Широкополая шляпа, остроносые ботинки, холодный и острый, как бритва, взгляд, верный кольт на боку...
Так выглядит классический образ ковбоя. Вряд ли кто-то предположит, что я описал хасидского раввина. Потому что кольт кажется совершенно неуместным в этой картине.
Если вам так показалось, значит вы не видите контекста. Поэтому прежде чем подробнее рассказать о раввине с пистолетом, приведу один пример, позволяющий связать воедино разрозненные части описанного образа.
Накануне Хануки в прошлое воскресенье в австралийском Сиднее двое террористов, уроженцев Пакистана, расстреляли безоружных людей, собравшихся на пляже на семейный праздник.
Стреляли быстро и деловито, чтобы уложить как можно больше взрослых и детей. Ханука вообще во многом обращена к детям, для них организуется масса праздничных игр и событий.
Террористы это знали.
В результате 16 человек убиты, более полусотни были ранены.
Израильские спецслужбы заранее предупреждали власти многих стран, что теракты на Хануку весьма вероятны, необходимо принять дополнительные, очень строгие меры безопасности. Очевидно, что эти рекомендации были проигнорированы.
Отсюда вопрос (риторический, конечно): если твое государство считает антисемитизм вполне легитимным проявлением свободы слова, а охрану синагог (даже накануне праздника) признаком исламофобии, то стоит ли доверять такому государству?
Власти Австралии весьма определенно показывают, что жизни еврейских граждан страны менее важны, чем жизни всех остальных, включая сторонников экстремистских и откровенно террористических организаций.
Логика тут следующая: Израиль - сионистское государство (ну допустим), сионизм - зло (это ложь, правду читайте здесь), все евреи - сионисты (абсолютная чушь), следовательно каждый еврей несет ответственность за действия Израиля (на каком основании?).
Другими словами, первостепенная функция всякого государства по защите собственных граждан в Австралии не выполняется. Как, судя по многочисленным сообщениям, не выполняется она в отношении евреев в некоторых странах Европы. Да и в США, где фактически каждый желающий может приобрести оружие, дела идут неблестяще.
Например, в апреле этого года 19-летний отморозок с автоматической винтовкой расстрелял людей, собравшихся в синагоге в городке Поуэй в Калифорнии. Сумел убить женщину и ранить троих человек, включая раввина. Террориста скрутили. Оказалось, что его оружие не то заклинило, не то он не сумел сменить обойму. В общем замешкался, это его и сгубило.
Потом стало известно, что у него оставалось 50 неиспользованных патронов.
50 жизней он не успел отнять, хотя отчаянно старался.
В Москве впервые с 1991 года не стали зажигать большую праздничную хакукию на площади Революции. Сообщают, что из соображений безопасности. И я склонен в это верить, ибо исламисты в России сегодня чувствуют себя весьма уверенно.
Вероятно, гораздо увереннее, чем евреи, поскольку МВД больше озабочено поисками призрачного украинского следа, чем защитой граждан от реальных угроз.
Тогда логично задать следующий вопрос: есть не мы, то кто? От кого мы ждем защиты, когда убийцы с автоматами врываются на детский праздник?
Евреи после Холокоста часто повторяют, как мантру "Никогда больше". И кто же должен обеспечить это самое "никогда"?
ООН? Мировое сообщество? Правительства каждой отдельной страны, признающие законными многолюдные антисемитские акции с призывами к убийству евреев?
Так вот раввин Коэн, напоминающий героя классического вестерна, дает на этот вопрос вполне конкретный ответ: наша защита - в наших руках. Если кто-то решит войти с оружием в синагогу, чтобы убивать евреев, он будет ликвидирован теми, кто должен был стать его жертвами.
Американца Разиэля Коэна как только ни называли, самое популярное его прозвище - Tactical Rabbi (тактический раввин). Это довольно молодой человек, ему нет и 30-и, но он действительно раввин хасидской общины Хабад-Любавич, довольно колоритного течения в иудаизме, многие последователи которого меняют представления людей о том, что собой представляют иудейские ортодоксы.
Я уже однажды писал о другом раввине той же общины, который стал признанным кутюрье (читайте о нем вот здесь, это колоритный персонаж). Тоже, знаете ли, не самое очевидное занятие для человека, который, согласно традиционному представлению, не должен интересоваться ничем, кроме изучения Торы и осмысления талмудических предписаний.
Рабби Коэн, выросший в не самой благополучной части Лос-Анджелеса, уже к 18-и годам успел пережить 14 попыток взлома и две попытки убийства. Его родители руководили благотворительной организацией, помогавшей беднякам и бездомным, поэтому дом Коэнов, где хранились запасы еды и одежды для раздачи, всегда казался уличным бандитам легкой добычей.
Так что безопасной жизнь Разиэля, пожалуй, нельзя было назвать никогда.
В свой 18-й день рождения юноша купил первый пистолет и записался на курсы по стрельбе. Он дал себе зарок, что будет по-прежнему стараться нести людям добро, но никому не позволит считать себя слабаком, неспособным дать жесткий отпор.
То, что начиналось как приобретение полезных навыков для выживания, постепенно увлекло Разиэля, стало его хобби, а потом и вовсе сделало экспертом в довольно необычной для раввина сфере.
В 2019 году, едва став раввином, Коэн открыл бизнес по обучению людей обращению с огнестрельным оружием. Так совпало, что именно в тот год в США произошло несколько скандальных происшествий с перестрелками, которые широко обсуждались в прессе, и люди были обеспокоены своей безопасностью.
Так что бизнес молодого раввина довольно быстро пошел в гору.
На один из бесплатных семинаров, которые проводил Разиэль, заглянул журналист из Los Angeles Times. И наутро Коэн с удивлением увидел свое фото на первой полосе газеты, где его называли "тактическим раввином" (теперь это его товарный знак).
После той публикации отбоя от клиентов уже не было. К нему шли и сотрудники охранных фирм, и полицейские, и священники, и обычные люди, среди которых было немало евреев, встревоженных ростом антисемитизма. А в последние два года спрос со стороны еврейских организаций, синагог и школ превышает все, что он видел раньше.
Коэн дал ответ на вопрос, который мучил многих: кто тебя защитит, если ты подвергся внезапному нападению?
Он сформулировал очень конкретный слоган: „Устраняем разрыв между началом происшествия и прибытием правоохранительных органов“.
В 2021 году издание The New York Post впервые рассказало об изобретении Коэна - необычной капоте за 550 долларов.
Капотой (или рэкл на идише) называют длинный сюртук или пальто, который мужчины-ортодоксы надевают по субботам для похода в синагогу. Коэн создал особый покрой этой одежды, позволяющий незаметно носить под ней пистолет, который можно выхватить мгновенно, а при необходимости вкладывать в специальные внутренние кармашки кевларовые пластины в качестве импровизированного бронежилета.
Изобретение наделало шума.
Многих возмущало, что раввин призывает верующих нести в синагогу оружие, что некоторые сочли святотатством.
Но Коэн реагировал на критику спокойно:
«Люди не понимают, насколько тесно связаны между собой профессии раввина и инструктора по обращению с огнестрельным оружием. В Торе сказано, что нельзя стоять в стороне и смотреть, как твой брат страдает в опасной ситуации. Мы обязаны предотвращать подобные инциденты. Это часть нашей сущности».
Когда его спрашивали, хорошо ли, что люди будут приходить на молитву и чтение Торы вооруженными, Разиэль убежденно отвечал, что без специальной подготовки это ужасная идея. Если в случае опасности все начнут палить куда ни попадя, то рискуют нанести больше вреда, чем реальные террористы.
Но если людей научить обращаться с оружием, если проинструктировать, как себя вести в кризисной ситуации, если при всякой синагоге создать сплоченную группу стрелков, каждый из которых будет знать свою конкретную задачу, то это определенно поможет избежать множества жертв терактов.
Других защитников у евреев не будет, пока главами государств остаются такие персонажи, как француз Макрон, испанец Санчес или австралийский премьер, носящий очень символичную фамилию Альбанезе, точно такую же, как у спецдокладчика ООН, самой яростной антисемитки в этой конторе, бесноватой Франчески Альбанезе.
Премьер Австралии, поздравляя евреев с наступлением Хануки, назвал ее Песахом (это как перепутать Пасху с Рождеством). И накануне теракта клялся, что никаких проявлений ненависти к еврейским гражданам не допустит никогда.
А когда случилась бойня - другого слова, учитывая количество жертв, тут не подобрать, - выпустил заявление, в котором не было ни слова "евреи", ни слова "теракт". Ну так, инцидент. Огорчительный, конечно, но не более того.
Крайне любопытно, как повел бы себя этот клоун, окажись он сам под прицелом вооруженного террориста.
Выразил бы глубокую озабоченность?
Или все-таки осознал бы наконец весь ужас человека, оставшегося без защиты?
Но пока что нападают не на Альбанезе (тут я имею в виду обеих особей разного пола), поэтому можно воспринимать угрозу как чисто теоретическую, не самую важную и приоритетную.
Евреи же сами виноваты, они выдумали свой сионизм, так что нападения на них происходят не в вакууме, правда ведь?
А вот в синагогах иное отношение к вопросу.
"Главное в еврейском законе - это защита жизни. Все остальное вторично. В мире, в котором мы живем сегодня, нам нужно сосредоточиться на спасении жизней и обеспечении безопасности людей".
(Раввин Симха Бакман, один из руководителей Хабад в Калифорнии)
"Тактический раввин" не обучает людей сначала стрелять, а лишь потом думать. Много внимания в его курсах уделяется этическим принципам. Коэн постоянно повторяет, что обучение обращению с огнестрельным оружием - это не бравада, это ответственность. Он учит по возможности избегать конфронтации и защищать тех, кто находится под угрозой. Лишь в случае, когда другого выбора нет, следует ликвидировать нападающего.
Это вполне соотносится с талмудическими правилами. Я уже писал (вот в этой статье), что Талмуд предписывает оказывать жесткое сопротивление агрессору, потому что это единственное условие выживания.
Теми же принципами руководствовался герой другой моей давней статьи Ими Лихтенфельд, создатель самой эффективной на сегодняшний день системы контактного боя Крав-Мага.
Еврейские сообщества все чаще отказываются быть уязвимыми, полагаясь только на милость бога, они отдают предпочтение бдительности и самообороне.
Рабби Коэн в этом году был номинирован на премию Gundie Awards, оружейный аналог "Оскара". Но независимо от того, выиграет он или нет, "тактический раввин" уже изменил нашу привычную реальность. Благодаря тренингам, в тех общинах, где есть его ученики, бойня, подобная сиднейской, уже невозможна.
И поскольку мы обсуждаем эту тему в дни празднования Хануки, нелишне напомнить девиз Маккавеев:
"Лучше нам умереть в битве, нежели видеть бедствия народа нашего и его святыни."
(Первая книга Макковеев, 3:59)
Лично от себя добавлю вот что.
Взгляды и особенно действия героя моей статьи мне чрезвычайно близки, но с одной оговоркой.
Пока евреи живут в странах, где являются меньшинством, им всегда придется думать о самообороне. Таков наш мир, к великому сожалению.
Очень легко при любой возможности возбудить в людях ненависть именно к евреям, поскольку эта почва щедро удобрена. Стоит лишь слегка полить, как тут же лезут на свет новые ростки. А значит опасность погрома существует всегда.
Не будучи убежденным сионистом, я все же считаю, что Израиль - единственная страна, где наша защита не является заботой группы смелых добровольцев. Тут этим занимается и государство (небезупречно, но все же), и армия, и спецслужбы, и полиция, и все население.
Нельзя сказать, что Израиль полностью безопасная страна. Пока нельзя.
Но, как написал один мудрый еврей, выжить после нападения врагов можно где угодно.
А победить их - только в Израиле.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.