Анатолий Эфрос — фигура знаковая для отечественного театра. Его кинопостановки фурора производили куда меньше, чем спектакли, однако назвать их бесталанными или некачественными не повернётся язык. Кстати, сам Эфрос кино недолюбливал и критически относился к своим фильмам. В интервью журналу «Советский экран» он говорил:
«Мои фильмы были театральными, но в каком-то убогом смысле слова. Я не очень их ценю».
Всего в фильмографии Анатолия Эфроса пять работ. Дебютировал он в кинематографе как сопостановщик Георгия Натансона, и эта картина стала огромным успехом, ведь это был «Шумный день» (1961), драма, которую и сегодня очень интересно смотреть. А вот второй киноработой Эфроса и первым его самостоятельным фильмом стал «Високосный год» (1962), где главную роль сыграл молодой актёр Иннокентий Смоктуновский, который позже снимется и во всех остальных фильмах режиссёра.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!
У «Високосного года» были все шансы стать кинохитом, ведь снят он по повести знаменитой Веры Пановой «Времена года», которую в сценарий переделала сама писательница. Произведения Веры Пановой очень кинематографичны; к тому моменту уже прогремела мелодрама «Серёжа» (1960), на подходе была лента «Евдокия» (1961), так что создатели нового фильма ожидали тёплого приёма. Но на этот раз всё сложилось менее успешно. Вера Панова перенесла время действия вперёд (повесть вышла в 1953) и сократила часть сюжетных линий, а Анатолий Эфрос часть линий и вовсе сделал незавершёнными, за что его позже поругивали критики. Второй претензией стало желание режиссёра поэтизировать рабочие будни, но это у него получилось так неконструктивно, что вызвало даже некоторое раздражение киноведов. От себя добавлю, что в фильме и в самом деле очень много действующих лиц, а сюжетные линии очень пунктирны, из-за чего создаётся ощущение обрывочности.
Итак, в семье Дорофеи и Леонида Куприяновых двое взрослых детей — Геннадий и Юля. Куприяновы-родители — из простых людей, которые всего добились сами: Леонид — машинист на железной дороге, Дорофея — депутат в горсовете (или каком-то таком учреждении). Дочь Юля выросла такой же правильной и ответственной девушкой, а вот
сын Геннадий пошёл не в родителей. Он не любит работать и не задерживается ни на одном месте, зато любит хорошо жить.
Уехав на заработки, он вдруг в Новый год сваливается матери на голову, сообщает, что женится и едва ли не на следующий день приводит домой молодую жену Ларису. Но семейная жизнь не задаётся: Геннадий намерен развестись, но отец принимает решение: из дома должен уйти Геннадий, а Лариса, которой некуда податься, остаётся у Куприяновых.
Геннадий уходит к медсестре Зинаиде, у которой есть сын-подросток Саша. Саша видит, что Геннадий — просто приживалка и, похоже, нечист на руку. На деле же Геннадий, сам того не особо понимая, стал членом шайки мошенников. И за это ему придётся всерьёз заплатить. Вывело это ЧП его на правильный путь или нет — каждый зритель может додумать сам.
Роль Геннадия получил Иннокентий Смоктуновский. Занятно, что параллельно актёр снимался у Михаила Ромма в его «Девяти днях одного года» (1962) и фактически перемещался между «двумя мирами»: миром учёных-физиков и миром рабочего класса. Самому Смоктуновскому резкая смена образов была интересна, в каждый он привносил что-то своё.
Если в повести подчёркивалась душевная непривлекательность Геннадия Куприянова (Вера Панова описывала его как красивого мужчину, но то была красота «непривлекательная, неумная и недобрая»), то Геннадий в трактовке Смоктуновского симпатичен, а его эгоизм и порочность скрыты под обаянием.
И эта блистательная маскировка натуры позднее была высоко оценена критиками; при не очень хороших отзывах на сам фильм мнения об игре Иннокентия Смоктуновского были более чем лестными.
В ролях Куприяновых-старших — Елена Фадеева и Василий Макаров, Юлю сыграла Евгения Солдатова, брошенную жену Ларису — Алла Будницкая.
На роль медсестры Зинаиды, к которой ушёл Геннадий, утвердили дебютантку Викторию Ермольеву, её сына Сашу сыграл Михаил Логвинов.
Также в фильме появились Марианна Вертинская (для неё эта роль стала дебютом на экране. Справедливости ради надо сказать, что роль эта совсем простенькая, строго говоря, актрисе нечего было играть), Эмма Цесарская, Валентин Никулин,
в роли бандита по кличке Малютка — Лев Дуров, и это редкость: всё-таки Льву Дурову чаще приходилось играть положительных персонажей.
В одной из ролей можно увидеть подростка с известной фамилией Паперный. Володя Паперный — сын известного литератора Зиновия Паперного. Роль в «Високосном годе» осталась для него единственной; в будущем он стал художником и дизайнером. Однако с Анатолием Эфросом ещё посотрудничал, оформив ряд его спектаклей.
В прокате картина «Високосный год» появилась в начале 1962 года. И если зрители приняли его благосклонно, то критики разругали — и за нагромождение линий, и за надуманный мелодраматизм, и за склонность к театрализованности. При этом все критики сошлись во мнении, что Иннокентий Смоктуновский затмил партнёров по съёмкам и сыграл по-настоящему живого человека, пусть и отталкивающего.
Спустя годы Анатолий Эфрос рассказал:
«„Високосный год“ — фильм, наверное, слабый, но там прекрасно играет Смоктуновский. Теперешних актёров я знаю хуже, чем прежних, но всё-таки лучшим актёром в кино для меня был и остаётся Иннокентий Смоктуновский. Я его очень люблю за аристократизм художественного почерка. Тончайший врождённый артистизм подсказывает ему почти неуловимые краски. Наблюдая, как он на съёмках шесть раз подряд повторяет одну и ту же сцену, я почти не замечал разницы. А на экране все шесть дублей оказывались разными — разными вариантами темы. Одно движение глаз — и смысл совсем иной! Мне интересна мимика этого актёра, потому что она выражает его душу. А когда лицо актёра ничего не выражает или выражает отсутствие души, то это ужасно. Таких лиц, к сожалению, на наших экранах полно. Режиссёры, делающие фильмы с такими актёрами, не понимают разницы между золотом и медью».
Интересно, кстати, что бы сказал Анатолий Эфрос о сегодняшнем российском кино.
А какую роль Иннокентия Смоктуновского больше всего цените вы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине Мистер Икс» — в выпуске подкаста: