В начале 1960-х годов в СССР активно развивались работы по сверхзвуковой авиации — как военной (межконтинентальные разведчики и бомбардировщики), так и гражданской (создание пассажирских сверхзвуковых лайнеров). На Западе в это же время начинались работы над Concorde и Boeing 2707, что стимулировало советские КБ к разработке собственных аналогов.
Проект Юрия Ивашечкина
Юрий Александрович Ивашечкин (1924–2002) — выдающийся советский авиаконструктор, один из ближайших соратников Павла Сухого, ведущий специалист ОКБ Сухого, занимавшийся аэродинамикой и компоновкой перспективных самолётов. В 1962 году, параллельно с началом работ над проектом Т-4 (изделие «100», сверхзвуковой разведчик/бомбардировщик с максимальной скоростью до М=3), Ивашечкин предложил вариант гражданского сверхзвукового пассажирского самолёта, основанный на технологиях и компоновочных решениях, разрабатываемых для Т-4.
Конструктивные особенности проекта
Компоновка: вероятно, использовалась аналогичная Т-4 — дельта-крыло, убирающаяся «утка» (переднее горизонтальное оперение), удлинённый фюзеляж с заострённым носом.
Скорость: предполагалась крейсерская скорость в диапазоне М=2–2,3, что соответствовало тогдашним требованиям к сверхзвуковой гражданской авиации.
Пассажировместимость: точные данные не сохранились, но, судя по габаритам Т-4 (длина ок. 44 м), предполагалась вместимость порядка 50–70 пассажиров, что сопоставимо с будущим Конкордом.
Материалы: как и в Т-4, предполагалось использование титановых сплавов и нержавеющей стали для выдерживания высоких температур при длительном полёте на сверхзвуковых скоростях.
Двигатели для машины планировались мощные ТРДФ, возможно, проектируемые специально под этот проект (аналогично РД-36-41, разработанному для Т-4).
Почему проект не получил развития
Прежде всего из-за приоритета военных самолётов. ОКБ Сухого в это время было полностью погружено в разработку Т-4 — крайне сложного и дорогостоящего проекта с высокими требованиями со стороны ВВС СССР, а пассажирские авиалайнеры считались неприоритетными для КБ.
Другим важным аспектом была жёсткая конкуренция со специализированными КБ, прежде всего КБ Туполева. Гражданский сверхзвуковой лайнер поручили ОКБ Туполева, где уже велась работа над Ту-144. Сухой не имел опыта в гражданском авиастроении, и его ОКБ считалось специализированным на боевых самолётах.
Ну и, пожалуй, одним из самых важных аспектов были огромные затраты на проект. Технологии, необходимые для сверхзвукового пассажирского самолёта (титан, системы охлаждения, шумоподавление и т.д.), были чрезвычайно дорогими. Ресурсов на два конкурирующих проекта (Ту-144 и «сухой» пассажирский) не хватало. Поэтому советское руководство отдало приоритет проекту Туполева.
Так же нельзя исключать того что проект был свёрнут, просто из соображений практичности. Уже тогда специалисты понимали, что сверхзвуковые пассажирские лайнеры будут экономически неэффективны из-за высокого расхода топлива, шумов и ограничений на полёты над сушей. Поэтому развитие авиации в этом направлении было поставлено под вопрос. Советское руководство ожидало западных проектов, прежде чем вкладываться в свои.
Вместо заключения
Проект пассажирского сверхзвукового самолёта Ивашечкина 1962 года — интересный эпизод в истории советского авиастроения, демонстрирующий широту технического мышления конструкторов того времени. Однако он так и остался идеей на бумаге, уступив место более приоритетным военным программам и концентрации усилий на Ту-144 в гражданском секторе.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉