроектировал три паровые машины и два парохода на 24 и 8 лошадиных сил — уральские суда «Пожевка» и «Искорка» были мощнее бердовских. В народе такой речной флот называли «судами с печкой» или «плавучими банями».
По словам историка Николая Морохина, сохранились описания первых пароходов. Габариты малого судна: длина — 15,7 м, ширина по палубе — 4,3 м, высота борта — 2,1 м. На нем была установлена обычная для того времени балансирная паровая машина общим весом 3886 кг.
Большой пароход был длиной 30,6 м, шириной ─ 6,9 м и имел борт высотой 2,6 м. Судно приводилось в движение принципиально новой безбалансирной паровой машиной мощностью 24 л.с. Ее принцип действия следующий: поршень перемещается в одну сторону силой расширяющегося пара, без промежуточного балансира (деталь для передачи движения от поршня к насосу), а отработанный пар выходит в атмосферу или в конденсатор.
Вес чугунного цилиндра агрегата составлял 2539 кг, чугунного поршня со штангой ─ 466 кг. Главный вал машины совершал десять оборотов в минуту. Ход поршня равнялся 0,704 м, пространство, занимаемое парами в цилиндре, составляло 1,08 куб. м. Железный паровой котел весом 4,3 тонны, имел длину 5 м, ширину ─ 2 м, высоту ─ 2,4 м и вмещал 11,33 куб. м воды.
Интересный факт:
Соболевский разработал агрегат «прямого действия» — эта технология, совершившая революцию в машиностроении, появилась в Великобритании только через 5 лет, отметила Галина Абаева.
«Волшебное явление» на Каме и Волге
Встал вопрос, кто же был первым: Берд или Всеволожский. По словам историка Николая Морохина, в энциклопедиях ХIХ века годом строительства первых пароходов в Пожве указан именно 1815-й. Также опубликованы несколько писем Всеволожского к сыну Никите о строительстве и испытаниях судна, которые сохранились в Центральном государственном историческом архиве. К слову, Никита Всеволожский — личность знаменитая, переводчик, основатель литературного общества «Зеленая лампа», друг Пушкина.
Итак, в письме сыну 23 мая 1816 года Всеволод Всеволожский писал: «Бот мой почти совсем готов, и я начинаю устанавливать паровую машину на 24 лошади новой конструкции». В письме 27 июня 1816 года рассказал, что целыми днями занимается строительством нового судна: «Сейчас еду делать на Каме пробу и по сделанию сего опыта надеюсь 2-го или 3-го июля отсюда пуститься в путь». 3 октября 1816 года Всеволожский попросил сына достать и прислать рисунок паровой машины Берда, «дабы сделать сравнение той и другой».
Таким образом, в Пожве пароходы начали строить не позднее 1815 года, предполагают историки. А вот общественности суда были представлены только летом 1817 года. Почти два года ушло не только на строительство, но и на устранение технических и конструктивных недостатков, которые мешали запустить новые пароходы в эксплуатацию.
В Пожве установлен монумент с якорем, который гласит: «16 августа 1817 года под пушечный салют два первых парохода отошли от пожвинской пристани». Экипажи первых паровых судов комплектовали из крепостных, приписанных к заводу прибрежных селений и имевших опыт хождения на речном флоте. Команда большого парохода состояла из 21 человека. В путешествие отправился сам промышленник с семейством и дворней.
В это же время в Перми гостил поэт Федор Глинка, друг Никиты Всеволожского, который так описывал свои впечатления от парохода:
«Появление этого стимбота было ужасно любопытно!.. Вообразите себе великолепную каюту, богатую отделку и все, чем украшаются суда... Сверх того каждый вечер стимбот ярко освещен был множеством кенкетов; на нем играла прелестная музыка, по временам палили из пушек... И вся эта европейская роскошь, как некое волшебное явление, плавала по уединенным водам Азии... по реке Каме в Волгу и далеко вверх по оной, нередко против волнения и бури... Прибрежные жители, послышав, что их лесное эхо повторяет звуки, им неведомые, толпами бежали дивиться необыкновенному явлению, о котором ничего не слыхали, даже и в баснословных преданиях отдаленных предков своих...»
В тему:
➡️История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.
В первый рейс два деревянных парохода Всеволожского отправились по Каме, конечным пунктом был Нижний Новгород (по другим данным — Ярославль). Но…
«… дальше Казани пароходы не пошли: резко похолодало, и было решено отправить суда обратно в Пожву. Времени на это не хватило, начался ледостав, и суда оставили на зимовку у пристани Тихие горы. Место выбрали неудачное. Весной пароходы были затерты льдами и затонули. А Берд подал жалобу на Всеволожского, которую поддержали чиновники. Строительство пароходов на Пожвинском заводе было остановлено», — так описала незавидную судьбу первых пароходов Галина Абаева.
Как указано в 3-м томе «Нижегородского сборника» (1870 год), в июле 1818 года из Пожвы на пароходы отправили 22 слесарей с тем, чтобы машину с большого парохода разобрать и доставить на небольшой барке обратно в Пожву. Малый пароход также планировали отремонтировать и вернуть на родину. В итоге на барке до Перми доехали только силовые агрегаты. Корпус большого судна без паровой машины продали на месте зимовки за 175 р. ассигнациями, а малый пароход оставили в Сарапуле на попечение местного городничего А.В. Дурова, который взял мебель с судов в свой дом.
Паровые машины нужны были Всеволожскому, который не собирался останавливать свою судостроительную деятельность, но вынужден был несколько лет вести тяжбу с Бердом. Он смог доказать, что начал строить пароходы раньше, чем Чарльзу Берду выдали патент. У Всеволожского была цель — создать судно, которое могло бы водить по Волге барки с железом до Нижнего Новгорода. В 1820 году в Пожве начали строить следующий пароход — флагман «Всеволод» длиной более 30 м с двумя паровыми машинами. Чтобы судно могло свободно двигаться по Волге, Всеволожскому пришлось просить разрешение у Берда, который обладал исключительной привилегией.
Итак, первый пароход на Волге появился в 1817 году и прошел солидный путь более 1,2 тыс. км. А в 1821 году пожвинское судно преодолело уже почти 2 тыс. км против течения: пароход прибыл в Нижний Новгород, а затем в Рыбинск.
В тему:
➡️«Саратовский ледокол»: как речной буксир боролся с ледяной стихией.
➡️Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию