Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Вечная вторая: правда о цене успеха и триумфе победительницы

Лариса Гузеева в кино вошла громко — первая же её роль принесла ей известность и популярность: молодую актрису, старшекурсницу ЛГИТМиКа, выбрал сам Эльдар Рязанов на роль Ларисы Огудаловой в «Жестоком романсе» (1984), где на съёмочной площадке безвестная тогда исполнительница встретилась с созвездием мэтров кино во главе с Никитой Михалковым. А уже в следующем году вышло две картины с участием Ларисы Гузеевой: телефильм «Встретимся в метро» (где, кстати, она сыграла героиню, которая в сценарии описывалась как «девушка поразительной красоты») и спортивная кинодрама «Соперницы». О последней речь сегодня. «Соперницы» — предпоследняя работа режиссера Виктора Садовского, пожалуй, самого верного приверженца спортивной темы в советском кинематографе. Первый же его фильм был посвящён спорту — это футбольная история «Удар! Ещё удар!» (1968), который считают едва ли не лучшим спортивным фильмом и уж точно лучшим фильмом о футболе. Потом героями лент Виктора Садовского становились лыжницы, пло

Лариса Гузеева в кино вошла громко — первая же её роль принесла ей известность и популярность:

молодую актрису, старшекурсницу ЛГИТМиКа, выбрал сам Эльдар Рязанов на роль Ларисы Огудаловой в «Жестоком романсе» (1984),

где на съёмочной площадке безвестная тогда исполнительница встретилась с созвездием мэтров кино во главе с Никитой Михалковым. А уже в следующем году вышло две картины с участием Ларисы Гузеевой: телефильм «Встретимся в метро» (где, кстати, она сыграла героиню, которая в сценарии описывалась как «девушка поразительной красоты») и спортивная кинодрама «Соперницы». О последней речь сегодня.

Кадр из фильма «Соперницы»
Кадр из фильма «Соперницы»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

«Соперницы» — предпоследняя работа режиссера Виктора Садовского, пожалуй, самого верного приверженца спортивной темы в советском кинематографе. Первый же его фильм был посвящён спорту — это футбольная история «Удар! Ещё удар!» (1968), который считают едва ли не лучшим спортивным фильмом и уж точно лучшим фильмом о футболе. Потом героями лент Виктора Садовского становились лыжницы, пловчихи, наездники, а главная героиня «Соперниц» — и вовсе универсал: сначала она занималась плаванием, потом греблей, а позже увлеклась виндсёрфингом. Как и для предыдущих своих картин, для «Соперниц» Виктор Садовский написал сценарий сам, вновь пригласив в соавторы Валентина Ежова. Надо сказать, что впервые они вместе работали над фильмом «Одиннадцать надежд» (1976), тоже посвящённом футболу,

«Соперницы» — это уже четвёртый совместный сценарий Виктора Садовского и Валентина Ежова. Точкой в творчестве режиссёра станет пятая совместная с Валентином Ежовым лента, вышедшая в 1991 году, «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа».

Спустя несколько лет после те съёмок Виктор Садовский уйдёт из жизни. Ну а пока карьера режиссёра в разгаре, и он приступает к «Соперницам», истории борьбы спортсменки с собой и своими страхами.

Наталья Озерникова, сильная спортсменка, упорно тренируется и на тренировках достигает отличных результатов.

Но на соревнованиях она никак не может справиться с собой и буквально на последних метрах отдаёт победу соперницам, постоянно приходя второй.

Тренер Александр Андреевич Буланов, умный, талантливый, понимающий профессионал, не может разобраться, как помочь девушке. После очередного второго места разочарованная Наталья уезжает отдыхать на малую родину, к Чёрному морю, где на море знакомится с красавцем-сёрфингистом, профессиональным спортсменом Сергеем Дроздовым. И увлекается сёрфингом (и немного сёрфингистом тоже, конечно).

Кадр из фильма. Олег Штефанко в роли Сергея Дроздова и Лариса Гузеева в роли Натальи Озерниковой
Кадр из фильма. Олег Штефанко в роли Сергея Дроздова и Лариса Гузеева в роли Натальи Озерниковой
А пока Наталья осваивает новый спорт, к Буланову приходит новая спортсменка, молодая, но одарённая, сильная и очень амбициозная Маша Воронцова, которая явно намерена обойти Озерникову.

И именно Машу, легко победившую на внутреннем чемпионате, решают отправить на международный турнир. Но Наталья не из тех, кто сдаётся без боя, и она докажет, что её напрасно записали в «вечно вторые».

Кадр из фильма. Лариса Гузеева
Кадр из фильма. Лариса Гузеева

На роль Натальи Озерниковой утвердили Ларису Гузееву, которой на съёмках пришлось немало времени провести в воде и даже поплавать с дельфином (по сюжету на море она встретила старого «друга» — дельфина, которого когда-то, ещё будучи девочкой, спасла).

Кадр из фильма. Юрий Демич
Кадр из фильма. Юрий Демич

Тренера Буланова сыграл Юрий Демич, а наступающую на пятки Наталье честолюбивую Машу Воронцову — Виктория Садовская, дочка режиссёра. Ещё школьницей Виктория сыграла небольшую роль в отцовском фильме «Одиннадцать надежд», а в «Соперницах» она появилась уже эффектной девушкой с характером.

Кадр из фильма. Виктория Садовская
Кадр из фильма. Виктория Садовская

Правда, в кино Виктория Садовская карьеры не сделала — третья и последняя её роль тоже случилась в фильме отца «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа».

Кадр из фильма. Олег Штефанко
Кадр из фильма. Олег Штефанко

Роль Сергея Дроздова, сёрфера, который увлёк Наталья новым спортом, помог обрести уверенность в себе и даже рассчитывал, что она перейдёт в его команду, досталась Олегу Штефанко, который буквально через год после «Соперниц» станет любимцем женской половины страны и настоящим героем девичьи грёз (могу признаться, что и моих тоже). К середине восьмидесятых у актёра было уже несколько заметных ролей в кино, но на вершину популярности его вознесёт роль обаятельного, скромного, но бесстрашного капитана яхты «Дункан» Джона Манглса из великолепной приключенческой телеэпопеи Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» (1986).

Кадр из фильма. Борис Зайденберг и Пётр Шелохонов
Кадр из фильма. Борис Зайденберг и Пётр Шелохонов

В ролях спортивных чиновников появились Борис Зайденберг и Пётр Шелохонов, небольшую роль матери Натальи сыграла Евгения Уралова, её дедушкой стал почти 70-летний Георгий Вицин, в те годы уже крайне редкий гость на экране,

Кадр из фильма. Георгий Вицин
Кадр из фильма. Георгий Вицин

а Николай Боярский получил роль первого тренера Натальи, а потом и Маши. Ну а за кадром слышен голос спортивного комментатора Николая Озерова, постоянного коллеги Виктора Садовского, который работал с ним почти на всех фильмах.

Съёмки «Соперниц» проходили в Ленинграде (но сам город почти не виден) и на черноморском побережье.

Виктор Садовский включил в ленту и часть документальных кадров, которые он снял во время Кубка Чёрного моря и соревнований на приз от советского журнала «Катера и яхты», ежегодно , проходивших с конца шестидесятых

(тот же приём режиссёр использовал и раньше, когда в фильм «Ход белой королевы» (1972) включил документальные кадры с чемпионата в Татрах).

В прокат «Соперницы» вышли летом 1985 года. В сравнении с другими картинами Виктора Садовского эта работа показала себя слабее, а Лариса Гузеева спустя годы и вовсе охарактеризовала фильм резко отрицательно. Хотя вообще-то история довольно увлекательная, пусть и с предсказуемым финалом. Журнал «Советский экран» написал:

«Это будет фильм о настойчивости, силе воли, чувстве товарищества, без которых немыслимы спортивные победы».

Но на мой взгляд, «Соперницы» — это не совсем точное описание интриги. Главной соперницей главной героини была она сама. И она победила.

А какой фильм о спорте вы считаете лучшим?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: