Вторая половина 1940-х и начало 1950-х годов были отмечены важными событиями в развитии отечественного судоходства: восстанавливалась разрушенная инфраструктура, развернулись масштабные стройки. Одной из знаковых дат стало 23 декабря 1954 года. В этот день вышел приказ о создании Волжского объединенного речного пароходства, который стал отправной точкой грандиозного обновления флота, началом эпохи легендарных судов на подводных крыльях.
В год 180-летия Волжского пароходства продолжаем рассказывать о событиях, которые оказали существенное влияние на развитие отрасли.
Грандиозные стройки и кризис управления
В начале 1950-х был проложен Волго-Донской судоходный канал, который открыл новые речные пути. В 1952 году власти объявили, что планируют вдвое увеличить пропускную способность речных портов, обеспечить строительство пассажирского и грузового флота, пригодного для плавания по крупным водохранилищам, заменить устаревшие пароходы экономичными теплоходами. В перечне значимых изменений особое место также занимало создание единой глубоководной системы на территории европейской части СССР.
Выполнение всех этих задач в первую очередь требовало решения основной проблемы — разобщенности пароходств и управлений бассейнов рек, негативно сказывающейся на содержании судоходных путей.
В связи с этим назрела серьезная необходимость масштабной реорганизации речного флота страны. По оценкам экспертов, импульс для его развития дала судьбоносная идея консолидации ресурсов волжских пароходств.
Читайте также:
Три вехи в истории Волжского пароходства. От XIX века к XXI.
Новая эпоха на Волге
23 декабря 1954 году было создано крупнейшее речное транспортное предприятие СССР — Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП), которое было организовано на базе Волжского грузопассажирского пароходства (Горький — Нижний Новгород) и Волжского грузового пароходства (Куйбышев — ныне Самара) с общим центром в Горьком.
В состав ВОРП вошли 3 линейных пароходства:
· Горьковское — от Щербакова (ныне — Рыбинск) до устья Камы (включительно);
· Куйбышевское — от устья Камы (исключительно) до Саратова (включительно);
· Сталинградское — от Саратова до Астрахани с дельтой Волги (включительно).
Новой структуре передали управление всеми судами, портами и пристанями, судоремонтными предприятиями и мастерскими.
По словам историков, Волжское объединенное речное пароходство было в то время настоящим «государством в государстве» со всей необходимой для самостоятельного существования инфраструктурой.
ВОРП — это:
🚢9 крупных портов (в Горьком, Ярославле, Кинешме, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде, Астрахани);
🚢98 пристаней;
🚢13 заводов и ремонтно-эксплуатационных баз;
🚢управление рабочего снабжения;
🚢склады материально-технического снабжения;
🚢образовательные учреждения;
🚢радиостанции и телефонная связь.
Первым начальником ВОРП стал Александр Васильевич Николин — потомственный речник. До 1942 года он работал на Волге, а после возглавлял Западно-Сибирское речное пароходство, Волжское грузовое речное пароходство, Московское речное пароходство.
💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет! Следите за нашими публикациями!
Обновление волжского флота
Вторая половина 1950-х годов стала временем масштабного обновления грузового и пассажирского флота. В Горьком строили средние сухогрузы проекта 576 (тип «Шестая пятилетка»), сормовские конструкторы начали разрабатывать сухогрузы проекта 781 (тип «Балтийский») дедвейтом около 2,1 тыс. тонн. Именно они стали первыми в истории грузовыми судами смешанного плавания «река–море».
Также в это время флот пароходства пополнился трехпалубными грузопассажирскими теплоходами проекта 588, которые разработали в Центральном техническом конструкторском бюро Министерства речного флота. Эти суда могли принимать на борт 368 пассажиров.
В августе 1959 года ВОРП приняло совершенно новое судно с дизель-электрической силовой установкой знаменитого проекта 20, получившее название «Ленин». Такой дизель-электроход был способен перевозить свыше 400 человек и до 60 тонн груза. Он стал флагманом речного пассажирского флота страны.
На протяжении десятилетий Волжское объединенное речное пароходство оставалось крупнейшим транспортным предприятием не только СССР, но и Европы. Историки называют это время «Эпохой ВОРП», оставившей глубокий след в истории отрасли и начавшей модернизацию волжского флота: уже к концу 1960-х гг. по Волге ходили новенькие теплоходы, «летали» десятки судов на подводных крыльях, которые и сегодня считаются гордостью отечественного судостроения.
Подробнее о скоростных волжских судах читайте👇
Полёты над водой — рассказываем историю легендарного речного теплохода «Ракета».
Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях.