Да-да, именно бизнесменом (и дипломатом) не раз называли главного героя фильма «Право первой подписи», хотя дело происходит в конце семидесятых. Политическая лента с претензией на детектив и приключения вышла в 1978 году, но большого успеха не снискала, несмотря на то, что главную роль сыграл один из любимейших актёров страны, Владимир Ивашов. И дело, видимо, в том, что
авторы немного не докрутили сюжет: если героя Владимира Ивашова в известной мере можно считать неким суперменом, которому под силу разрешить даже самые замысловатые проблемы, то его оппонент выглядит слабо и не слишком злодейски.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Для сценаристов Михаила Рыка и Владимира Хотулёва «Право первой подписи» было дебютом (возможно, в этом тоже кроется причина неудачи фильма). Зато режиссёром стал именитый кинематографист Владимир Чеботарёв. Его первая работа произвела настоящий фурор, причём не только в СССР. Мало того, эта прекрасная талантливая лента и сегодня смотрится безупречно, ведь это один из лучших советских фантастических фильмов — «Человек-амфибия» (1962). И хотя Владимир Чеботарёв снял ещё много отличных картин, ни одна по популярности не может сравниться с дебютной.
Сюжет «Права первой подписи» крутится вокруг подписания контракта между СССР и американским бизнесменом Викасом. Внешторговец Владимир Казаков, представляющий Советский Союз, предлагает Викасу выгодные условия и многолетний опыт страны по разработке угольных месторождений в холодной Сибири. Американская сторона обладает современными технологиями и капиталом, так что совместное предприятие выглядит привлекательным для обеих сторон. Кстати, позднее оговаривается срок контракта — до 2000 года! Да уж, кто тогда мог подумать, как повернётся история.
Конечно же, в США не всем нравится идея сотрудничества с СССР. В Москву вслед за Викасом вылетает представитель ЦРУ Клюгер, цель которого — расстроить переговоры. Ему помогает эффектная журналистка Бетси. А вот самому Викасу приходит известие, что у него тяжёлое заболевание и дни его сочтены (на самом деле, это часть закулисных интриг). Но в итоге, несмотря на козни, провокации, вброс недостоверной информации и даже попытку Бетси его дискредитировать, Казаков добивается подписания контракта.
На роль Казакова утвердили Владимира Ивашова, роль Викаса получил уже 70-летний Владимир Кенигсон.
В роли Клюгера — Станислав Ландграф, а Бетси сыграла Наталья Фатеева.
В ролях коллег Казакова — Владимир Самойлов,
Всеволод Сафонов, Анатолий Кузнецов, Валентин Грачёв, Сергей Приселков.
Американцев сыграли, как водится, прибалты Улдис Лиелдидж, Паул Буткевич, Юрис Стренга, а помощника Викаса, предавшего своего патрона, — Владимир Тыкке. Интересный, но малоизвестный факт: Владимир Тыкке — пасынок Владимира Чеботарёва. Когда-то маленького Владимира привела на съёмочную площадку его мать Ада Духавина. Там она случайно познакомилась с Владимиром Чеботарёвым, за которого позднее и вышла замуж.
Небольшие роли в картине сыграли Нина Маслова (жена Казакова) и Юрий Саранцев.
Ещё один интересный факт. По сюжету речь идёт о предприятии по разработке угля в Сибири. Туда отправляется в командировку Казаков, а потом туда везут и Викаса. Так вот, сибирские эпизоды снимали совсем близко от Москвы — в Зеленограде, который изобразил и сибирский городок Нижнепечерск, и площади, где ведут разработку.
Отдельно пару слов о музыке. Её написал композитор Андрей Петров. Любопытно, что он же был композитором и в дебютном для Владимира Чеботарёва «Человеке-амфибии». Андрей Петров напишет музыку и для большинства последующих фильмов Владимира Чеботарёва. И в этой связи хотела бы рассказать, что на днях в московском Музее П. И. Чайковского открылась выставка, посвящённая Андрею Петрову, «Андрей Петров. Не только о кино». Она небольшая, но очень уютная и содержательная и даёт возможность увидеть композитора не только как автора популярных песен, но и как композитора-монументалиста, создателя симфонических произведений, очень не похожих на его киномузыку.
В прокат «Право первой подписи» вышло осенью 1978 года. Фильм прошёл скромно, и зрителям, и критикам не хватило динамики и авантюризма. Кинокритик Всеволод Ревич подвёл такой итог:
«Мне кажется, фильм выиграл бы как раз за счёт усиления приключенческой, детективной стороны. А то некоторые линии повисли в воздухе, оказались недоговорёнными или скомканными. <...> Мы ждём острых схваток, хитрых ходов, но ничего этого не происходит».
Но Владимир Ивашов и Владимир Кенигсон, представители разных поколений советской актёрской школы, хороши в любом случае и фильм украшают. И дополнительный плюс: закадровый текст читает Юрий Яковлев.
Знаете этот не самый известный политический фильм?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: