В повторный прокат выходит «Отпуск без конца» Джима Джармуша — фильм, с которым 45 лет назад инди-режиссер ворвался в мир кино. Возможно, стоило что-то написать про ДД, но захотелось вспомнить эффектные дебюты, выходившие за последние пять лет: чтобы подсветить не уже мэтра, а тех, кто только движется к успеху. Фильмы номинально расположены в сторону наиболее вдохновляющих, но всё это «на глазок». Свои открытия пишите в комментариях!
«Крецул» (2023)
Игровой дебют художницы и документалистки Александры Лихачевой. Основанная на реальных событиях драма о прославленном молдавском и российском дзюдоисте, который стал звездой Паралимпийских игр. Кишинев, середина 90-х. Многообещающий атлет Олег Крецул (Никита Волков) после череды успешных соревнований и свадьбы попадает в аварию, где теряет зрение. Друг и коллега Виталия Глигора (Сергей Волков) не бросает товарища в беде и становится его тренером и проводником в мире спортсмена-паралимпийца. «Крецул» проходит между соблазнами биографической истории успеха и избыточного портрета эпохи, фокусируясь на едва уловимой одиссее духа. В фильме много лакун — того, что понятно без слов, но каждому по-своему.
Еще: «Ника» (2022). Переполненный — деталями, воздухом, растерянностью — дрём-байопик Ники Турбиной, снятый Василисой Кузьминой (и написанный в четыре руки с Юлей Гулян). Подробнее о фильме.
«Два, три, демон, приди!» (2023)
Впечатляющий хоррор-дебют братьев-австралийцев Филиппу, ранее снимавших ужасы для YouTube-канала RackaRacka. Потерявшая мать Миа (Софи Уайлд) вписывается в подростковые заигрывания с оккультным: сверстники якобы впускают в себя души усопших при помощи загадочной керамической руки. Когда бездна, куда всматривается девушка, неожиданно отвечает, всем тут же становится не до смеха. Тандем предлагает и непривычно живые для жанра диалоги, и неожиданные движения камеры, и моменты подлинной жути. Психологическое и паранормальное мощно синхронизируются в этом фильме.
Еще: «Варвар» (2022). Разнохарактерный триптих Зэка Креггера о вырождении Детройта, токсичности американской мечты и тонкой грани между варварством и цивилизованностью. Подробный разговор о фильме. Кстати, в этом году вышел второй фильм Креггера «Орудия».
«Облако в её комнате» (2020)
Полнометражный дебют китаянки Чжэн Ли Синьюань посвящен аренде — не столько физического пространства, сколько незримого: в душе, памяти, мыслях. 22-летняя Музи под Китайский Новый год возвращается в родной Гуанчжоу, чтобы повидать родителей, которые давно не живут вместе. Размышляя о прошлом и будущем, отношениях с близкими и другими людьми, девушка словно застревает в городе, который вроде бы изменился, а вроде и заставляет время замереть.
Еще: «Паранормальное явление. Шум» (2024). Полнометражный дебют Ким Су Джина, где нерв повествования задает распространенная в Корее проблема «межэтажных шумов», а режиссер ловко балансирует между паранормальным и бытовым измерениями ужаса. Подробнее о фильме.
«Вопль» (2023)
Пробирающий до мурашек дебют Педро Мартина Калеро напоминает одновременно «Звонок», «Прокол» и «Оно» (It follows). Мадридскую студентку Андреа (Эстер Экспосито) затягивает водоворот тревоги, когда она узнает, что родители её удочерили, а биологическая мать — француженка, оказавшаяся в Аргентине, — погибла месяц назад при загадочных обстоятельствах. Вдобавок бойфренд Пау (Алекс Моннер), находящийся по делам в Сиднее, замечает на видеопослании от любимой расплывчатый силуэт, мистическим образом проникший в дом Андреа. Необъяснимая поначалу тревога разливается в каждом кадре, а затаившуюся по соседству жуть может зафиксировать только аудио- и видеотехника. Вместе со сценаристкой испанских «Хищников» Изабель Пенья режиссер создает засасывающий лабиринт повседневного ужаса, который преследует Андреа и весь её род (а на самом деле — всех женщин).
Еще: «Солнце моё» (2022). Пронзительный дебют Шарлотты Уэллс о последнем лете детства — отчаянно веселом и бесконечно грустном: поначалу — на фоне разочарований пубертата, годы спустя — оттого, что разведенный отец с тех пор пропал без следа. Подробнее о фильме.
«Дитя тьмы» (2022)
Впечатляющий дебют мексиканской постановщицы Мишель Гарсы Серверы о Валери (Наталия Солан), для которой боди-хоррором оборачивается беременность. Более того — искажению подвергается личность героини, которая постепенно утрачивает творческую и сексуальную идентичности. Сервера исследует темы самости и материнства, связанные с ними мифы, а в качестве центрального образа используется легенда о «костяной женщине» (в оригинале фильм так и называется Huesera). Главный вывод — не стоит ломать себя в угоду внешним ожиданиям.
Еще: «Гадкая сестра» (2025). Норвежская постановщица Эмили Блихфельдт в дебюте предлагает новый взгляд на знакомую сказку (от лица сестры Золушки), что оборачивается шок-контентом, до которого не додумалась ни одна мачеха или злая королева. Подробнее о фильме.
«КАШ» (2022)
Дебют казахстанского клипмейкера Айсултана Сеитова — морочный хоррор-истерн в тени Ашаршылыка (чудовищного голода, вызванного советской властью и унесшего миллионы жизней). Двух братьев из вымирающего аула, отправившихся в город за едой, ждет испытание голодом, видениями, природными условиями и самим духом истории. Главный джокер, впрочем, —многослойное ощущение пространства: от горизонта — к недрам, от исторической ауры — к неуловимой пульсации духа, которая и воспринимается как налет мистики.
Еще: «Сент-Анн» (2021). Дебют канадки Рэйн Верметт, снятый при поддержке коренного населения Манитобы и демонстрирующий историю одного места сквозь века. Подробнее о фильме.
«Всё, что нам кажется светом» (2024)
Художественный дебют индийской режиссерки Паял Кападиа выглядит довольно-таки документально, при том что неигровой фильм был переполнен выдумкой (и при этом нормально политически заряжен). Медсестра Прабха (Кани Кусрути) торопится после смены домой, хотя там её никто не ждет, а соседка-коллега Ану (Дивия Прабха) регулярно ускользает на свиданки, подобно своенравной кошке (пушистая непоседа, кстати, третья участница женской коммуны). Одна живет в навязанном браке, другая — наполняет злободневными темами мультиварку Мумбаи, чтобы в конце напомнить: некоторые вещи ты всё-таки тащишь на себе
Еще: «Оглянись» (2024). Воспевающий рутину и труд полнометражный дебют Киётаки Осиямы по манге Тацуки Фудзимото («Человек-бензопила»). Подробнее о фильме.
«Эвакуация из XXI века» (2024)
Режиссерский дебют Ли Яна — безумный микс «Скотта Пилигрима» и «Всё, везде и сразу», где каждая сцена стремится удивить. 1999 год, три подростка с планеты К, похожей на Землю, обретают способность путешествовать на 20 лет вперед при помощи обычного чиха. Теперь они могут оказываться в своих взрослых телах — и помешать корпорации, которая задумала изгнать всех людей из прошлого. Осмыслить юность помогают путешествия во времени, теории заговора и визуальные мышцы культовой игры Street Fighter II.
Еще: «Яблоки» (2020). Причудливый дебют об эпидемии амнезии, снятый Христосом Нику, учившимся странности греческой новой волны на «Клыке» Йоргоса Лантимоса (вторым режиссером). Подробнее о фильме.
«Марс Экспресс» (2023)
Полнометражный дебют французского режиссера Жереми Перена — детектив в убедительном будущем с впечатляющей детализацией как мира, так и видеоряда. Обстановка на Земле становится всё хуже — те, кто могут себе это позволить, перебираются на Марс, где корпорации возвели футуристические города, а многие функции отошли роботам. Правда, на уровнях счастья и преступности технологические новации пока не сказываются: работяги бастуют против ИИ, студенты не брезгуют нелегальными «халтурками», а частные сыщики Алин Руби и робот Карлос Ривера идут по следу: сначала хакерши, дарующей андроидам «свободу воли», потом — убийцы студентки.
Еще: «Арко» (2025). Красочный франко-американский сай-фай Уго Бьенвеню, победивший на анимационном фестивале в Анси, дарит искреннюю радость от футуристических приключений и вселяет надежду на лучшее будущее.
Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».