("Укрытие номер один", Safe House. 2025, США)
Представьте себе, что вы были помощником режиссёра в таких фильмах, как "Звездный десант", "Без лица", "Сумерки", "Воин", "Бессмертные", "Из пекла", "Иностранец", первая "Охота на воров" и мн. мн. др.. Нужная профессия, известные кинопроекты, наверняка у вас полно рабочих планов на будущее... И чего вам может от этой жизни не хватать?
Я бы, конечно, сказал: своего тропического острова в океане или кругосветного путешествия на воздушном шаре. Но Джейми Маршалл человек скромный. И ему от жизни не хватало всего-навсего...
Не хватало же Маршаллу в жизни только своего собственного боевика. Классического, в духе 90-х, со всем дежурным набором боевиковых глупостей и притянутых за уши деталей. А поскольку 30-летний стаж работы одесную знаменитых режиссёров, это вам не хухры-мухры, между мечтой Джейми и её исполнением была не пропасть, а лишь шаг. Который он сделал сразу, как только нашёл интересный для себя сценарий и продюсерские деньги.
Денег тех, правда, было немного. Но для "камерного" боевика вроде "Осиного гнезда", "Нападения на 13-й участок", "Перестрелки", "Эверли" и т. п. Маршаллу бюджета хватило. Как и опыта.
Его "Укрытие номер один" - добротный нервощипательный и огнестрельно-рукопашный "замес". 90% чьего действия грохочет в просторной двухъярусной квартире где-то на 20 этаже высотки в центре Лос-Анджелеса. С дальнейшим разгромом и данной квартиры, и частично здания - это уж как водится.
Хотя по тематике и уровню своего долбо... "гонева" сюжет "Укрытия..." ближе к другому аналогичному боевику - "Перехвату" М. Райлли (2022). Особенно под конец. Тогда, когда здешние американские ультрапатриоты тоже хотят забросать Вашингтон ядерными ракетами - отформатировать, так сказать, родину от всего непатриотического; когда злодей станет толкать героям пафосные речи вместо того, чтобы побыстрее их убить; когда обратные отсчёты на таймерах бомб будут остановлены - ух ты! - буквально за секунду до апокалипсиса (Спойлер, говорите? Да ладно - махровый канон жанра!).
Но пока до тяжёлой стадии местного бреда дойдёт очередь, он минует все свои предшествующие формы.
Вот по Лос-Анджелесу мчится, сверкая "субурбанами", кортеж вице-президента США. И тут вдруг прямо на улице выскочившие из подворотен, злые спецназовцы как давай его взрывать и обстреливать. А предатели среди "хороших парней" как давай их предавать и тоже обстреливать...
И не только на улице. В месте, куда направлялся кортеж, грянуло всё то же самое. Только без "субурбанов" и вице-президента.
Ужас.
Короче, в центре города разразился хаос: дым, ядовитый газ, стрельба, взрывы, крики, дискомфорт, малобюджетные спецэффекты...
И вот один генерал с суровым, как подошвы его берцев, лицом вводит в действие аварийный протокол реагирования. То есть объявляет всем угодившим под огонь спецагентам пароль "Виски! Майк! Дельта!".
Ну и всё, протокол заработал.
Как именно?
Нет, никто за виски в "К&Б" не побежал, хотя некоторые Майки рефлекторно дёрнулись. Вместо этого выжившие в теракте агенты бросились к секретному убежищу, что было неподалёку...
В том убежище - вышеупомянутой квартире с бронированной дверью, пуленепробиваемыми окнами и терминалом спецсвязи, - дежурил агент Андерсон. И тут вдруг, прямо как в ещё одном боевике про убежище "Код доступа: Кейптаун", на порог к Андерсону явилась гурьба коллег. Разгорячённых, злых, ревущих, как не спарившиеся лоси. И напрочь дезориентированных. Но, раз уж они знали пароль, хозяин был обязан их приютить.
А всего вместе с ним их тут собралось шестеро. И, после всего случившегося, никто из них друг другу не доверял. Самые же нервные порой выхватывали "ствол" и тыкали им в подозрительных собратьев по форс-мажору.
Далее сюжет мог бы взять курс на "Бешеных псов" и подобные им, гаражные разборки бывших товарищей. Но, к счастью для фильма, он пошёл по пути "Нападения на 13-й участок".
Почему "к счастью"?
Потому что ни до Тарантино, ни до Полутарантино Маршалл явно не дотянул бы. Зато, добавив сюда штурмующий героев, вражеский спецназ, он сократил до минимума их неуклюжие диалоги. А экшен в режиссуре Маршалла выглядит довольно резко и неплохо. По крайней мере для недорогого B-movie.
Впрочем, есть в фильме и "внутренняя" интрига "Кто из нас крыса, а ну сознавайся?".
Хотя, говоря начистоту, можно было обойтись без неё. Ибо "интриган" из Маршалла, как из Винни-Пуха тучка. И предатель в его истории угадывается зрителем практически влёт.
***
В общем, если у вас вдруг есть желание дать передышку глазам и разуму на туповатом, но зубодробительном боевике "под 90-е" - "Укрытие номер один" трясёт рукой и просится к доске.
Можете его вызвать - пусть прочтёт вам своё домашнее сочинение на тему "Как я люблю эпоху VHS и её дух".
А для каких-то иных целей фильм не пригоден в принципе. Поэтому брать его на заметку кинолюбам с более серьёзными запросами нет ни малейшего резона.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):