Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Укрощение огня»: сага о космических титанах, чьи имена нельзя было назвать

Кадры, от которых по-настоящему сжимается сердце в «Укрощении огня» (1972) — те самые, где ракета, содрогаясь, сходит с ума через полминуты после старта, а потом падает, рассыпаясь огненным шквалом по степи. И это не киношная графика, какая графика в семидесятые? Это настоящий Байконур, настоящий пожар, настоящая катастрофа. На советский космодром, куда даже чинам высокого ранга пускали не всегда, киношников пустили с огромным трудом. И они сняли кадры, которая в контексте фильма выглядят как трудная правда жизни, доказывающая, что каждый шаг в космос оплачен огромным риском и жертвами. За грандиозной историей о создателях космических кораблей стоял сценарист и режиссёр Даниил Храбровицкий. К началу семидесятых он был уже хорошо известен в киномире, в том числе и по фильму «Девять дней одного года» (1962), почти сразу ставшим своего рода символом эпохи шестидесятых годов. Там он впервые прикоснулся к теме, ставшей для него главной: историях о людях, которые жертвуют собой во имя науки

Кадры, от которых по-настоящему сжимается сердце в «Укрощении огня» (1972) — те самые, где ракета, содрогаясь, сходит с ума через полминуты после старта, а потом падает, рассыпаясь огненным шквалом по степи. И это не киношная графика, какая графика в семидесятые?

Это настоящий Байконур, настоящий пожар, настоящая катастрофа. На советский космодром, куда даже чинам высокого ранга пускали не всегда, киношников пустили с огромным трудом. И они сняли кадры, которая в контексте фильма выглядят как трудная правда жизни, доказывающая, что каждый шаг в космос оплачен огромным риском и жертвами.
Кадр из фильма «Укрощении огня»
Кадр из фильма «Укрощении огня»

Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!

За грандиозной историей о создателях космических кораблей стоял сценарист и режиссёр Даниил Храбровицкий. К началу семидесятых он был уже хорошо известен в киномире, в том числе и по фильму «Девять дней одного года» (1962), почти сразу ставшим своего рода символом эпохи шестидесятых годов. Там он впервые прикоснулся к теме, ставшей для него главной: историях о людях, которые жертвуют собой во имя науки. И вот в 1970 году он задумал грандиозную вещь — снять эпопею не о тех, кто летал (их имена и так все знали), а о тех, кто заставлял летать то, что летать не может. О людях, имена и лица которых мало кому были известны (да и сейчас их не все знают, согласитесь?). Но это оказалось не такой уж простой задачей, как казалось.

Первый вариант сценарий, который Даниил Храбровицкий сам и написал, предполагал почти биографический рассказ о жизни Сергея Королёва.

За консультациями и советами Храбровицкий обратился к Борису Чертоку, легендарному конструктору Особого конструкторского бюро №1, соратнику Сергея Королёва. В целом Черток версию одобрил, но позже возникли затруднения на другом уровне: киночиновники сочли сценарий несколько провокационным, ведь в жизни Королёва были не только радостные страницы, но и весьма мрачные: арест в тридцатые, расстрельная статья, ссылка. После многочисленных дискуссий было решено, что центральным станет вымышленный персонаж, частично списанный с Королёва. К тому же Борис Черток познакомил Даниила Храбровицкого со своими коллегами: Алексеем Исаевым, разработчиком двигателей, и конструктором ракетной техники Михаилом Тихонравовым. Оба мужчины тоже отчасти стали прототипами главного героя «Укрощении огня» Андрея Башкирцева: например,

разработка и тестирование Башкирцевым легендарных «Катюш» — от Тихонравова, техническая одержимость — от Исаева, а вот страсть, даже одержимость космосом — от Королёва.
Кадр из фильма. Кирилл Лавров и Евгеений Матвеев в роли директора завода
Кадр из фильма. Кирилл Лавров и Евгеений Матвеев в роли директора завода

Но тут вновь начались споры. Борис Черток требовал исторической правды: конкуренцию между КБ, зависть, человеческие слабости. Храбровицкий же твёрдо решил, что в его фильме не будет тёмных красок. Так, он сделал хорошими товарищами Башкирцева и Евгения Огнева, прототипом которого стал конструктор Валентин Глушко. При этом в жизни отношения Королёва и Глушко были, мягко говоря, непростыми. Борис Черток возмущался, что режиссёр искажает реальность, Даниил Храбровицкий настаивал, что художественное, пусть и приукрашенное изложение будет более захватывающим, чем протокольное и сухое.

Апогеем конфликта стала смерть Башкирцева. Черток, прочитав, что Генеральный конструктор умирает на обочине просёлочной дороги, а не в спецбольнице, возмутился. Но Храбровицкий и здесь свою точку зрения отстоял: ему была нужна не больничная палата, а пронзительная метафора — небесный титан, уходящий на фоне бескрайней, равнодушной к нему земли.

На роли Андрея Башкирцева пригласили Кирилла Лаврова, ведущего актёра ленинградского БДТ.

Интересный факт: Кирилл Лавров, сын знаменитого театрального актёра Юрия Лаврова, так и не получил кино- или театрального образования, мало того, формально он даже не окончил школу, но стал одним из самых известных советских актёров.

Зато в своё время он окончил авиационную школу и несколько лет прослужил авиатехником, и этот опыт наверняка ему помог в работе над ролью. Но не он один: Кирилл Лавров серьёзно подготовился к съёмкам, месяцами читал всё о Королёве, встречался с теми, кто его помнил. Позже он говорил, что личность Конструктора определила его собственное мироощущение на годы вперёд.

Кадр из фильма. Кирилл Лавров и Ада Роговцева
Кадр из фильма. Кирилл Лавров и Ада Роговцева

Возлюбленную Андрея Башкирцева Наталью сыграла Ада Роговцева. Эта линия — полная выдумка Даниила Храбровицкого, и она тоже была предметом критики строгого Бориса Чертока. Но и здесь режиссёр снова не отступился: романтическая линия подчеркнула, что при всей неизмеримости гениальности Башкирцев всё же был живым человеком.

Кадр из фильма. Игорь Владимиров, Кирилл Лавров, Игорь Горбачёв
Кадр из фильма. Игорь Владимиров, Кирилл Лавров, Игорь Горбачёв

В роли Евгения Огнева — ещё одна ленинградская знаменитость Игорь Горбачёв, роль гениального Константина Циолковского сыграл Иннокентий Смоктуновский, который даже в небольшом эпизоде умудрился показать целую жизнь.

Кадр из фильма. Иннокентий Смоктуновский
Кадр из фильма. Иннокентий Смоктуновский

Вообще же картина населена персонажами, и выбор актёров почти всегда предельно точен. В кадре можно увидеть прекрасных советских артистов Андрея Попова и Вадима Спиридонова, Евгения Матвеева и Георгия Куликова, Игоря Владимирова и Всеволода Сафонова, Евгения Стеблова и Петра Шелохонова, Николая Бармина и Ивана Рыжова и ещё целый ансамбль мастеров кино.

Ещё один интересный факт. Небольшую роль в «Укрощении огня» сыграл Зиновий Гердт, актёр-фронтовик, который во время войны едва не лишился ноги. Он подорвался на мине, и после тяжёлого ранения врачи склонялись к ампутации ноги. Не остался инвалидом Гердт лишь благодаря хирургу Ксении Винцентини, которая до 1949 была женой Сергея Королёва. Вот такое пересечение судеб.
Кадр из фильма. Зиновий Гердт в роли руководителя ГИРД (видимо, прототипом стал Ф. Цандер)
Кадр из фильма. Зиновий Гердт в роли руководителя ГИРД (видимо, прототипом стал Ф. Цандер)

Ну а самый, наверное, трогательный выбор — исполнитель роли первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Им стал не актёр, а инженер с Байконура Анатолий Челомбитько, поразительно похожий на Гагарина. Сходство между Анатолием Челомбитько и Юрием Гагариным окружающие заметили много лет назад, Анатолия нередко принимали за космонавта и просили автографы. И вот в «Укрощении огня» он стал самим Юрием Гагариным. Правда, ради этого ему пришлось пережить не очень комфортные часы. Дело в том, что сниматься Анатолию Челомбитько нужно было в подлинном скафандре первого космонавта, но вот ростом он был куда выше Гагарина. Но актёр-непрофессионал честно втискивался в костюм и стойко терпел дубли, пока не получился нужный.

Коллаж из открытых источников. Анатолий Челомбитько и Юрий Гагарин
Коллаж из открытых источников. Анатолий Челомбитько и Юрий Гагарин

Съёмки длились полтора года. Группа поработала в Калуге (там снимали настоящий дом Циолковского), в Крыму, в Москве, в павильонах «Мосфильма». Но сердцами кинематографисты постоянно находились Байконуре. Всем им пришлось вживаться в ритм космодрома, неделями готовиться к единственному дублю реального пуска. Операторы до миллиметра выверяли позиции камер, причём на каждом месте стояло не менее двух, высчитывали точки, где будут стоять актёры. Пуск ракеты нужно было снять с единственного дубля, потому что второй раз ради даже эпохального фильма никакие ракеты никто не запустил бы. Светлана Коркошко, сыгравшая в картине соратницу Башкирцева Зою Константинову, во время запуска не смогла сдержать слез, и эти неподдельные, не сыгранные, а прочувствованные эмоции вошли в фильм, став лучшей иллюстрацией нервного напряжения, что царило на старте.

Кадр из фильма. Светлана Коркошко
Кадр из фильма. Светлана Коркошко

Эта картина, как и сам Байконур, стала частью культурного кода целой эпохи. Эпохи, которую сегодня вспоминают не только по грандиозным прорывам вроде полёта Гагарина, но и по простым, тёплым символам: плитке шоколада «Алёнка», олимпийскому мишке, жестяной банке с чёрной икрой. Такие знаки повседневности, равно как и триумфальные ракеты, сегодня живут в коллекции авторских платков «Страна советов» от KultKod. В их дизайне, как в калейдоскопе, собраны самые узнаваемые визуальные образы, знакомые каждой семье. Посмотреть всю коллекцию можно на kultkod.art.

Космодром Байконур подарил фильму и любопытные детали. Например, ритуал вывоза ракеты из ангара, зародившемся ещё при Королёве: впереди ракеты должен был идти конструктор, а всем присутствующим следовало снять головные уборы. Другой обычай, тоже запечатлённый в «Укрощении огня», — горнист, трубящий зарю в казахской степи в ночь перед запуском первого спутника. Это — чистая правда. Так Королёв отмечал рождение космической эры.

Кадр из фильма. Игорь Горбачёв и Кирилл Лавров
Кадр из фильма. Игорь Горбачёв и Кирилл Лавров

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о ещё одной узнаваемой детали ленты — музыке Андрея Петрова. И это не просто музыка.

Это — настоящим гимн людей, которым стало тесно на планете и которые дерзнули вырваться за её пределы. Возможно, имена их ещё годами будут засекречены, но то, что они сделали, без преувеличения поменяли мир.

У меня она неизменно звучит в голове, когда я вижу старты космических кораблей даже сейчас.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
И ещё один интересный факт. «Укрощении огня» в каком-то смысле предсказал реальность: по сюжету на смену Башкирцеву приходит Огнев. Сергей Королёв ушел из жизни в 1966 году, а в 1974 году, уже после выхода ленты, Валентин Глушко возглавил НПО «Энергия», в которое было преобразовано королёвское ОКБ №1. Параллель, конечно, условная, всё же это не прямая передача эстафеты, но совпадение отрицать нельзя.

Борис Черток, так активно критиковавший «Укрощение огня», прожил удивительную, насыщенную событиями жизнь и ушёл из жизни в 2011 году, немного не дожив до 90-летия. Он числится в титрах как консультант под псевдонимом Костюк. А вот другой другой консультант, Алексей Исаев, который в титрах присутствует под своим именем, увы, фильм не увидел: он скончался в 1971, когда съёмки ещё были в разгаре.

С момента выхода «Укрощения огня» прошло 53 года. В следующем году будет отмечаться 65-летие полёта Юрия Гагарина. Байконур в этом году отметил 70-летие. В ноябре там произошёл драматичный инцидент, снова показавший, что путь в космос по-прежнему не прощает ошибок. Но, наверное, смелость учёных, разработчиков, инженеров, готовность идти на риск и принимать вызовы и есть самое важное наследие той самой школы «укрощения огня».

Фото с сайта roscosmos.ru. Старт корабля «Прогресс»
Фото с сайта roscosmos.ru. Старт корабля «Прогресс»

А вы следите за российскими космическими программами? Как вы думаете, время космических титанов миновало или они рано или поздно вернутся?