Все только и говорят о «Субстанции» с Деми Мур и Маргарет Куэлли, но это не единственный (хотя и один из самых заметных) образчик боди-хоррора, который привлек внимание публики даже за последние четыре года. Не умаляя ни чьих достоинств, давайте взглянем на омерзительную шестерку новоиспеченных хитов.
«Титан» (2021)
Боди-хоррор Жюлии Дюкурно, победивший на Каннском кинофестивале. Отправная точка трансгрессивной истории — девушка Алексия (Агата Руссель) с титановой пластиной в голове беременеет от автомобиля «Кадиллак». Дальше — удивительная и местами безжалостная одиссея по миру, где стоит знак равенства между материалом и стихией: титан, кожа, дерево, хром, пламя, вода — тоже признаны трогательными, тактильными и сохраняющими чувство.
«Род мужской» (2022)
Угрожающе-мистический фильм Алекса Гарленда, где вдова Харпер (Джесси Бакли) уезжает в загородный дом после гибели мужа, но сталкивается с пугающим внимание окрестных мужчин. Хтонь и сценарии вины/скорби постепенно затягивают героиню, а ближе к финалу декор фолк-хоррора сменяется деформациями боди-хоррора. Правда, как будто Харпер выступает средством передачи авторских идей, а не опыта героини.
«Дитя тьмы» (2022)
Впечатляющий дебют мексиканской постановщицы Мишель Гарсы Серверы о Валери (Наталия Солан), для которой боди-хоррором оборачивается беременность. Более того — искажению подвергается личность героини, которая постепенно утрачивает творческую и сексуальную идентичности. Сервера исследует темы самости и материнства, связанные с ними мифы, а в качестве центрального образа используется легенда о «костяной женщине» (в оригинале фильм так и называется Huesera). Главный вывод — не стоит ломать себя в угоду внешним ожиданиям.
«Бескрайний бассейн» (2023)
Третий фильм Брэндона Кроненберга, сына короля боди-хоррора, посвященный безумным приключениям на курортах вымышленной страны Ли Толка. Писатель Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) вместе с женой приезжает развеять тоску и творческий кризис, а в итоге знакомится с местным ритуалом наказания двойников. В «...бассейне» сливаются первобытные инстинкты и консьюмеристское пресыщение, требующее экзотики. Правда, фантазии Кроненберга-младшего тоже чересчур отстраненные и теоретические.
«Субстанция» (2024)
Хит текущего сезона, награжденный в Каннах призом за лучший сценарий. Заслуженную фитнесс-звезду Элизабет Спаркл (Деми Мур) увольняют с телевидения, чтобы заменить ведущей помоложе. В отчаянии женщина принимает экспериментальный препарат «Субстанция», что порождает её альтернативную личность — юную Сью (Маргарет Куэлли), обладающую отдельным телом и сознанием. Вскоре их союз оборачивается противостоянием — и непредсказуемыми мутациями. Режиссерка Корали Фаржа, ранее снявшая эффектный фильм «Выжившая», работает с темами женской идентичности и повсеместной (само)объективации, сочетая элементы боди-хоррора с критикой медиа. После финального «концерта» плоти фильм оставляет зрителей с размышлениями о том, как коллективные нормы формируют личные трагедии.
«Спираль» (2024)
Приморский городок Куроцу оказывается захвачен проклятием спиралей: поначалу они проявляют себя в мелочах, но активно завладевают мыслями и телами местных жителей. Сюити с возлюбленной Кириэ мечтают покинуть жуткое место, однако удастся ли им избежать смертельного водоворота? Аниме-долгострой по мотивам одной из самых известных (и жутких) работа Дзюндзи Ито — японского мастера хоррора, которого сравнивают со Стивеном Кингом (но он даже страшнее).
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).