Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский бизнесмен из Внешторга прокрутил выгодную операцию

Да-да, именно бизнесменом (и дипломатом) не раз называли главного героя фильма «Право первой подписи», хотя дело происходит в конце семидесятых. Политическая лента с претензией на детектив и приключения вышла в 1978 году, но большого успеха не снискала, несмотря на то, что главную роль сыграл один из любимейших актёров страны, Владимир Ивашов. И дело, видимо, в том, что авторы немного не докрутили сюжет: если героя Владимира Ивашова в известной мере можно считать неким суперменом, которому под силу разрешить даже самые замысловатые проблемы, то его оппонент выглядит слабо и не слишком злодейски. Для сценаристов Михаила Рыка и Владимира Хотулёва «Право первой подписи» было дебютом (возможно, в этом тоже кроется причина неудачи фильма). Зато режиссёром стал именитый кинематографист Владимир Чеботарёв. Его первая работа произвела настоящий фурор, причём не только в СССР. Мало того, эта прекрасная талантливая лента и сегодня смотрится безупречно, ведь это один из лучших советских фантасти

Да-да, именно бизнесменом (и дипломатом) не раз называли главного героя фильма «Право первой подписи», хотя дело происходит в конце семидесятых. Политическая лента с претензией на детектив и приключения вышла в 1978 году, но большого успеха не снискала, несмотря на то, что главную роль сыграл один из любимейших актёров страны, Владимир Ивашов. И дело, видимо, в том, что

авторы немного не докрутили сюжет: если героя Владимира Ивашова в известной мере можно считать неким суперменом, которому под силу разрешить даже самые замысловатые проблемы, то его оппонент выглядит слабо и не слишком злодейски.
Кадр из фильма «Право первой подписи»
Кадр из фильма «Право первой подписи»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Для сценаристов Михаила Рыка и Владимира Хотулёва «Право первой подписи» было дебютом (возможно, в этом тоже кроется причина неудачи фильма). Зато режиссёром стал именитый кинематографист Владимир Чеботарёв. Его первая работа произвела настоящий фурор, причём не только в СССР. Мало того, эта прекрасная талантливая лента и сегодня смотрится безупречно, ведь это один из лучших советских фантастических фильмов — «Человек-амфибия» (1962). И хотя Владимир Чеботарёв снял ещё много отличных картин, ни одна по популярности не может сравниться с дебютной.

Сюжет «Права первой подписи» крутится вокруг подписания контракта между СССР и американским бизнесменом Викасом. Внешторговец Владимир Казаков, представляющий Советский Союз, предлагает Викасу выгодные условия и многолетний опыт страны по разработке угольных месторождений в холодной Сибири. Американская сторона обладает современными технологиями и капиталом, так что совместное предприятие выглядит привлекательным для обеих сторон. Кстати, позднее оговаривается срок контракта — до 2000 года! Да уж, кто тогда мог подумать, как повернётся история.

Кадр из фильма. Владимир Кенигсон в роли Джорджа Викаса
Кадр из фильма. Владимир Кенигсон в роли Джорджа Викаса

Конечно же, в США не всем нравится идея сотрудничества с СССР. В Москву вслед за Викасом вылетает представитель ЦРУ Клюгер, цель которого — расстроить переговоры. Ему помогает эффектная журналистка Бетси. А вот самому Викасу приходит известие, что у него тяжёлое заболевание и дни его сочтены (на самом деле, это часть закулисных интриг). Но в итоге, несмотря на козни, провокации, вброс недостоверной информации и даже попытку Бетси его дискредитировать, Казаков добивается подписания контракта.

Кадр из фильма. Владимир Ивашов
Кадр из фильма. Владимир Ивашов

На роль Казакова утвердили Владимира Ивашова, роль Викаса получил уже 70-летний Владимир Кенигсон.

Кадр из фильма. Станислав Ландграф
Кадр из фильма. Станислав Ландграф

В роли Клюгера — Станислав Ландграф, а Бетси сыграла Наталья Фатеева.

Кадр из фильма. Наталья Фатеева
Кадр из фильма. Наталья Фатеева

В ролях коллег Казакова — Владимир Самойлов,

Кадр из фильма. Владимир Самойлов
Кадр из фильма. Владимир Самойлов

Всеволод Сафонов, Анатолий Кузнецов, Валентин Грачёв, Сергей Приселков.

Кадр из фильма. Улдис Лиелдидж
Кадр из фильма. Улдис Лиелдидж

Американцев сыграли, как водится, прибалты Улдис Лиелдидж, Паул Буткевич, Юрис Стренга, а помощника Викаса, предавшего своего патрона, — Владимир Тыкке. Интересный, но малоизвестный факт: Владимир Тыкке — пасынок Владимира Чеботарёва. Когда-то маленького Владимира привела на съёмочную площадку его мать Ада Духавина. Там она случайно познакомилась с Владимиром Чеботарёвым, за которого позднее и вышла замуж.

Кадр из фильма. Владимир Тыкке
Кадр из фильма. Владимир Тыкке

Небольшие роли в картине сыграли Нина Маслова (жена Казакова) и Юрий Саранцев.

Ещё один интересный факт. По сюжету речь идёт о предприятии по разработке угля в Сибири. Туда отправляется в командировку Казаков, а потом туда везут и Викаса. Так вот, сибирские эпизоды снимали совсем близко от Москвы — в Зеленограде, который изобразил и сибирский городок Нижнепечерск, и площади, где ведут разработку.

Отдельно пару слов о музыке. Её написал композитор Андрей Петров. Любопытно, что он же был композитором и в дебютном для Владимира Чеботарёва «Человеке-амфибии». Андрей Петров напишет музыку и для большинства последующих фильмов Владимира Чеботарёва. И в этой связи хотела бы рассказать, что на днях в московском Музее П. И. Чайковского открылась выставка, посвящённая Андрею Петрову, «Андрей Петров. Не только о кино». Она небольшая, но очень уютная и содержательная и даёт возможность увидеть композитора не только как автора популярных песен, но и как композитора-монументалиста, создателя симфонических произведений, очень не похожих на его киномузыку.

Фото автора. Занятный экспонат: портрет неизвестного художника, созданный к выходу балета Андрея Петрова «Пётр Первый». В оригинале это полотно И.-Г. Таннауера «Пётр I в Полтавской битве». По общему мнению, к которому присоединяюсь и я, Андрей Петров тут внешне очень походит на Пьера Безухова из «Войны и мира» Сергея Бондарчука
Фото автора. Занятный экспонат: портрет неизвестного художника, созданный к выходу балета Андрея Петрова «Пётр Первый». В оригинале это полотно И.-Г. Таннауера «Пётр I в Полтавской битве». По общему мнению, к которому присоединяюсь и я, Андрей Петров тут внешне очень походит на Пьера Безухова из «Войны и мира» Сергея Бондарчука

В прокат «Право первой подписи» вышло осенью 1978 года. Фильм прошёл скромно, и зрителям, и критикам не хватило динамики и авантюризма. Кинокритик Всеволод Ревич подвёл такой итог:

«Мне кажется, фильм выиграл бы как раз за счёт усиления приключенческой, детективной стороны. А то некоторые линии повисли в воздухе, оказались недоговорёнными или скомканными. <...> Мы ждём острых схваток, хитрых ходов, но ничего этого не происходит».

Но Владимир Ивашов и Владимир Кенигсон, представители разных поколений советской актёрской школы, хороши в любом случае и фильм украшают. И дополнительный плюс: закадровый текст читает Юрий Яковлев.

Знаете этот не самый известный политический фильм?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: