Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Осиное гнездо

Оглавление

(Nid de guêpes, 2001, Франция)

- Ну чего глаза выпучил и хрипишь? Я ж тебе говорила, бестолочи: возьми дрель и просверли дырочки, а не то задохнёшься!
- Ну чего глаза выпучил и хрипишь? Я ж тебе говорила, бестолочи: возьми дрель и просверли дырочки, а не то задохнёшься!

Экая досада: имея все шансы стать лучшим французским экшен-мейкером 21 века, режиссёр/сценарист Флоран Эмилио Сири так им и не стал. После "Осиного гнезда" его ждала одноразовая работёнка в Голливуде ("Заложник" с Брюсом Уиллисом, 2005), по возвращению на родину - армейская драма об Алжирской войне ("Близкие враги", 2007), после чего Сири вдруг охладел к фильмам с ураганной стрельбой, а ныне и вовсе пашет на сериальной фабрике Netflix.

Тем не менее дебют Флориана "Осиное гнездо" стал одним из лучших французских боевиков 21 века и ничуть не устарел с технической точки зрения. Наоборот - и по сей день служит образцом для подражания создателям концентрированных камерных боевиков наподобие "Рейда" и "Перестрелки", кто пытается скрестить сценарную концепцию "Нападения на 13-й участок" (имеется в виду фильм 1976 года, не его сиквел) и безбашенный драйв в духе Джона Ву.

Чёртовы крысы ну просто житья не дают! Особенно двуногие, бесхвостые и с оружием.
Чёртовы крысы ну просто житья не дают! Особенно двуногие, бесхвостые и с оружием.

Для картины со столь примитивным сюжетом в ней есть, однако, аж три сюжетные линии. Первая стартует наиболее мирно: грустный охранник Луи собирается и едет на работу - нести ночную вахту на огромном складе какой-то торговой базы. Где он от нечего делать поигрывает на скрипочке, а его напарник режется в компьютерные шутеры.
Вторая линия более драматичная: дерзкие налетчики хотят грабануть склад, где сейчас дежурит скрипач Луи. Выйдя на подступы к объекту, с наступлением темноты банда принимается за дело, используя не только выдерги и болторезы, но и жутко моднючий тогда паркур. Который в начале 2000-х не пихал к себе в фильм разве что самый ленивый французский экшен-мейкер.

Сюжетная линия номер три и вовсе суровее некуда: сборная группа германо-итальяно-французского спецназа планирует перевезти куда-то большого босса албанской мафии. Ради чего последнего упаковывают словно иголку с кощеевой смертью - сначала в кандалы, затем в железный контейнер, похожий на сортир, а после в бронетранспортёр, что повезёт этот ящик со злыднем к цели. И куда спецназёры, разумеется, не доедут, ибо албанская мафия была в курсе их планов и выдвинулась на перехват в составе едва ли не целого батальона головорезов.

Кроме модного паркура в фильме также есть круто зазвездившийся после "Такси" Сами Насери. Правда, роль у него здесь, в отличие от шустрого таксиста Даниэля, какая-то... совсем уж неподвижная.
Кроме модного паркура в фильме также есть круто зазвездившийся после "Такси" Сами Насери. Правда, роль у него здесь, в отличие от шустрого таксиста Даниэля, какая-то... совсем уж неподвижная.

И вот оголтелая мафиозная орда атакует мирно движущийся по дороге конвой. Да так нахраписто, что от эскорта БТРа вмиг пошли клочки по заулочкам, а сам он под шквальным огнём рванул напропалую сквозь ночь. И так уж вышло, что прямо по курсу у него оказался тот самый склад, где охранник Луи уже не пиликал на скрипочке, потому что сидел вместе со своим напарником связанным. А на складе у него вовсю хозяйничали грабители, потрошащие контейнер с дорогостоящей компьютерной техникой.

Слинять до того, как туда вторгся потрепанный спецназ, они не успели. За что и поплатились, угодив вместе с ним в окружение гораздо худших и злобных бандитов. Которые быстренько окружили строение и айда брать его штурмом. А заблокированные внутри бедолаги - айда от них отбрыкиваться. Само собой, объединив усилия, поэтому и Луи вскоре развязали и поставили под ружьё, благо он умел не только шоркать смычком по струнам, но и стрелять во всё, что агрессивно шевелится.

- И чего вы так на меня смотрите? Простого бандита из албанской мафии не узнали, что ли?
- И чего вы так на меня смотрите? Простого бандита из албанской мафии не узнали, что ли?

Кстати, а что же связь? Да как обычно, всё по законам такого рода боевиков - она отсутствовала по причине диверсии. А кроме того в ближайшем городе шёл какой-то громкий праздник с салютом, так что стрельбу в промзоне на окраине тоже никто не услышал.
Согласен: не слишком правдоподобные сценарные отмазки. Но зрителю так или иначе надо принять их по умолчанию, если он решит поболеть за "наших" и узнать, чем закончится эта войнушка и как много народу вынесут с того склада наутро вперёд ногами.

***

В общем, крутота, которая за без малого два часа выдаёт зрителю столько саспенса и драйва, что он и по нынешним меркам выглядит нажористо. Даже вышедший четырьмя годами позже, сиквел "Нападения на 13-й участок" (тоже, кстати, снятый французом Жаном-Франсуа Рише) уступал в плане реактивности "Осиному гнезду", хотя нынче и то, и другое уже подзабыты широкой публикой. И совершенно напрасно, ведь оба они являют собой эталонное кино категории "Б", которое и адреналиновую встряску зрителю даёт, и пересматривается с удовольствием.

Фильм целиком на YouTube: