В Японии и Северной Америке потихоньку идет прокат «Оглянись» — полнометражной экранизации ваншота Тацуки Фудзимото о двух школьницах, которые увлечены рисованием манги. ANN поговорили с режиссером Киётакой Осиямой, который известен ценителям аниме, но пока толком не заявил о себе как постановщике, хотя отвечал за ключевую анимацию ребилдов «Евангелиона», «Человека-дьявола: Плаксы», полнометражного «Коронного броска» и «Мальчика и птицы». «Покебол с предсказанием» перевел интервью, где Осияма рассказывает, что подтолкнуло его к созданию студии, вероятном будущем индустрии и ключевой для него теме в «Оглянись».
— Учитывая, что вы уже долго работаете в аниме-индустрии, можете ли вы рассказать, как решились основать студию Durian? Каковы её цели и устремления?
— Я был режиссером оригинального телесериала «Хлопушка-раскладушка» (2016) и завязал дружеские отношения с творческой командой, но, когда проект завершился, коллектив расформировали. Поэтому, когда пришло время, мы подумали: «Эй, давайте сделаем что-нибудь еще». Трудно вновь собрать ту же команду. Получается, что весь опыт и находки, полученные [в ходе одного производства], сбрасываются. Такой подход мне показался неправильным.
Вдобавок как режиссер, который полностью погружается в конкретный проект, — по крайней мере, это то, что я узнал о себе за годы работы в индустрии, — я понял, что, если у меня не будет собственной студии, если я не стану её владельцем, то ничего не получится.
Поэтому я просто почувствовал, что если я собираюсь вкладывать так много времени в работу, то лучше собрать собственную команду, основать студию. Это, в общем-то, и привело меня к такому решению.
Поскольку мы постепенно переходим к эпохе, когда можем создавать анимацию в цифровом формате, а не как раньше, когда для производства требовалось много людей, я думаю, что в конечном счете мы сможем работать над аниме меньшей командой. Это мой прогноз. Основываясь на этом, мы хотим быть готовыми к работе в этой новой среде. Я чувствовал, что это еще одна причина собрать собственную команду. Это тоже было важным фактором.
— Как возник изначальный план адаптации манги Фудзимото-сэнсэя «Оглянись»? Вы уже были поклонником этой истории?
— Катализатором послужило то, что я работал над дизайном демонов для манги Фудзимото-сана «Человек-бензопила». Конечно, я также читал мангу.
Затем, когда анонсировали «Оглянись», я сразу же её прочитал. Не то чтобы у меня сразу возникла идея сделать из нее что-то анимированное. Однако ко мне обратились из Avex с предложением сделать аниме-адаптацию, и, честно говоря, для меня, когда я это прочитал, это казалось очень сложной задачей. Таково было первое впечатление. По мере того, как я думал об этом всё больше и больше, и о работе с нашей небольшой командой, и о нашем производственном стиле, и о содержании самой оригинальной работы, — у меня возникло такое чувство: «Подождите, может быть, это отличное сочетание?» Поэтому, даже зная, что анимировать мангу будет сложно, я решил пойти на это.
— Говоря о формировании команды. Фудзимото-сэнсэй написал в соцсетях, что он был очень впечатлен вашими талантами и что вы сами отвечали за большую часть ключевой анимации. Есть ли сцены, которыми вы особенно довольны?
— Поскольку производство — всегда гонка со временем, есть различные сцены, где я не очень доволен, как всё получилось. Однако из эпизодов, которые я считаю удачными — и зрители тоже хорошо отреагировали, — думаю, это момент, где Фудзино счастливо скачет под дождем. Я анимировал её, так что эта сцена хорошо сохранилась в моей памяти.
— Было ли для вас стрессом заниматься лично ключевой анимацией в таком объеме и одновременно следить за режиссерскими задачами?
— Когда вы занимаетесь созданием чего-либо, в любой сфере, вы будете переживать стресс разной интенсивности. Думаю, стресс в некотором роде неизбежен даже в повседневной жизни, и [производство аниме] не исключение. Однако по сравнению с процессом, когда у вас большая команда, и вам приходится учитывать мнение каждого, это гораздо менее стрессово. Для меня так работать проще.
У меня есть опыт работы с большой командой в течение длительного времени, и в такой обстановке не всегда получается донести то, что вы хотите. Поэтому, работая с небольшим коллективом, еще и надежных товарищей, я пытаюсь направлять процесс так, чтобы уменьшать стресс. В таком положении я сейчас нахожусь.
— Как режиссер какие темы «Оглянись» вы считаете основными? Что вы хотите донести до зрителя?
— На самом деле я не хочу передавать никакого явного послания через фильм. Есть некоторые идеи, на которых я остановился, когда брался за проект. Одна из них — показать, сколько усилий, занимает создание чего-либо, эту борьбу автора.
Последнее время в Японии многие говорят, что усердно работать над чем-то — не круто.
Однако в аниме-индустрии, да и, уверен, в мире манги, — идея не работать усердно или не прилагать усилий просто немыслима. Я думаю, что на каком-то уровне это касается не только нас, а применимо к чему угодно, где вы вкладываете силы, чтобы что-то сделать. Показывая героинь, которые отдаются работе, чтобы что-то создать, я надеюсь, что люди это оценят. Упорный труд всё еще имеет значение.
— Это действительно видно по обеим героиням. Одна тратит всё время на то, чтобы научиться лучше рисовать, в то время как другая как бы изолируется в комнате. Отсюда возникла эта идея?
— Да. Фудзино не нравится, когда другие видят, как она прилагает усилия: например, она хвастается, что нарисовала мангу за пять минут. На самом деле она потратила много времени и усилий, пытаясь её нарисовать в своей комнате. Она из тех, кто проделывают необходимую работу за кулисами. Затем, в результате этого тяжелого труда, она смогла дебютировать как профессиональная мангака, что связано с социальным успехом.
В манге на самом деле нет сцен, где Фудзино усердно трудится, это находка для аниме. Мы хотели вывести тему усердной работы и прикладываемых усилий за рамки того, как она показана в оригинале.
— Какие части фильма, на ваш взгляд, наиболее точно передают эмоциональные сложности творческих личностей?
— Сцены, когда героиня долгое время горбится над столом и усердно работает. Вы видите, как Фудзино сидит в одной и той же позе, стараясь изо всех сил научиться хорошо рисовать. Пейзаж за окном меняется, а рядом копятся альбомы и рисунки, которые она копирует. С помощью таких образов я хотел передать, какой огромный объем работы она выполняла.
— По мере развития сюжета вы больше симпатизировали Фудзино или Кёмото?
— Лично я? Обеим на самом деле. Я думаю, что Фудзино и Кёмото обе близки мне. У меня есть черты Фудзино: например, желание покрасоваться, чувство доминирующего самосознания или стремление быть настоящим творцом и совершенствоваться — такие чистые эмоции, связанные с творческим процессом.
- Все переведенные интервью можно прочитать тут
- Поддержите канал, если уже читаете и любите, что там творится
- Подпишитесь на бусти — там дополнительные обзоры, интервью и стримы