(Out of the Furnace, 2013, США)
Любопытная смена творческой ориентации: актёр Скотт Купер снялся в своём последнем фильме ("Похороните меня заживо") в тот же год, как снял собственное дебютное кино ("Сумасшедшее сердце", 2009). Причём, в отличие от большинства режиссёрствующих актёров, он отказался играть и в этой, и в дальнейших своих работах. Видимо, решил, что нефиг разрываться напополам, как та умная и красивая обезьяна из анекдота - уж лучше прибиться к одному лагерю, тем паче что лицедея из Скотта так и так не вышло.
Чего нельзя сказать о Купере-режиссёре. Его первый блин хватанул сразу двух Оскаров (лучшая мужская роль, лучшая песня) из трёх номинаций и почти семикратную прокатную кассу в мире. Впечатляющий старт, слов нет. Вот только оказалось, что хороший забег это ещё не гарантирует. Уже со второго фильма ("Из пекла"), Скотта начинают преследовать коммерческие неудачи одна другой досаднее ("Чёрная месса", "Недруги"), и эта чёрная полоса тянется у него по сей день.
"Из пекла" принадлежит к тем картинам, что давно сформировались в отдельный поджанр. Тот, который можно обозвать "провинциальным триллером/боевиком": "Старикам тут не место", "Три могилы", "Джо", "Любой ценой", "Ветреная река", "Единственный выстрел", "Наследие гадюки", "Бесшумный", сериалы "Правосудие", "Лонгмайр" и "Йеллоустоун", ряд австралийских фильмов подобного толка и др...
Внутри самого поджанра фильмы тоже варьируются в плане настроения от иронично-несерьёзных до беспросветно-мрачных. Но общее у них одно: на сегодня это, пожалуй, едва ли не лучшие фильмы, где ещё есть настоящие, "без примесей", мужики и женщины в суровой и простой среде обитания. С их яркими, естественными характерами и прочим жизненным реализмом, прущим тут из всех сюжетных щелей.
"Из пекла" - жёсткий мрачняк, и всего вышеназванного в нём полным-полно. Даже развивается его история по будничному незамысловато, поскольку лишена всяческой театральности.
Два брата, Рассел и Родни (Бэйл и Аффлек) живут самой обычной жизнью в одном из промышленно-депрессивных городков Пенсильвании. Рассел вкалывает на сталелитейном заводе, ночует у подружки и иногда ходит на охоту с дядей. Родни - солдат, летающий в командировки в Ирак, а между ними он влезает в долги и просаживает деньги на тотализаторе. А оба они ухаживают за тяжело больным отцом и разгребают свои бытовые проблемы по мере их поступления.
Ничего, как говорится, не предвещало беды, но кого ж она спрашивает, когда приходит.
Событие, круто изменившее судьбу Рассела и рикошетом ударившее по Родни, относится к спойлерам, поэтому о нём придётся умолчать. Но появление у них на пути негодяя Харлана (Харрельсон) предсказуемо буквально с первых минут - зрителя даже знакомят с ним раньше, чем с братьями на букву "Р". Харлан же - типичный бандюган из захолустья, разве что безнадёжно отморожен на всю башку и страдает маньячными заскоками.
Или как - страдает... Вернее, страдают от них другие, а сам он творимым им насилием упивается и в ус не дует.
Короче говоря, как и положено в провинциальном триллере, без суеты и спешки, но неотвратимо Скотт Купер подводит своих героев к кульминации и развязке их драмы. Продолжая при этом удерживать свою фантазию в рамках хмурого реализма, где по стенам развешано не так уж много ружей, но все они, разумеется, в свой черёд бабахнут.
А вот само кино, к сожалению, в прокате не то, что не бабахнуло, а едва-едва отбило две трети своего бюджета. Хотя объективно придраться в нём не к чему, а тем более к актерской игре. Она в таком ядрёном ансамбле ожидаемо высока, и свои баяны его участники рвут перед нами за милую душу.
***
В общем, несмотря на то, что широкие зрительские массы не прониклись мрачностью этой картины, и её крутили в пустых кинотеатрах, это не говорит о ней плохо. Со временем "Из пекла" обрела своего зрителя, а доверие к Скотту Куперу у продюсеров не умерло и по сей день. По крайней мере пятая его картина ("Оленьи рога") не за горами, и на сей раз заявлена она как хоррор. Ну а переломит Купер ею хребет своему финансовому невезению или нет - "будем посмотреть".