Вадим Спиридонов и Лариса Удовиченко, Алексей Жарков и Дмитрий Брусникин, Игорь и Вадим Ледогоровы дали согласие сняться в ленте выпускницы режиссёрского факультета ВГИКа Елены Цыплаковой. Впрочем,
несмотря на то, что Елена Цыплакова ещё не стала дипломированным режиссёром, имя её прекрасно знали и коллеги, и зрители: девушка уже много лет снималась в кино, впервые попав на экран ещё в школьном возрасте.
Короткометражку «Новый год» (1985), самую первую её режиссёрскую работу, сейчас почти никто не знает, хотя экзаменационная комиссия оценила её очень высоко.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Елена Цыплакова дебютировала в кино в 1975 году в школьной мелодраме «Не болит голова у дятла» (1975). Туда она попала благодаря режиссёру Динаре Асановой, которую потом считала своей крёстной матерью в кино и в режиссуре. За следующие несколько лет Елена снялась в массе картин, а вышедший в 1978 году «Школьный вальс» превратил актрису в настоящего кумира зрителей. Тогда же она окончила актёрский факультет ВГИКа и начала карьеру на сцене Малого театра, но всё равно ощущала нехватку возможностей. И в 1981 году жизнь ей предоставила уникальный шанс: она попала на вгиковский режиссёрский курс, мастерами которого были Александр Алов и Владимир Наумов, знаменитый режиссёрский дуэт. Но даже во время учёбы Елена Цыплакова не оставляла кино и продолжала сниматься, а в начале 1985 года её утвердили на роль в телефильме «Картина», которую снимал режиссёр Булат Мансуров. Помимо работы перед камерой
Елена на этих съёмках получила и опыт практической работы в качестве режиссёра и его помощника: помогала организовывать работу, бегала с «хлопушкой», много занималась черновым монтажом.
А ещё Булат Мансуров подарил актрисе идею для диплома: использовать стихи поэта Владимира Луговского, большим поклонником которого он был. А потом даже сам написал сценарий для дипломной короткометражки, взяв за основу поэмы из сборника «Середина века», который вышел уже после ухода Владимира Луговского из жизни и который сам поэт задумал как биографию ХХ века.
Сюжет «Нового года» немного фантасмагоричен, но последователен. Начинается действие в 1916 с ухода молодого студента на фронт. Парень приходит к учителю, профессору филологии, рассуждает о жизни и оставляет сборник стихов.
Следующие события — это уже 1919, и группа красноармейцев разговаривает о прошлом и настоящем и мечтает о прекрасном будущем. Затем затрагивается война (1942 год), а завершается всё в современности. Красной строкой через всю картину проходит философское стихотворение Владимира Луговского «Как человек плыл с Одиссеем».
Елене Цыплаковой удалось собрать потрясающий актёрский ансамбль и снять в своём маленьком дипломном фильме настоящих знаменитостей.
Роль студента Цветкова, уходящего на Первую мировую,, сыграл коллега Елены по Малому театру Дмитрий Писаренко, в роли профессора — Галикс Колчицкий, в роли сына профессора — Вадим Ледогоров.
Красным комиссаром стал Вадим Спиридонов,
его коллегой, революционным матросом, — Алексей Жарков.
Единственная женская роль ушла Ларисе Удовиченко, а в финале появился Игорь Ледогоров.
Также ищите в кадре Александра Трофимова и Дмитрий Брусникина.
Сняли короткометражку (длительность её — менее 20 минут) в павильонах «Мосфильма», и фильм получился не совсем обычным, но очень поэтичным во всех смыслах. Позже Елена Цыплакова рассказывала, что
председатель комиссии Владимир Абдрашитов отметил, что не зря «Новый год» завершал программу дипломных картин: в сравнении с ним работы других дипломантов выглядели слабее.
Интересно, что сейчас эту ленту мало где упоминают, официальная фильмография режиссёра Елены Цыплаковой обычно начинается с её дебютной полнометражной драмы «Камышовый рай», которую она сняла через несколько лет, в 1989 году.
Сама режиссёр тепло относится к «Новому году» и дорожит этим фильмом. В сети он есть, так что желающие посмотреть легко его найдут.
В небольшом интервью журналу «Советский экран» Елена Цыплакова, кратко рассказав о своём режиссёрском дебюте, подчеркнула, что её приход в эту профессию не случаен и даже если бы она нашла «своего» режиссёра, который безостановочно бы её снимал как актрису, она всё равно бы стала режиссёром, и добавила, что для неё самый счастливый момент в творчестве — это
«сам процесс творчества, когда задуманное начинает получаться, реализуется у тебя на глазах».
А как вы думаете, Елене Цыплаковой удалось стать режиссёром или лучшие её работы — актёрские?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: