Никто не уйдет не обиженным. Стильный ретро-боевик от создателя "Высотки".
(Free Fire, 2016, Великобритания)
Честно говоря, две предыдущие картины Бена Уитли, что я видел - "Высотка" и "Kill List", - оставили о себе неоднозначное впечатление. Прежде всего - своими чересчур своеобразными подходами к показу не шибко замысловатых сюжетов. И трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны оба фильма получились вполне уникальными, но, с другой, их нарочито артхаусные развязки смотрелись на них, как на корове седло. Чем и смазывали благоприятные впечатления от этих историй.
Сюжет "Перестрелки" Уитли - и вовсе проще некуда. Даже два пресловутых об-асфальтовых пальца по сравнению с ним - сложнейший гимнастический пируэт.
Представьте себе нескольких мутных личностей, съехавшихся в промзону британского городка Брайтон, дабы прикупить себе много-много автоматических винтовок. Ясен штык - нелегально. Вот почему вся эта братия решила обстряпать сделку под покровом ночи в большом ангаре, куда торговец "пушками" Вернон (Шарлто Копли) и доставил увесистые ящики со своим товаром.
Однако в ходе "обстряпывания" вдруг начинают всплывать воистину "шекспировские" подробности: то гранаты оружие привезли "не той системы", которое заказывали, то кто-то из покупателей набил кому-то из продавцов недавно морду, то вдруг непростительное оскорбление с чьего-нибудь языка сорвется. А потом и вовсе кто-то спускает курок, когда все прочие уже пребывают на нервном взводе.
Ну а где один выстрел, там и пять тысяч последующих. И вот уже в ангаре разворачивается ниэпическая битва, где в живых должен остаться только один, и вовсе не Коннор (или Дункан) Маклауд.
Засим всё. И лишь две простенькие интриги у фильма: кто доживет до финальный титров и кто изначально запланировал перебить всех участников сделки, даже если бы она пошла по плану? Это и будет выясняться по мере общего взаимоуничтожения, стрельбы, воплей и черно-юморных шуток в 80% фильма. Тогда как его оставшиеся 20% пришлись на "спокойную" завязку, состоящую... Да - просто из воплей и черно-юморных шуток, без стрельбы и трупоумножения.
А как же привычный для Уитли артхаус в конце?
А нету его, прикиньте - вот так сюрприз! И на сей раз это действительно радует, ведь ничто так не портит хорошую перестрелку, как ее заигрывание с сюрреализмом. Не верите - спросите у создателей вестерна "Блуберри", они подтвердят.
Короче говоря, даже при своем скромном бюджете в 10 млн. $ "Перестрелка" и впрямь неожиданно хороша. Что лишь подчеркивает ее антураж 70-х: костюмы героев, их прически и их "олдскульное" оружие без хай-тековых наворотов. Зачем вообще Уитли так сделал, неведомо, но получилось чертовски удачно и стильно, а вовсе не анахронично.
В выборе актерского ансамбля Уитли тоже показал отличный вкус - как, впрочем, и в "Высотке". В каждом здешнем персонаже есть яркая "безуминка" и у каждого свой собственный арсенал выкрутасов и шуток. Именно поэтому все эти ребята запоминаются не хуже героев Тарантино. И лишь благодаря их обаянию, а вовсе не безостановочному пиф-пафингу, кино хочется иногда пересматривать.
Также хорошо, что Уитли не стал заигрывать со всякими модными боевиковыми излишествами. Вроде разбрызгивания повсюду цистерн кетчупа или выкобенистой стрельбы через фуэте с переходом в сальто. Вся "боевка" в "Перестрелке" - обычная пальба, в меру разнообразная, динамичная, без акробатики, но все равно нескучная, и в этом тоже состоит достоинство фильма.
***
В общем, боевик, чем-то напоминающий взъерошенного дворового бобика: дурашливый, суетливый и некультяпый, однако все равно симпатичный и забавляющий своей беготней.
И пусть кому-то гораздо приятнее любоваться вместо него холеными грозными овчарками, но и с этой беспородной дворнягой тоже можно на досуге поиграть, попросить у нее лапку и дать ей косточку. Ибо она тоже хорошая и прикольная собачка, разве не так?