Михаил Девятаев — личность легендарная. О нем снимают фильмы, его подвиг увековечен в книгах. Летчик-истребитель, Герой Советского Союза большую часть своей жизни отдал флоту. Он проводил испытания теплоходов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», долгие годы работал капитаном на судах. Его имя напрямую связано с периодом расцвета речного транспорта и навсегда вписано в историю Волжского пароходства.
💡Оставайтесь на нашем канале, и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиною в 180 лет!
Подвиг, достойный книги
Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 года в деревне Торбеево Тамбовской губернии в многодетной крестьянской семье. В 17 лет Михаил уехал с друзьями поступать в казанский авиационный техникум, но ребята опоздали — набор закончился. Поступили в Казанский речной техникум. В 1938 году Девятаев прошел помощником капитана выпускную практику на речных судах на Волге, но не успел сдать выпускной экзамен и получить диплом штурмана. Его призвали в армию.
Парень грезил о небе, занимался в аэроклубе. Будучи военнослужащим, поступил в Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова в Оренбурге. Закончил его накануне 1941 года.
С первого дня войны Михаил Девятаев был на фронте. 24 июня 1941 года сбил первый вражеский самолет. Михаил Петрович был ранен, травмы не позволили продолжать летать на истребителе, поэтому Девятаева отправили в бомбардировочную авиацию. В ней он прослужил большую часть войны, однако к 1944 году был возвращен в истребители.
Свой военный подвиг он подробно описал в книге «Полет к солнцу». В 1944 году его самолет был сбит над вражеской территорией, летчик попал в плен. В начале 1945 года Михаил Девятаев вместе с товарищами совершил побег на самолете противника. Перед этим Девятаев провел кропотливую работу, по крупицам собирая информацию о машине, присматриваясь, запоминая. На родную землю группа храбрецов перелетела 8 февраля 1945 года на бомбардировщике «Хейнкель-111». Самолет пилотировал Михаил Девятаев, ориентировался летчик как раз по солнцу, поэтому и книга названа так. Домой военные привезли важные секретные данные.
По словам историков, переданная им информация в дальнейшем использовалась при разработке баллистических ракет в СССР. За этот подвиг по инициативе Сергея Королева Девятаев получил Героя Советского Союза — за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 и вклад в советское ракетостроение.
Первый капитан «Ракеты» и «Метеора»
После войны вся жизнь Михаила Девятаева была связана с Волгой и флотом. Он уволился в запас, приехал в Казань и решил вернуться к своей первой профессии. Перешел на работу в речной порт. Чтобы завершить «капитанское» образование, учился в родном речном техникуме без отрыва от работы. Михаил Петрович успешно сдал экзамены. С 1949 года работал помощником капитана баркаса «Огонек», с 1952 года — капитаном этого судна, с 1955 года был переведен на должность капитана теплохода — сначала на «2034», затем на «М 239».
В конце 1950-х к Михаилу одновременно пришла всесоюзная слава за его подвиг и интереснейшая работа на судах нового поколения. Девятаев снова летал, только теперь на подводных крыльях, паря над водой.
На реках страны открывалась новая эра — высокоскоростных пассажирских перевозок. В 1957 году талантливый нижегородский конструктор Ростислав Алексеев построил самое первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1». В нем он воплотил «экранный» эффект, взятый в авиации. Идея Алексеева — использовать гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла речного судна. До этого времени теплоходы были тихоходными. «Ракета», а затем и «Метеор» развивали максимальную скорость 70 км/ч, могли плавать на расстояние до 600 км.
Подробнее о необычных «летающих» теплоходах читайте в наших статьях👇
Полёты над водой — рассказываем историю легендарного речного теплохода «Ракета»
Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях
Кому же поручить испытания «Ракеты»? Конечно, фронтовику, мастерски владевшему двумя профессиями сферы воздушного и водного транспорта, — летчику Девятаеву. Министр речного флота СССР Зосима Шашков привлек его к экспериментальной работе.
Первый рейс теплохода «Ракета-1» состоялся 25 августа 1957 года — судно преодолело 450 км за 7 часов. На борту было 30 пассажиров, в том числе главный конструктор Р. Алексеев и испытатель В. Полуэктов. У штурвала — Герой Советского Союза Михаил Девятаев.
В 1961 году начали выпускать еще один теплоход на подводных крыльях — «Метеор». Михаил Петрович также участвовал в экспериментальной работе по оценке ходовых качеств судна, а затем стал первым капитаном теплохода «Метеор-2».
В конце 1960-х — начале 1970-х Девятаев управлял скоростным судном «Ракета-118». Жители прибрежных сел, где оно останавливалось, знали, что у руля стоит Герой Советского Союза.
Позже Михаил Девятаев стал капитаном-наставником Волжского пароходства и воспитал целый отряд штурманов.
«Михаил Девятаев» летает по Волге
29 апреля 2023 года в Зеленодольске Республики Татарстан спустили новое скоростное судно на подводных крыльях проекта 03830 «Метеор – 2020», которому присвоено имя Михаила Девятаева. Судно спроектировано в Нижнем Новгороде.
Крестной матерью судна стала внучка Михаила Девятаева, директор фонда его памяти Диана Девятаева — она по традиции разбила о носовую часть судна бутылку шампанского. Подробнее об этом ритуале читайте в нашей статье. 18 августа «Метеор-2020» приступил к работе на маршруте Казань — Ульяновск.
Почти полвека в родной деревне капитана в Торбеево (ныне Республика Мордовия) открыт Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева. В Казани от Речного вокзала до улицы Татарстан проходит улица Девятаева. Речной техникум стал Институтом морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева. Имя легендарного летчика и капитана живет!
Читайте также:
Первая на мостике: невероятная история легендарного капитана Анны Щетининой