Найти тему
6000 миль до Голливуда

Без лица

(Face/Off, 1997, США)

Увы, но если бы у сегодняшних Кейджа и Траволты вдруг поменяли лица, вряд ли кто-то заметил бы разницу - и тот, и другой давно играют одинаково безликие роли в фильмах категории "Бэ с минусом".
Увы, но если бы у сегодняшних Кейджа и Траволты вдруг поменяли лица, вряд ли кто-то заметил бы разницу - и тот, и другой давно играют одинаково безликие роли в фильмах категории "Бэ с минусом".

Уверен, что художник генерального постера к этому фильму (см. выше) был с позором разжалован из постер-мейкеров и выпнут на улицу без выходного пособия. Потому как место этого бездаря в голливудских подворотнях, где ему можно доверить разве что писать на стенах слово из четырёх английских букв. Ибо это ж надо было додуматься: пиарить ураганный супербоевик с бюджетом 80 млн. $ картинкой, где на чёрном фоне кроме двух актёрских полужо... пардон - полулиц и неразборчивых синих надписей больше ничего нет.

Наверняка, кабы не убогие постеры, "Без лица" собрал бы в прокате куда большую кассу, нежели трёхкратную. Ведь стоило только ему добраться до домашнего видео, он тотчас обрёл народную любовь, став практически культовым, а ныне и вовсе по праву носит титул Классика Боевиков 90-х.

Тот парадоксальный случай, когда друг в друга целятся итало-немец и итало-ирландцец, а "ничья" всё равно мексиканская.
Тот парадоксальный случай, когда друг в друга целятся итало-немец и итало-ирландцец, а "ничья" всё равно мексиканская.

Вообще, за всю 10-летнюю карьеру в Голливуде у Джона Ву было лишь три по-настоящему успешные ленты: "Трудная мишень", сиквел "Миссии: невыполнима" и, собственно, "Без лица". Причём последняя - воистину лебединая песнь олдскульного боевика, ни больше, ни меньше.
Судите сами: когда компьютеры наступали по всем фронтам, Ву упрямо мастерил своё кино мозолистыми руками едва ли не коленке. И по-прежнему активно юзал всяческие пневмокатапульты, подъемные краны с тросами, "аналоговые" огонь и взрывы, а также толпы каскадёров и пиротехников. Благодаря чему даже спустя четверть века "Без лица" обыгрывает в зрелищности фильмы многих современных экшен-мейкеров, со всеми их процессорными мощностями и дипломами программистов.

Единственное, с чем не повезло "Без лица" - с фантастическим допущением, на котором базируется его сюжет. Сказать, что оно сногсшибательно глупое, значит ничего не сказать. Ведь подобным идеям самое место в каком-нибудь "Мачете", а не в картине с такой концентрацией отчаяния и драматизма.

Итак, ежели вкратце, вот перед нами два зловредных братана, Кастор и Поллукс, заложившие где-то Лос-Анджелесе свою супербомбу. Однако до того, как она шарахнула, Кастор, драпая от ФБР, ненароком ушиб себя о стену и впал в кому, а Поллукс, попавшись, угодил за решетку. И теперь, когда первый валялся в отключке, второй был для фэбээровцев единственным шансом добраться до бомбы, пока на её тикающем таймере не высветились четыре ноля.

- Ну что, Рэмбо, доставай свой тесак - побазарим чисто по-пацански!
- Ну что, Рэмбо, доставай свой тесак - побазарим чисто по-пацански!

Что предпримет в аналогичной ситуёвине настоящее Бюро?
Да ничего сверхъестественного, всё по протоколу: либо оно устроит Поллуксу допрос с пристрастием, пока он не запоёт соловьём, либо впендюрит ему сыворотку правды, либо, в лучшем для него случае, заключит с ним сделку.
Ну или если всё это вдруг не сработает - ФБР вызовет
Джека Бауэра, для которого гасить такие кризисы не впервой.

Тем не менее в "Без лица" агент Шон Арчер и его соратники изобрели четвертый, куда более заковыристый способ.
Взяв на вооружение пластическую хирургию, они отчекрыжили скальпелем лица у коматозника Кастора и у Шона. После чего лицо первого пришили ко второму и подсадили его в тюрьму к Поллуксу. Затем чтобы тот в задушевной беседе с "братцем" выболтал все их секреты.
Одного не учли эти затейники-фантазёры - того, что Кастор неожиданно очнётся. А затем с помощью взятых в заложники хирургов напялит на себя оставшуюся у них, фэбээровскую морду Арчера. Со всеми вытекающими отсюда заморочками, большими и маленькими.

Клеткин со "Стечкиным" - где ещё увидишь такую экзотику, кроме как у Джона Ву.
Клеткин со "Стечкиным" - где ещё увидишь такую экзотику, кроме как у Джона Ву.

Впрочем, на верстаке у Джона Ву даже столь чудесатая история была дошоркана до зрелищного вида его фирменными напильниками.
Сюжет фильма мчится вперед и крутит такие сальто-мортале, от которых затошнило бы циркового акробата. От начала и до конца Траволта с Кейджем бегают как ошпаренные, паля из всех стволов и дубася друг друга всем подручным реквизитом: от катерных якорей аж до... реактивных авиадвигателей!
Но что самое удивительное - за всеми этими разборками кино не перестаёт быть красивой фантастической драмой, ловко играющей на зрительских эмоциях всегда, где это только уместно.

***

В общем, классика жанра, подлинное украшение экшен-киносцены конца 20 века. А с учётом того, какие боевики Джон Ву снимает нынче ("Охота на человека"), вдвойне горше осознавать, что ничего подобного он нам наверняка уже не подарит.
Хотя, если вдруг ошибусь с прогнозом - что ж, буду только рад.

Трейлер фильма:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц