Найти в Дзене

Ешь, молись, люби: факты и наблюдения о фильме «Всё, везде и сразу», который взял 7 «Оскаров»

А24-хит «Всё везде и сразу» выиграл семь «Оскаров» (в том числе главный), а креативный дуэт Дэниэлов, Квана и Шайнерта, даже шутливо размышляли о сиквеле. Кратко поделюсь соображениями (ну и ссылками, по традиции — это все-таки довольно родная мультивселенная; даже «Игре разума» любимого Юасы дуэт выписал респект).

ЕШЬ

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Думаю, многие оценили небанальный кастинг. Во-первых, про Мишель Йео вспомнили, что она — звезда гонгконгских боевиков и, в частности, долетевшего до «Оскара» фильма «Крадушийся тигр, затаившийся дракон» (2000), представителя китайского народного жанра с полетами и драками — уся. («Оскар» — 🏆)

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Мужа Эвелин, Уэймонда играет Ке Хюи Куан — чуть ли не главный азиатский ребенок Голливуда 80-х: это он появлялся в образе Коротышки в «Индиане Джонсе» (1984) и Даты в «Балбесах» (1985), из которых выросли «Очень странные дела». («Оскар» — 🏆)

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Карьерную кривую Стефани Сюй («Шан-Чи и легенда десяти колец», «Удивительная миссис Мейзел») я, к сожалению, прозевал, но в эпизодах — замечательная Сунита Мани («Блеск», «Сглаз», «Спаси себя сам!»), которая появляется в сцене телевизионного мюзикла, и стендаперша Дженни Слейт, у которой мощное соло в «Своем ребенке» (2014), а тут — роль дамы с собачкой, чей питомец способен выполнять роль ланъачуй (оружие наподобие шипастого шара из «Убить Билла»).

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Ну и Джейми Ли Кёртис («Оскар» — 🏆) с Джеймсом Хуном вряд ли нуждаются в представлении: у первой — самая необычная роль в карьере (как минимум за годы), у второго — одна из самых крупных в числе 400+ сыгранных.

МОЛИСЬ

«Интересный мяч»
«Интересный мяч»

Мое знакомство с творчеством Дэниэлов произошло незадолго до премьеры их полнометражного дебюта: началось оно с абсурдного и немного жестокого коротыша «Интересный мяч», где люди обретали желаемую близость, слипаясь самым боди-хоррорным образом (а появление красного прыгучего мяча запускало этот не слишком эстетичный процесс).

«Человек — швейцарский нож» (2016)
«Человек — швейцарский нож» (2016)

В 2016-м их безразмерная черная комедия обрела полнометражную форму: Пол Дано искал спасение с необитаемого острова, а на самом деле — от жуткого одиночества в «Человеке — швейцарском ноже», где Дэниэл Рэдклифф только комично пердел и закатывал глаза (так как был трупом). Здесь, в отличие от «Мяча», была психотерапевтическая развязка, которая все объясняла и придавала затянувшемуся скетчу о дружбе гика и трупа форму трагикомедии взросления.

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

И вот второй полноводный — фильм о семье мигрантов, которых окончательно заели налоги, конфликт в трех поколениях и несбывшиеся мечты. Чтобы со всем этим разобраться понадобилась целая мультивселенная и замысловатый механизм передачи опыта: героям из нашего мира нужно каждый раз «выкидывать штуку» (съесть помаду, засунуть в анус налоговую награду, похожую на анальную пробку), чтобы получить способности себя же из другого таймлайна.

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Вещь, надо признать, довольно очаровательная, хотя для движения сюжета Эвелин не нужны другие аватары, кроме той версии себя, где она знает кунг-фу, а полторы последние главы слишком уж в лоб проговаривают терапевтический заряд вселенского масштаба.

ЛЮБИ

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Так уж получилось, что творческий метод Дэниэлов («Оскар» — 🏆) как будто вызывает у меня легкий скепсис (не он сам, но то, как он быстро рассасывается, забывая валять дурака по победного финала), и все-таки во «Всё везде и сразу» есть кое-что отдельно меня зацепившее. Это, безусловно, фильм, ради которого я бы час потел в автобусе, чтобы добраться в кинотеатр, когда мне было 16.

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Есть завиральное предположение, что «ВВС» вообще строится по принципу детских игр (как «Игра в кальмара», где дворовые развлечения получают жестокую-и-экономическую надстройку). Пол — это лава, помада — подарит тебе знание боевых искусств. Во всяком случае, придуманные способы контакта с другими аватарами очень похожи на фанты — наказания за проигрыш в компанейских соревнованиях. Признаться в любви, сесть на что-нибудь, поцарапать ладонь между пальцами.

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

И тут Дэниэлы абсолютно правы, когда сокрушаются, что не включили в свою мультивселенную безумия Интернет с его сетевыми (в социальном смысле) играми, где каждый может притвориться кем-то другим, прожить более удачную версию себя (и даже составить пончик бесконечности из личных данных в какой-нибудь соцсети).

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Что еще указывает на жизнеспособность этой аналогии? Ну хотя бы эффект подросткового пересказа, азартно перевирающего детали: так, думается, появился гениальный подсюжет про Енотатуя (тоже нарративно совершенно бесполезный).

Или цитата из «Космической одиссеи» Кубрика, описывающая мир, где у всех людей сосиски вместо пальцев, звучит как прикол, придуманный на перемене.

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Ну и, наконец, двери в белоснежный мир, где царит Джобу Тупаки, распечатывает популярная «эротическая забава», когда двое складывают ладони с растопыренными пальцами, а потом один раздвигает пальцы другого, образуя подобие вульвы. Наконец-то, эту детскую находку увековечили в кино.

«Всё везде и сразу» (2022)
«Всё везде и сразу» (2022)

Да и сюжет с мыслящими камнями — самая экзистенциальная и уморительная глава фильма — напоминает игру из подручных средств, когда вообще ничего нет под рукой. Ты камень, и я камень. Что мы можем? Все, везде и сразу.